Программа факультативного курса «Тропинки здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское
















Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа





Учебная программа предмета
«Тропинки здоровья»
(2 – 4 классы)




Автор разработки:
Чуйко Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
МБОУ «Гимназия № 9»



2013 год
«Там на неведомых дорожках»

Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами
(народная мудрость)
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Программа «Тропинки здоровья» направлена на формирование у младших школьников полноценного понимания основ здорового образа жизни и выполнения правил здоровьесбережения.
Главная направленность предмета – создать условия для того, чтобы ребёнок сам учился отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.
Смыслом обучения каждого ребёнка является осознание себя личностью, стремящейся не только к интеллектуальному и духовному развитию, но и к полноценному психосоматическому состоянию.
Логика образовательного процесса базируется на идеях здоровьесберегающих образовательных технологиях, ведущая задача которых – сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Содержание уроков обогащается включением понятий из других предметов естественного и гуманитарного циклов, эстетической направленностью на красоту и гармонию в отношениях ученика к самому себе и к окружающему миру, приобщением учащихся к духовной культуре.
В разработке предмета «Тропинки здоровья» использованы научные публикации, посвящённые теории и практике педагогического процесса, современным подходам в преподавании, проблемам формирования личности и её самосозиданию.


Пояснительная записка

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного развития.
Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему и призван решить предмет «Тропинки здоровья».
Актуальность программы обусловлена решением одной из самых главных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. Наряду с приобретением теоретических знаний, учащимся предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения.
Новизна. «Тропинки здоровья» – это новый, разработанный на основе государственной комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов Ляха В.И., программ Ковалько В.И. «Индивидуальная программа здорового образа жизни» и «Школа здоровья», Колесовой Л.С. «Полезные привычки» и учебного пособия Дереклеевой Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» учебный предмет для начальной школы, учитывающий психологические особенности детей этого возраста, их эмоциональность и воображение. Данный предмет призван сформировать у младших школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании полученных знаний в организации здорового образа жизни. В процессе освоения обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Одним из основных компонентов программы является развитие двигательной активности ребёнка. Он реализуется через систему проведения подвижных игр, упражнений, психологических тренингов; через организацию спортивных соревнований, дней здоровья, туристических слётов, семейных выходов на спортивные базы.
Методологические положения программы. В основу предмета «Тропинки здоровья» положены идеи ориентации на проектно-созидательную систему обучения.
В условиях новых проблем, с которыми столкнулась российская система образования (например, интеграция, гуманитаризация, дифференциация), обозначилась необходимость перехода от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-созидательной.
В новой, проектно-созидательной, системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого. На первое место выдвигаются процессы развития полноценного, здорового общества с учётом трёх факторов: исторического, психолого-социального и медико-биологического.
В связи с вышесказанным, в предмете «Тропинки здоровья» была поставлена цель:

укрепить здоровье детей, повысить уровень физической подготовки,
сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, а также здоровые установки ответственного поведения по отношению к своему здоровью и здоровью других людей, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Для выполнения данной цели были поставлены задачи:
Формировать представления об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержания оптимального функционального состояния.
Формировать практические умения в организации и проведении самостоятельных форм оздоровительных занятий с различной функциональной и социально ориентированной направленностью.
Воспитывать индивидуальные психические черты и особенности в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами здоровьесберегающих технологий.
Развивать эмоциональную сферу учащихся.
Показать значение здорового образа жизни в практической жизни людей, в развитии человеческого общества.


Описание разделов программы

II класс
Раздел I. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Основы здорового образа жизни. Методика закаливания. Правила личной гигиены. Значение навыков личной гигиены. Влияние природной среды на организм человека. Строение скелета человека. Значение скелета. Работа мышц и двигательных конечностей. Значение питания, продукты питания и состав пищи. Роль физических упражнения и спорта для укрепления здоровья. Подвижные и спортивные игры.

III класс
Раздел II . «В здоровом теле – здоровый дух»
Организм человека как единое целое. Работа организма. Перегрузки организма. Режим дня, его значение. Витамины. Профилактика вредных привычек. Лекарства и лекарственные растения. Значение сна в жизни человека. Природа и организм человека. Эмоции, виды эмоций, их влияние на здоровье человека. Права и свобода выбора. Проектирование здорового образа жизни. Психологические игры, тренинги, упражнения.

IV класс
Раздел III. «Я среди людей»
Психика человека. Характер и темперамент. Атмосфера в коллективе учащихся. Правила сотрудничества. Проблемы и их решения. Конфликтные ситуации, причины возникновения конфликтов. Агрессия и гнев. Ситуации успешности. Понимание и уважение. Самооценка и самоуважение. Отношения с родителями, друзьями. Ситуативное поведение. Психологические игры, тренинги, упражнения.






Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу изучения программы.

Учащиеся должны знать:

правила личной гигиены;
основы здорового образа жизни;
элементарные правила здоровьесбережения;
значение солнца, воды, воздуха, питания для жизни человека;
влияние окружающей среды на организм человека;
причины заболевания человека;
влияние вредных привычек на здоровье человека;
назначение лекарственных трав и препаратов;
значение занятий физкультурой и спортом для полноценного развития организма;
правила общения и взаимодействия с окружающими;
причины возникновения конфликтов и способы их разрешения;
особенности своего характера и темперамента.



Учащиеся должны уметь:

выполнять правила здоровьесбережения;
выполнять правила личной гигиены;
составлять и соблюдать режим дня,
выполнять элементарные упражнения для закаливания организма,
выполнять комплексы упражнений, направленных на укрепление физического здоровья организма;
правильно употреблять и хранить лекарственные препараты;
разрешать конфликты;
избегать стрессовые ситуации;
сотрудничать с другими людьми;
объективно оценивать свои личностные качества и качества окружающих;
отличать вредные привычки от полезных;
помогать другому в трудной ситуации. Учебно-тематическое планирование
II класс
(34 часа)


Урок №
Тема
Количество часов



всего
теория
Прак-
тика

Раздел I: «Азбука здоровья».


Введение. Волшебное слово «Здоровье»:
-что такое здоровье;
-виды здоровья (психосоматическое, психико-эмоциональное);
1
1



Как попасть в страну Неболейкино:
-как возникают болезни;
-признаки болезни;
-здоровый образ жизни;
-правила личной гигиены
1

1


«Кто нас лечит?»:
-как организм помогает себе сам;
-какие врачи нас лечат;
-доктора природы
1
1



«Доктор Солнышко»:
-значение солнца для жизни на Земле;
-«солнечные» витамины;
-комплекс упражнений
1

1


«Мы играем вместе с солнцем» (день здоровья):
-проведение подвижных игр на школьном дворе
1

1


«Доктор Чистая вода»:
-значение воды для жизни на Земле;
-«полезная» вода;
-как принимать холодный душ;
-игры на воде;
-чистота-залог здоровья
1
1



Игры и упражнения на воде:
-правила безопасности на воде;
-обучение плаванию;
-упражнения на дыхание
4
1
3


«Гигиена доктора Здоровье»:
-глаза – главные помощники человека;
-чтобы уши слышали;
-профилактика глазных и ушных заболеваний;
-почему болят зубы;
-чтобы зубы были здоровыми;
-как сохранить улыбку красивой;
-зачем человеку кожа;
-надёжная защита организма;
-если кожа повреждена
3
1
2


«Доктор Свежий воздух»:
-свежий воздух и вода;
-игры на свежем воздухе;
-загрязнение воздуха как одна из причин уничтожения жизни на Земле;
-борьба с загрязнением воздуха;
1

1


«Доктор Физические упражнения»:
-почему в школе есть предмет «Физическая культура»;
-утренняя зарядка;
-зачем нужно заниматься спортом;
-подвижные игры на переменах;
-составление комплекса обще развивающих упражнений
1

1


«Зарядка в стране Олимпиоников»:
-игровые упражнения;
-подвижные игры;
-спортивные игры
1

1


«Доктор Правильная осанка»:
-скелет человека;
-правильное положение тела;
-как сидеть за партой;
-установление взаимосвязей между осанкой и органами человека;
1
1



«Осанка – стройная спина!»:
-комплекс упражнений для формирования правильной осанки и роста;
-спортивные игры с мячом, скакалкой
1

1


«Доктор Закаливание»:
-закаливание-это здоровье;
-гимнастика в ванне (обливание);
-как дышать на морозе;
-ходьба босиком;
-закаливание жаром;
-целебный пар;
1
1



Практическое занятие. Игры на свежем воздухе.
1

1


«Доктор Правильное питание»:
-что такое аппетит;
-что и как мы едим;
-куда девается еда;
-вкусно, но полезно ли
1
1



«Что сегодня на обед?»:
- что такое «диета»;
-зачем нужна диета;
-кто назначает человеку диету;
-что лучше – есть в меру или сидеть на диете;
-как составить вкусное меню
1

1


«Доктор Активный отдых»:
-«перерывы» в деятельности человека;
-как правильно отдыхать;
-смена деятельности – это тоже отдых;
-упражнения на релаксацию
1

1


«Весёлый день здоровья»:
-проведение спортивных командных игр»;
-проведение эстафет и соревнований
1

1


«Доктор Разум»:
-умственные способности человека;
-как развивать интеллект;
-игры «разума» (упражнения на формирование мыслительных операций)
1
1



«Доктор Игра»:
-человек играет и растёт;
-игры на развитие физических качеств;
-игры с друзьями;
-индивидуальные игры;
-познавательные игры

1

1


«КВН затейных игр»:
-конкурсы на развитие внимание, ловкости, гибкости;
-эстафеты на скорость;
-соревнования капитанов

1

1


«Доктор Дружба»:
-зачем человеку нужен друг;
-дело на двоих;
-дружеские отношения;
-влияние друзей на характер человека;
-хороший ли ты друг;
-учимся выбирать друзей;
-психологические тренинги
1
1



«Дело с другом вместе вдвое интересней!»:
-создание проектов здоровья по изученным темам;
-групповая работа;
-презентация и защита проектов здоровья
2

2


«Доктор Общение»:
-о чём мы говорим;
-зачем мы говорим;
-виды общения:
дружеское общение;
деловое общение;
общение с незнакомыми людьми;
-правила общения;
-добрые и правильные слова
1
1



Практическое занятие:
-подвижные игры с дидактической направленностью

2

2


Итоговая диагностика.
1
1



Всего:
34
12
22












Учебно-тематическое планирование
III класс
(34 часа)

Урок №
Тема
Количество часов



всего
теория
Прак-тика

Раздел II: «В здоровом теле – здоровый дух».


Введение. Что я знаю о своём организме:
- общее представление об организме человека;
- взаимосвязь и взаимосогласованность всех органов и систем человека
1
1



«Прививки от болезней»:
-инфекционные болезни;
-физическое состояние организма;
-эмоциональные состояния человека
1
1



Как составить правильный режим дня:
- составление режима дня с учётом особенностей характера и склонностей учащихся;
- место домашних заданий в режиме дня;
- двигательный режим
1

1


Перегрузки организма.
Как помочь себе избежать перегрузок:
- учимся думать и действовать;
-учимся находить причину и последствия событий;
-учимся выбирать;
-упражнения на релаксацию
2

2


Как влияют на организм отрицательные эмоции:
- виды отрицательных эмоций;
-причины возникновения негативных эмоций;
- могут ли положительные эмоции перерасти в отрицательные;
-психологические игры и упражнения
1

1


«От улыбки станет день светлей!»:
-учимся создавать хорошее настроение;
-упражнения на релаксацию;
-игры на формирование позитивных эмоций;
-учимся ладить с другими;
-психологические игры и упражнения
1

1


«Я – добрый волшебник!» (урок-игра):
-учимся быть добрыми;
-как превратить плохое в хорошее;
-как избежать зла, зависти и жадности;
-психологическая игра
1

1


Давайте познакомимся – вредные привычки:
- какие бывают вредные привычки;
- как и почему человек приобретает вредные привычки;
-психологические игры и упражнения
1
1



Зависимость:
-что такое зависимость;
-появление зависимости у человека;
-зависимый ли ты человек;
-как избежать зависимости;
-психологические игры и упражнения
1

1


Умей сказать НЕТ! (урок-тренинг)
-когда и почему нужно говорить НЕТ;
-как сказать НЕТ;
-«белой вороны»;
-игра «Что? Зачем? Как?» (обсуждаем вредные привычки»

1

1


«Я умею выбирать!»:
-выбор правильного решения;
-формирование волевого поведения;
-как помочь себе самому;
-свобода выбора – его плюсы и минусы;
-психологические игры и упражнения

1

1


Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор:
-влияние табака на организм человека;
- влияние табачного дыма на некурящих людей;
- борьба с курением

1
1



«Злой волшебник – табак» (урок-проектирование):
-пропаганда борьбы с курением;
-изготовление агитационных листовок и плакатов;
-построение перспектив на здоровое будущее
1

1


Организм и алкоголь:
- влияние алкоголя на организм человека;
- процесс деградации людей, принимающих алкоголь;
- создание программы по борьбе с алкоголем
1
1



Алкоголь – ошибка?
-откуда в семье берётся алкоголь;
-можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков;
-употребление алкоголя – ошибка поведения?
-как избежать подобных ошибок;
-психологический тренинг
1

1


«Осторожно – наркотик!»:
-что такое наркотик;
-откуда берутся наркотики;
-кто такие наркоманы
-табак и алкоголь как наркотические средства;
1
1



«Наркотик – игра в прятки!» (урок-тренинг):
-стоит ли замечать проблему наркомании;
-близкий человек –
наркоман;
-незнакомый человек в школе – правила поведения
1

1


Практическое занятие. «Дерево решений»:
-изготовление «дерева решений»:
(что я выбираю;
(как найти решение проблемы;
(как помочь близким тебе людям;
(учимся не оставаться в стороне
1

1


Осторожно – лекарства!
-самолечение;
-нужные и ненужные лекарства;
-лекарственные травы;
-потребность больного организма в лекарственных препаратах;
- правильное употребление лекарственных средств;
-хранение лекарств
1
1



Главное лекарство – спорт!
- спортивные соревнования;
- подвижные игры
1

1


Нужное лекарство – сон:
- зачем нужен сон;
-время сна (ночной и дневной сон);
- что влияет на сон человека;
-сновидения;
-правила здорового сна
1
1



Поведение и здоровье:
-правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
-как вести себя с огнём;
-как избежать поражения электрическим током;
-как уберечься от порезов, ушибов, переломов и др.
3

3


«МЧС спешит на помощь»:
-проведение мероприятий по оказанию первой помощи в несчастных ситуациях;
-прохождение полосы препятствий;
-познавательные викторины
1

1


Зачем организму витамины:
- группы витамин;
-назначение витамин;
- какие витамины необходимы организму;
- авитаминоз;
- где найти витамины
1
1



Можно ли вылечиться смехом? (урок КВН):
-почему человек смеётся;
виды смеха;
-влияние смеха на эмоциональное состояние человека;
-смешно ли, когда щекотно
1

1


Хорошо ли быть сладкоежкой:
- сладкое - в меру;
- диабет;
- сахар и зубы;
1
1



Природа и организм:
- человек как часть природы;
положительное и отрицательное взаимодействие человека с природой;
-природные катаклизмы;
- влияние атмосферного давления на организм человека
2

2


За здоровьем в лес (турслёт):
- лесной воздух;
-лесные травы;
- отдых в лесу
1

1


«Парад полезных советов»:
- творческие работы учащихся
1

1


Итоговая диагностика.
1
1



Всего:
34
11
23





















Учебно-тематическое планирование
IV класс
(34 часа)

Урок №
Тема
Количество часов



всего
теория
прак-тика

Раздел III: «Я среди людей».




Я – неповторимый человек:
-концепция «Я»;
-мои способности и увлечения;
-психологический тренинг
1

1


Культура моей страны и я:
-я – гражданин России;
-влияние культуры на становление личности человека;
-мой вклад в развитие страны
1
1



Мой характер:
-темперамент;
-положительные и отрицательные черты характера;
-можно ли изменить характер
1
1



Учусь оценивать себя:
-самооценка;
-виды самооценки (положительная и отрицательная, завышенная и заниженная, объективная);
-психологические игры и упражнения
1

1


Учусь взаимодействовать:
-совместная работа;
-как прийти к компромиссу;
-нужно ли уметь сдерживать свои эмоции;
-психологические игры и упражнения
1

1


Надо уметь сдерживать себя:
-причины раздражительности;
-агрессивное поведение;
-все ли желания выполнимы;
-как воспитать в себе сдержанность;
-психологические игры и упражнения
1

1


Учусь понимать людей:
-взаимопонимание;
-толерантность в отношениях;
-принятие чужого мнения;
-психологический тренинг
1

1


Мы и родители:
-почему мы не слушаемся родителей;
-надо ли прислушиваться к советам родителям;
-почему дети и родители не всегда понимают друг друга;
-психологический тренинг
2
1
1


Я – наказан!
-что такое наказание;
-виды наказаний;
-как относиться к наказанию;
-психологические игры и упражнения
1

1


Решение проблем и конфликтов:
-психологические упражнения и игры на снятие агрессии, на развитие терпения, уважения и других личностных качеств
1

1


Почему мы говорим неправду:
-что такое ложь;
-почему мы говорим неправду;
-поможет ли нам обман;
-психологические игры и упражнения
1

1


Как найти новых друзей и интересные занятия?
-общительный ли я человек;
-мои любимые занятия;
-способы знакомства (по интересу, по личным симпатиям, деловая необходимость и т.д.)
1
1



Подарки в моей жизни:
-что такое подарок;
-какие бываю подарки;
-как относится к подаркам;
1
1



Я принимаю и дарю подарки (сюжетно-ролевая игра):
-выбор подарка;
-как принимать подарки;
-как дарить подарки
1

1


Можно ли уважать себя, не уважая других?
-уважение;
-самоуважение;
-взаимоуважение;
-за что мы уважаем людей
1
1



Я среди людей:
-ответственное поведение;
-все люди разные;
-правила «хорошего тона»;
-психологический тренинг;
-подвижная игра
1

1


Я иду в гости (сюжетно-ролевой тренинг):
-стоит ли отказываться от приглашения;
-правила поведения в гостях;
-о чём можно говорить за столом;
-что делать, если у тебя плохое настроение
1

1


«Учимся сотрудничеству»:
-психологические игры, упражнения и тренинги
1

1


Я и класс – одна команда!:
-спортивные соревнования и игры на сплочение классного коллектива, на формирование чувств взаимопомощи, солидарности и дружеской поддержки
2

2


Опасные и безопасные ситуации:
-основы ОБЖ
1

1


Учусь принимать решения в опасных ситуациях:
-как правильно действовать в опасных ситуациях
1

1


Множество решений. Решения и здоровье:
-выбор верного решения;
-принятие решения, от которого зависит жизнь человека;
-игра на местности
1

1


Как избежать конфликта:
-виды конфликтов;
-причины конфликтов;
-способы избегания конфликтных ситуаций;
-психологические игры, упражнения и тренинги
2
1
1


Страхи в моей жизни (психологические игры):
-что такое страх;
-причины возникновения страха;
-чего не стоит бояться;
-как воспитать уверенность и бесстрашие;
-психологические игры, упражнения и тренинги
1

1


Я становлюсь увереннее (урок-проект):
-неуверенные и самоуверенные люди;
-оценка других людей как главный признак уверенности или неуверенности человека;
-как побороть страх
1

1


«Тетрадь моих достижений» (Коллективно-творческое дело):
-чего я достиг во время обучения в школе;
-хорошие поступки – это тоже достижение;
-«подвиг» для друзей;
-место для раздумий
1

1


Учусь настаивать на своём:
-трудно ли высказать своё мнение;
-умение прислушиваться к мнению других людей;
-зависимый ли я от окружающих человек;
-психологические игры
1

1


Я и мой досуг (социальный проект):
-моё отношение к школе;
-чем заняться после школы – виды развлечений;
-как организовать свой досуг;
-отдых с пользой;
2
1
1


«Проблемы можно решать»:
-психологические игры, упражнения и тренинги
1

1


Я выбираю здоровье!
Итоговая диагностика.
1
1


Всего:
34
9
25


15