Методическая разработка спортивного праздника «Золотая осень» для учащихся 5-11 классов по предмету: «Физическая культура»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27 Советского района ГО город Уфа Республики Башкортостан
Методическая разработка
спортивного праздника
«Золотая осень»
для учащихся 5-11 классов
по предмету: «Физическая культура»
Руководитель: Мельниченко Игорь Валентинович,
учитель физической культуры
2012 год
Методическая разработка по физической культуре
Положение-сценарий спортивного праздника "Золотая осень"
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая такие необходимые качества, как сила, ловкость. Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, соединяют различные приемы обучения, навыки, приобретаемые на уроках физической культуры, и являются показательным итогом всей ранее проделанной работы по физическому воспитанию учащихся.
Разработка данного мероприятия и описание методики его организации предлагаются для использования учителями физической культуры общеобразовательных учреждений. Она поможет начинающему учителю, организаторам массовых внеклассных мероприятий повышать не только познавательный интерес, но будет способствовать воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков и навыков здорового образа жизни.
Краткое содержание разработки: цели праздника; подготовительная работа; ход спортивного праздника; условия прохождения маршрута; подведение итогов, приложения.
Этот спортивный праздник стал традиционным в нашей школе и учащиеся с нетерпением ждут и готовятся к спортивным и познавательным конкурсам.
Цели:
– Привлечение учащихся к активным занятиям спортом.– Развитие физических качеств.– Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Место проведения:
школьная территория.
Участники:
учащиеся 5-11-х классов.
Инвентарь:
музыкальная аппаратура, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь (баскетбольные, малые мячи, обручи, конусы) и другое.Награждение:
Все участники праздника награждаются грамотами и сладкими призами.
Подготовительная работа:
инструктаж судей, ответственных за этапы (ответственные: учителя физкультуры, учителя-предметники без классного руководства)
оформление экрана спортивного праздника (старшеклассники) – приложение № 1
оформление названий этапов (старшеклассники)
подготовка необходимого инвентаря (учителя физкультуры)
подготовка жетонов из цветной бумаги
выпуск маршрутных листов (учителя физкультуры). Для каждой параллели классов отдельный маршрут – приложение № 2
подготовка кроссвордов, вопросов викторины (старшеклассники) – приложение № 3
разметка мест проведения праздника (ответственные за этапы)
подготовка призового фонда
Ход спортивного праздника
На площадке перед школой собираются участники праздника (5-11 классы вместе с классными руководителями). Каждый класс имеет табличку с номером класса. Проводится перекличка. Ведущий называет № класса – класс громко кричит текст заранее приготовленной речевки (тема речевки – спорт).
1 ведущий:
“Добро пожаловать, гости дорогие!Веселья вам да радости желаем!Давно мы вас ждем – поджидаем,Праздник без вас не начинаем!”
2 ведущий:
“Ай, да русская потеха - Сколько шума,Сколько смеха!Принародно, как бывало -Зазывает зазывала.Эй, девчонки и мальчишки!Молодежь и детвора!Собирайтесь все на праздник –Нынче самая пора!”
3 ведущий:
“Шире сердца раскроемПраздник себе устроим.Плечи вовсю расправимВесело праздник справим!Нам не к лицу сутулиться,Праздник на нашей улице!”
После выступления ведущих командиры классов получают маршрутные листы, в которых указывается маршрут передвижения по этапам.
По общей команде “Марш!” классы расходятся по своим маршрутам.
Содержание этапов
Смотри приложение сценария.
Условия прохождения маршрута
Каждая команда двигается по своему маршрутному листу, соблюдая время выступления на этапах. На каждом этапе судьи объясняют условия прохождения этапа (количество участников, что делать и т.д.). Классы соревнуются в параллели (5а против 5б и так до 10 класса). На каждом этапе по окончании судья выдает жетон командиру класса, который относит его к судейскому столику, где жетон приклеивается на большой экран (большая таблица с указанием классов и всех этапов).
Подведение итогов
Итоги подводятся на общем построении перед школой после прохождения всего маршрута всеми участниками. Проводится перекличка классов (речевка о спорте). Судьи подсчитывают сумму мест каждого класса за выступления на каждом этапе (наименьшая сумма мест). Достоинство жетонов: 1место – красный, 2 место – синий, 3 место – зеленый (цвета могут быть другими). Итоги подводятся по 3-м возрастным группам: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы.
1 ведущий:
“Всем победителям медали,А остальные – проиграли?Предполагается ответ,Что проигравших нет как нет!”
2 ведущий:
“Мы верим на празднике нашемВам некогда было скучатьИ всем на прощание скажемМы ждем вас зимою опять!”
Каждый класс награждается сладким призом.
Награждение проводит директор школы, зам.директора по ВР.
После этого классы организовано покидают спортивный праздник.
приложение сценария
Праздник здоровья «Золотая осень»
(для школьников 5 -11 классов)
Праздник организуем на территории школы. Соревнования проходят по принципу круговой тренировки по станциям. Количество станций и виды состязаний на них могут меняться. Но принцип организации соревнований остаётся одним и тем же.
Для каждого вида состязаний разработана специальная шкала оценок, которая даёт возможность всем участникам независимо от возраста соревноваться на равных. За основу взята пятибалльная система оценок.
В день соревнования (… сентября) классы, участвующие в празднике, собираются у школы и вместе с классными руководителями строятся:
- В 9.00 ………………………………………………………………….классы
-В 11.00………………………………………………………………….классы
Директор школы приветствует всех. Главный судья ещё раз напоминает о программе соревнований, знакомит участников со старшими судьями на станциях. Старшие судьи вручают физоргам классов маршрутные листы, в которых отмечены начало и порядок прохождения дистанции соревнований каждым классом. Классы передвигаются по станциям парами:
-
-
Каждая пара начинает соревнования на определённой ей станции. Учащиеся 11-х классов при таком раскладе пар осуществляют судейство соревнований (11а с 9.00, 11б с 11.00)
В 9.15 и 11.15 на всех станциях даётся общий старт.
После окончания состязания на своей последней станции учащиеся всех классов направляются к стартовой площадке, где физорги сдают маршрутные листы классов. Судейская коллегия подводит результаты праздничных состязаний.
Станция – Бег 60 м.
Участвуют все здоровые учащиеся. Зачёт ведётся по 5 лучшим результатам у мальчиков (юношей) и девочек (девушек). Вначале стартуют представители мужского пола. В маршрутный лист проставляют сумму времени 10 зачётных участников команды класса.
Инвентарь: указатель «старт-финиш», гирлянда из флажков, свисток, флажок, секундомер электронный, протоколы забегов.Помощники: 2 человека из 11 класса.
Ответственный судья на станции: преподаватель.
Станция – Челночный бег 4х15 м
От каждого класса участвуют по 5 мальчиков (юношей) и 5 девочек (девушек). Соревнование проходит в виде эстафеты. Классы, объединённые в пары, соревнуются между собой, расстояние между командами не менее двух шагов. На линию старта участники становятся в колонну по одному, друг за другом, вначале все мальчики (юноши), затем все девочки (девушки). На расстоянии 15 м от линии старта ставят сигнальный конус. Каждый участник добегает до конуса, задевает его рукой, возвращается к линии старта, вновь бежит до конуса, задевает его рукой и направляется к линии старта.
Инвентарь: свисток, флажок, секундомер электронный или двухкнопочный,
4 сигнальных конуса
Помощники: 3 человека из 11 класса (2 юношей следят за правильностью бега, 1 девушка записывает результаты)Ответственный судья на станции: преподаватель.
Станция – Удары по футбольному мячу в ворота шириной 1 м.
От каждого класса участвуют по 5 мальчиков (юношей) и 2 девочки (девушки). Всем участникам предоставляют по одному удару любым способом. Ученики 5-6 классов наносят удар с 7 м, 7-8 классов- с 8 м, 9-10 классов- с 9 м. Мяч считается попавшим в ворота независимо от того, прошёл он в них по воздуху или по земле, За каждое попадание даётся 1 балл.
ВАЖНО! Дать детям перед состязанием пробную попытку.
Инвентарь: свисток, 1 сигнальный конус, 1 футбольный мяч, ворота из стоек для прыжков в высоту
Помощники: 2 человека из 11 класса (один подаёт мяч, второй – считает баллы)
Ответственный судья на станции: преподаватель
Станция – Броски баскетбольного мяча в кольцо
Расстояние до кольца 3-4 м. От каждого класса участвуют по 5 мальчиков (юношей) и 5 девочек (девушек). Команды стоят в шеренгу напротив баскетбольного кольца. Каждый участник команды по очереди бросает мяч в кольцо, подходя к месту броска. Следующему мяч подаёт помощник. Игра продолжается 5 минут. Сколько мячей попало в цель, столько команде засчитывается баллов. В маршрутный лист класса выставляется средний балл 10 участников команды.
Оценка = Количество попаданий : Количество участников
Инвентарь: 2 сигнальных конуса, 2 баскетбольных мяча №5, 2 баскетбольных щита с кольцами, 2 перекидных табло, секундомер
Помощники: 6 человек из 11 класса (4 юношей подают мячи и считают очки, 2 девушки показывают результаты на табло)Ответственный судья на станции: преподаватель

Станция – Вращение обруча туловищем в течение 30 секунд.
От каждого класса выступают 6 человек независимо от пола. По сигналу все шестеро участников начинают вращать обруч. Если кто-то уронит обруч, он покидает место соревнований. За безошибочное вращение обруча всеми участниками классу в маршрутный лист ставится оценка «5», при падении одного обруча – «4», двух – «3», трёх – «2», четырёх – «1». При падении 5 и 6 обручей класс не получает ни одного балла.
Прыжки через скакалку в течение 30 секунд.
От каждого класса участвуют 6 человек независимо от пола. Состязание проводится подобно вращению обруча. По сигналу все шестеро участников начинают прыжки. При каждом сбое участник выбывает из состязания и с команды снимается 1 балл. Максимальная оценка 5 баллов, даже при безошибочных прыжках всех участников. А если ошибки допустили все участники команды класса, баллы ей не начисляются.
ВАЖНО! Дать детям перед состязанием пробную попытку.
Инвентарь: секундомер, 6 обручей, 6 скакалок
Помощники: 2 человека из 11 класса
Ответственный судья на станции: преподаватель
Станция – Подтягивание на высокой перекладине.
От каждого класса участвуют по 6 мальчиков (юношей). Делают максимальное количество повторений без раскачек и рывков (подбородок выше перекладины, хват руками сверху).
Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине за 30 секунд (пресс). От каждого класса участвуют по 6 девочек (девушек). Делают максимальное количество повторений за 30 секунд (руки за головой или на груди скрестно, ноги закреплены).
После того как все 12 участников класса закончат выполнение упражнений, сумма их повторений складывается и делится на число 12.Этот средний балл суммы оценок 6 мальчиков (юношей) и 6 девочек (девушек) проставляется в маршрутный лист как оценка классу за выступление на данной станции.
Инвентарь: секундомер, калькулятор, протокол, 2 гимнастических мата
Помощники: 4 человека из 11 класса (2 юношей на подтягивании, 2 девушки на прессе)Ответственный судья на станции: преподаватель
Общий девиз праздника:
Здоровье – всей жизни основа!
Со школы его укрепляй.
Духовно-телесно здоровым
Красиво по жизни шагай!
Ни дня без развития тела
Ума и души, и всего.
Нет совершенству предела,
Когда жаждет душа его!
Оценка эффективности реализации мероприятия.
В настоящее время уже можно говорить об оценке эффективности мероприятия, причём я рассматриваю эффективность мероприятия по нескольким основополагающим направлениям:
Воспитательный эффект:
Формирование нравственных, морально-волевых качеств;
Формирование понимания необходимости вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом;
Формирование навыков коллективизма.
Социальный эффект:
Профилактика вредных привычек, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
Отвлечение подростков от антисоциальной деятельности;
Профилактика негативного поведения.
Оздоровительный эффект:
Привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Эффективное оздоровление, развитие физической выносливости, способности переносить повышенные физические нагрузки;
Приобретение необходимых навыков по выполнению общефизических упражнений.
Развивающий эффект:
Активизация познавательной активности;
Расширение и углубление знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
Формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний, эффективности проводимых практических мероприятий.