Методическая разработка внеклассного мероприятия Доброта вокруг нас


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

«Доброта вокруг нас»
Методическая разработка классного часа
Мастер производственного обучения по профессии «Маляр»
Попов Игорь Иннокентьевич
Черемхово, 2016
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Составитель: И.И. Попов
ЧТПрИС, 2016 г. - 11 с.
Аннотация
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Доброта вокруг нас» предназначена для педагогов-психологов, классных руководителей и преподавателей.
Данное мероприятие может быть использовано при проведении классных часов, как в старших классах, так и в образовательных учреждениях профессионального образования. Форма проведения - час общения с элементами игры.
Внеклассное мероприятие направлено на формирование нравственных качеств учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг другу, умение дарить тепло и доброту.
При проведении мероприятия используется аудио- и видеоматериалы:
Аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука
Автор текста (слова): Энтин Ю.,
Композитор (музыка): Минков М.
музыкальная композиция для релаксации на уроке
Музыкальная композиция Красота вокруг нас
Презентация на тему классного часа



Настоящая методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии педагогов-организаторов воспитательного процесса
Классный час по теме «Доброта вокруг нас»
Цели классного часа:
Формировать у слушателей представление о добре и зле, доброте
 
Задачи:
1.      Раскрыть понятия: доброта и добро
2.      Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3.      Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4.       Формирование нравственных качеств учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг другу, умение дарить тепло и доброту.
Форма классного часа: классный час – беседа с элементами игры.
Основные понятия:
доброта,
добро
Методы обучения:
1.Беседа
2.Упражнения
3.Работа в группах
Оборудование:
Компьютер
Проектор, демонстрационный экран
Аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука
Автор текста (слова): Энтин Ю.,
Композитор (музыка): Минков М.
музыкальная композиция для релаксации на уроке
Музыкальная композиция Красота вокруг нас
Презентация на тему классного часа
Пословицы и поговорки о добре и о зле;
Бланки тестов «Добрый ли я?»
Жетоны с разными убеждениями
Весы


Ход классного часа «Доброта вокруг нас»:
Вступление
Видео. Песня о доброте
Учитель (слайд № 1)
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело,
Тем живем на земле.
А. Лесных
Ведущий
Сейчас очень часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Что сейчас преобладают денежные отношения, что мы утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым россияне славились во все времена.

Так ли это?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего государственного характера. Делать добро людям – это душевная потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.Учитель
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает душу того, кто её сотворил.
Вопрос: А кто-нибудь знает, когда празднуют Всемирный день доброты?
История праздника «Всемирный день доброты» (слайд № 2)

Ведущий
Каждый год 13 ноября отмечается Всемирный день доброты. Он возник в 1998 году в Токио, когда страны, преимущественно тихоокеанского региона, и примкнувшая к ним Англия впервые провели симпозиум под названием «Всемирное движение за доброту». Позже к ним присоединились и другие государства.
Всемирный день доброты – праздник действия. Независимо от того, сколько человеку лет, где он живет и какая у него профессия, он может сделать добро, чтобы помочь миру, в котором он живет, стать лучше.
Исследования показали, что люди, постоянно совершающие добрые, хорошие поступки, чувствуют себя счастливей, редко болеют и долго живут.
Учитель.
Доброта... Что означает это слово?
(Объяснение слушателей, как они понимают это слово)
Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми). 1 Ведущий А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд № 3)
Он отметил качества, определяющие доброту: .( слайд № 4)
добродетельный,
добродушный,
доброжелательный,
добронравный,
добропорядочный,
добросердечный,
добросовестный.
Учитель
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек хочет, чтобы окружающие его любили, уважали его. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте… (слайд № 5 )Ведущий Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта (Мигель Сервантес)
Учитель Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям (Жан Жак Руссо)
Ведущий Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю качества и в самом себе (Вильям Шекспир)
Учитель Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях (Блез Паскаль)
Ведущий Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других (Лев Толстой)
Учитель Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно (Максим Горький)
Учитель
А какие народные пословицы, связанные с темой нашего разговора, вы знаете? (слайд № 6)
(слушатели читают со слайда пословицы и поговорки).
Час в добре пробудешь – все горе забудешь
Кто живет в добре – тот ходит в серебре
Лихо помнится - а добро век не забудется
Бедного обижать – себе добра не желать
Худо тому, кто добра не делает никому
Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло.
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло
Доброе слово и кошке приятно
(во время поговорок можно акцентировать внимание учащихся на той или иной поговорке, как они их понимают)
Учитель
Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют….. «волшебными словами». (Ответы детей). Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. Что они означают?
Задаются вопросы слушателям.
– Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти  в дом и т.д.)– В добрый час! (Пожелать удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)– Дать добро. (Дать согласие, разрешение, одобрение.)– Получить добро. (Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.)
Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово. (слайд № 7)
Придумано кем-то просто и мудро -При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)Зазеленеет старый пень,Когда услышит: ... (“Добрый день!”)Мальчик вежливый и развитый,Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)Растает ледяная глыбаОт слова доброго ... (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)Всем вам с большой любовьюЖелаю… (Крепкого здоровья.)
А зачем мы с вами говорим друг другу добрые слова?
Ведущий.
Ах, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убедились сами.А может не слова – дела важны?Дела – делами, слова – словами.
Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.
Учитель: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Что чаще побеждает, добро или зло?
В сказках всегда побеждает добро, но жизнь – не сказка. В жизни может случиться всякое…
Учитель. Чтение притчи
«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, змея выскользнула, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», – отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто из них прав. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».
– Так может и не надо делать добра? И жить по пословице «Не делай добра – не получишь зла»?
– Ребята, может, у вас жизни случались ситуации, когда вас наказывали за доброе дело?
– Человек должен делать добро, потому и на свете больше добрых людей, чем злых. «За добро добром платят».
– Встретив на улице человека, можно сразу сказать добрый он или злой?
– Судить человека можно по его делам, можно много раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступить им место в автобусе; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Учитель. Ситуативный практикум
Представьте себе, что ваш обидчик провалился в прорубь. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите в данной ситуации?
а) пройдете мимоб) попытаетесь ему помочь?
– Можно ли принудить человека быть добрым?– Если  ты умеешь прощать, это может считаться началом добрых отношений?–
Учитель: А сейчас давайте посмотрим притчу о доброте
К видеоролику «Притча о доброте» (про бирюзу) (слайд № 8)
Ведущий:
Добрых людей, как всегда, не хватает,Добрых людей, как всегда, дефицит.Добрых людей не всегда понимают,Сердце у добрых сильнее болит.Добрые – щедро больным помогают,Добрые – дарят тепло и уют,Добрые – в ногу со слабым шагаютИ никакого СПА-СИ-БО не ждут.
Выполнение теста.
Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я” (слайд № 9)
Каждый из вас сможет проверить, какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?
Давайте рассмотрим бланк ответов (слайд № 10)
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
А теперь вопросы (слайд № 11)
1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?5. Часто ли ты используешь злые шутки?6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы ( слайд № 12)
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Работа со словами (слайд № 13)
Учитель:
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:
Плохо - хорошо Зло – доброВойна - мирЖадность - щедрость Грубость – вежливостьЖестокость – ласкаЛожь - правдаПредательство – преданность
Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Жетоны и весы
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно, чего же больше в людях добра либо зла).В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”.
Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы слушателей)

Работа с пословицами
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, прикрепить на доску.
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, .а худое само приспеет
4. Не хвались серебром, а хвались добром.
5. Кто добро творит.,того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет.,в том и правды мало.
7. Не ищи красоты - ищи доброты.
Теперь проверим (слайд № 14)
Конкурс «Ромашка»
Я читаю описание черты характера, студенты должны догадаться  и выбрать лепесток с названием  данной черты характера и приклеить на доску так, чтобы получилась ромашка
– Человека, на  которого всегда и во всем можно положиться, называют….– Человека, у которого доброе сердце, называют…..– Человек, который желает другим только добра называют…..– Человека с доброй душой  и мягким характером, незлопамятного, называют…– Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…..Ответы: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие. доброжелательность.

 
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра” (слайд 15)
Ребята, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны повзрослеть и стать настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте мысленно чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом его все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка,
Ты не дай ей зазря разбиться.
И, чтобы после себя не корить,
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Рефлексия
Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)
Заключение (слайд № 16) 
Давайте жить и следовать правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и с хорошего настроения и надеюсь, что вы станете добрыми, вежливыми, порядочными людьми потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.
В заключение слушаем песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.