«Преображение Марии» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»)


Урок литературы в 11 классе.
Тема урока: «Преображение Марии» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Цели и задачи: 1) чтение и анализ одного из самых пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны;
2) воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции;
3) через чтение и анализ эпизодов открыть знание всего текста повести:
рассмотреть нравственно-этический аспект, нравственные традиции - христианские, мотивы в повести, отношение к Мадонне, Богоматери;
актуализация современной жизни, примеры из произведений современников В. Закруткина, в которых рассматривается образ женщины – матери на войне.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – размышление.
Технологии: на диалоговой и на современной информационной основах.
Материалы и оборудование: портрет В.Закруткина, мелодии И.-С. Баха – Ш. Гуно «Ave, Maria» или одноимённой мелодии Ф. Шуберта; репродукции картин и икон, изображающих Мадонну и Богородицу, картин военной тематики, В. Высоцкий «Песня о Земле».
Эпиграфы к уроку: О Владычице Царица Небесная!
Ты мне упование и прибежище,
Покров и заступление и помощь.
Из молитвы

Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
А. Высоцкий.

План и ход урока.
I. Оргмомент.
II. Работа с текстом повести «матерь человеческая».
Музыкальное вступление к уроку - песня В. Высоцкого «Песня о Земле».
«Песня о Земле» В. С. Высоцкий (1969)
Кто сказал: «Всё сгорело дотла, Она вынесет всё, переждёт,-
Больше в землю не бросите семя!» Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля умерла? Кто сказал, что Земля не поёт,
Нет, она затаилась на время! Что она замолчала навеки?!

Материнства не взять у Земли, Нет! Звенит она, стоны глуша,
Не отнять, как не вычерпать моря. Изо всех своих ран, из отдушин,
Кто поверил. Что Землю сожгли? Ведь Земля – это наша душа,-
Нет, она почернела от горя. Сапогами не вытоптать душу!

Как разрезы, траншеи легли, Кто поверил. Что Землю сожгли?!
И воронки – как раны зияют. Нет, она затаилась на время
Обнажённые нервы Земли
Неземное страдание знают.
- Как вы думаете, почему урок, посвящённый повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?
Учитель. В песне В.Высоцкого перед нами измученная, искорёженная мёртвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа»
Мы принадлежим к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В.Некрасова, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В.Быкова, В.Астафьева, К.Симонова, Ю.Бондарева и других писателей. Военная литература так же многолика, как и сама война. У каждого писателя свой собственный подход. Мы же сегодня рассмотрим тему – женщина-мать во время войны. Мы как-то свыклись с тем, что многие женщины в Великую Отечественную войну воевали наравне с мужчинами, и мало кому в голову приходит мысль, насколько это было противоестественно самой природе! И то, что сделали эти девушки, иначе, как подвигом, не назовёшь.
Сейчас мы думаем, гадаем: что заставило вчерашних школьниц, студенток бросить всё и добровольно (!)отправиться на войну? «Всего за годы войны в различных родах войск. Служило свыше 800 тысяч женщин», - пишет С. Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». В этой книге есть такие слова: «В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае-июне 1945 года и хранящемся в фонде славянского антифашистского комитета есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире Следовало добавить ещё одно слово – непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг». Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения» Если когда-нибудь в языки мира войдёт это слово, в том будет доля и совершённого в годы войны советской женщиной!
Война Отвратительное лицо её никогда не сотрётся из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами – на медсестёр, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих у станков, неся горе и смерть. Грубые её руки вырывали жертвы из каждого дома, каждой семьи. «У войны – не женское лицо» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь. Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери, женщина, соединившая в себе «богатство, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь», была вынуждена взять в руки оружие! Девушки, вчерашние школьницы, на хрупких плечиках своих

среди разрывов снарядов выносили из боя раненых бойцов. Девочки сутками простаивали у станков и не разгибали спины на колхозных полях.


1-й ученик. Русской женщине Михаил Исаковский

Да разве об этом расскажешь - В холодные зимы, в метели,
В какие ты годы жила! У той далёкой черты
Какая безмерная тяжесть Солдат согревали шинели,
На женские плечи легла!.. Что сшила заботливо ты.


В то утро простился с тобою Бросалися в грохоте, в дымке
Твой муж, или брат, или сын, Советские воины в бой,
И ты со своею судьбою И рушились вражьи твердыни
Осталась один на один. От бомб, начинённых тобой.


Один на один со слезами, За всё ты бралася без страха
С несжатыми в поле хлебами И, как в поговорке какой,
Ты встретила эту войну. Была ты и пряхой и ткахой,
И все – без конца и без счёта – Умела – иглой и пилой.
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе – волей-неволей, Рубила, возила, копала-
А надо повсюду поспеть; Да разве же всё перечтёшь?
Одна ты и дома и в поле, А в письмах на фронт уверяла,
Одной тебе плакать и петь. Что будто б отлично живёшь.


А тучи свисают всё ниже, Бойцы твои письма читали,
А громы грохочут всё ближе, И там, на переднем краю,
Всё чаще недобрая весть. Они хорошо понимали
И ты перед всею страною, Святую неправду твою.
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе, И воин, идущий на битву
Суровым путём трудовым. И встретить готовый её,
Весь фронт, что от моря до моря, Как клятву, шептал, как молитву,
Кормила ты хлебом своим. Далёкое имя твоё
1945 г.

Сегодня на уроке мы подробно изучим повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». В повести Закруткина мы видим страшную картину опустошения и смерти. Кажется, это конец света, Апокалипсис, который избежала только маленькая женщина Мария, но она не хочет жить в опустевшем мире. Однако именно ей предстоит стать МАТЕРЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, оберегающей связь поколений и род людской. Что Виталия Закруткина побудило написать эту повесть?
2- ой ученик. В основе повести лежит реальный факт. Автор её военным корреспондентом прошёл Великую Отечественную от начала и до конца. В книге «Страницы о себе» он вспоминает: «Я своими глазами увидел всё, что натворили гитлеровцы Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожжённые от начала до конца». Но более всего запомнился один эпизод, лёгший в основу повести «Матерь человеческая»: «Ранней осенью 1943 года мы получили забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь от магистральной дороги
В полдень мы въехали в чёрные развалины какого-то сожжённого гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырёх, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам всё, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожжённый хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе»
В перерывах между боями Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом».
Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.
Учитель. Давайте прочитаем начало повести до слов: «Спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям» (чтение учеником)
- Почему же автор говорит. Что не имеет права забывать «эту женщину»? Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны?
Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине – простой русской крестьянке, которой выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших
С древнейших времён сложился у человечества культ Матери и материнства. Именно от неё, Великой праматери, рождается, по многим мифам, Свет, а затем всё сущее на Земле. На местах первобытных поселений людей до сих пор находят женские фигурки, символизирующие Прародитетельниц, Великих Матерей. Это культ Матери как родоначальницы племени, вечно его обновляющей и потому бессмертной, кормилицы, хранительницы памяти и житейской мудрости, берегини, поддерживающей огонь жизни, стал потом основой поклонения христианской Деве Марии, Богородице, Богоматери, Царице Небесной - Матери Спасителя человечества, принявшего за себя смертную муку за его грехи и тем самым открывшего людям путь к спасению. Не удивительно, что в Матери Иисуса Христа люди видели молитвенницу перед Богом за нас, грешных. Поэтому именно у Неё миллионы людей ищут помощи и защиты (как ищет их ребёнок у своей матери), преклоняют колена перед Её чудотворными иконами.
Автор повести «Матерь человеческая» сознательно старается разделить образы Мадонны и крестьянки Марии. Давайте зачитаем в повести описание внешности Марии и изображение Мадонны. (Описание Марии С. 6 «Небольшая кареглазая, с едва заметными конопинками на наосу, она шла, переваливаясь, полуголая, едва прикрытая оборванными пожухшими от крови лохмотьями. В разметавшихся по плечам каштановых её волосах топорщились кукурузные листья. Ломкие стебельки полыни; полные, округлые икры маленьких босых ног исцарапаны, покрыты ссадинами».
Описание Мадонны. С. 1 «В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна, и пухлощёкий её младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. На тёмноволосой голове мадонны красовался серый от пыли восковой венок, а у ног её, на каменном карнизе, постоянно лежали свежие. Обрызганные водой живые цветы »)
Вывод: (работа по схеме)

противопоставление

Образ Мадонны Образ Марии
МАРИЯ = МАРИЯ
1.Кукольные глаза 1. смешные, едва заметные
2.Ярко и грубо раскрашены веснушки на переносице
масляной краской 2. стёртые руки в мозолях
3. безразличие к миру 3. испытывает боль за
4.немыслимо синие глаза происходящее и сострадание ко - всему живущему
Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера заглушена временем, эпохой, идеологией, насаждаемой насильственно. Вспомните, как пионервожатый убеждает Марию отказаться от посещения церкви. Но в подсознании героини вера живёт. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. И это наталкивает на мысль о ложности авторского противопоставления, а всё последующее повествование разрушает это противопоставление – классический случай, когда герои «не слушаются» автора, когда духовная жизнь следует своим законам вопреки политическим системам и идеологиям.
- Виталий Закруткин, по сути, создаёт своего рода словесную икону Женщины-Матери (не зря же он ей даёт евангельское имя Мария и называет её «Матерью человеческой») и гимн материнству.
Для того чтобы понять и проанализировать образ Марии, необходимо рассмотреть следующие эпизоды:
«Гибель хутора»;
«Спасение животных»;
«Мария и раненый мальчишка- немец Вернер Брахт»;
«Размышления Марии о судьбах Вернера Брахта и политрука Славы»;
«Усыновление семерых детей из блокадного Ленинграда»;
«Рождение сына»;
«Работа Марии на разорённом хуторе».
В конце повести героиня , представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости, и сама картина, включённая в повествование , напоминает икону, давайте зачитаем: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы. Куры. Заметив нас, звонко заржали. Вверху носились белокрылые голуби». И командир полка «подошёл к ней, пристально смотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща. Опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой женской руке»
Взгляните на репродукции полотен белорусского художника М.А. Савицкого «Партизанская Мадонна» (1978), «Мать партизана» (1972). Какую из них вы могли соотнести с повестью и судьбой главной героини? Почему? Какая кажется вам наиболее созвучной повести по смыслу? Почему?
(Все эти картины соотносимы с произведением Закруткина: здесь и страшная сцена казни, ужас которой пришлось пережить Марии. Но самой созвучной повести картиной можно назвать «Мать партизана» (1972)
«Мать партизана», - пишет Э. Пугачев в своём исследовании о художнике,- произведение, где особое значение приобрёл символический смысл образа. Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна, красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй чёрных виселиц. Страшно это противопоставление Мадонны без младенца, возникшей, как грёза. Детской фигурки, и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства».
На глазах Марии убиты сын и муж, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и никого, кроме неё самой. Зачем жить? И Мария молится: «Я не могу жить. Господи, я не хочу жить. Может, Ты всё-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась если Ты есть, Господи, видишь моё горе! Разве можно так жить? У меня всё отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночечка Васеньку удавили, дитё ни в чём не повинноеИ хаты наши все спалили, одна зола от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли»
- Почему же она пересиливает свою боль, поднимается над горем и остаётся жить? (Убитая горем Мария зовёт смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, «что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским теплом, но уже своя, отдельная слабая жизнь »)
- И она остаётся жить. Погребая одного за другим тех, с кем сталкивает её судьба. Сначала это девочка Саня, потом пожилой немецкий солдат, затем умерший на её руках Вернер Брахт и молоденький политрук Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то у тебя в чернилах, девчонка хоть школу вашу закрыли, а грамотной ты хотела быть Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться» - это для Сани.
«Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем, не замаранным убийствами и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам, детям, плохо да больно становится, вы все матерей вспоминаете А что из тебя получилось бы, если бы не был убит, если б не умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро приучили б тебя к тому, что делают сами И людей бы ты убивал, и девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и хаты поджигал бы на чужой земле Может, и лучше, что ты помер и остался чистым» - это о Вернере Брахте.
Для Марии все мёртвые (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень. Потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы»
Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые (вернее, память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.
Предшествует этому описанию внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. (с.24-25 от слов «Ну, чего ж будем делать?.. до слов «А ты, Мария, только о себе, значит, думала? И куда ты совесть свою при этом девала?.. »)
Разум, безусловно, прав. Подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя. Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?
Кладбище – это единственное, что осталось от родного хутора. Здесь лежат те, кто основал его, кто жил рядом с Марией, кого она знала и помнила. Здесь история её рода и память о нём. Недаром хуторяне чтили дедовский обычай и ежегодно отмечали родительский день. « Радуница как бы объединяла людские поколения, делала людей добрее и лучше»
Кладбище помогает Марии ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем, первым хуторянином, просит совета у матери.
-Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие её вопросы? Почему так решили?
Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое подсказывает сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила. Как будто обращалась к живому:
- Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже мне быть последней»
Но осознать свою великую миссию помогают ей не только мёртвые, но и живые. И один из них – солдат Вернер Брахт. Вспомните, какое чувство испытала Мария, впервые увидев его. (Прочитайте в тексте с. 16 от слов «Ненависть и горячая злоба захлестнула Марию » и до слов «Ты всё знаешь и за всё ответишь»)
- Почему не совершила Мария этого страшного, несовместимого с материнской природой, поступка? (Раненый мальчишка успел выкрикнуть единственное слово «мама» )
Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадания и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь напугав Марию хлопаньем крыльев, сел на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила её руку, воркуя и просительно встряхивая крыльями».
Мария стала названной матерью своего врага и, сам того не ведая, вступила на путь утешительницы, помощницы, заступницы
- Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства. (Когда нашла голодных, измученных детей в копне сена, а потом, когда они впервые назвали её мамой.)
- Когда она начинает ощущать себя матерью всех?
(После рождения своего ребёнка. Прочитать этот эпизод от слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребёнок» и до слов « требующих от неё, матери, защиты и ласки ).
Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не
Сострадать всем. Завершилось ее преображение в Матерь Человеческую.
- Что же помогло ей выжить?
(Материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой).
III. Итог урока.




























15