Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников « Я и мои права» для 9-10-11 классов


Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников« Я и мои права» для 9-10-11 классов
Классный руководитель: Ламзина О.Н.В зале, за столами размещены команды 9-10-11-х классов.
Ход игры:Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.Представляют членов экспертного совета.Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: 
« Я и мои права».Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции  ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите. 
1 тур.
Представление команд (по 1 минуте)
- название;
- девиз;
- представление.
Вопросы 2 тура(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)
1.​ Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
2.​ Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
3.​ Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
4.​ Как именуется тайное хищение имущества? – кража
5.​ Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
6.​ С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет
За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы 3 тура(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни )( Сценки разыгрывают ученики)1 команда:  Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын: У Меня завтра контрольная… Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак… Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)1 команда:  Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете! 
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен. Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.Что должна ответить билетерша мальчикам?((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. 
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).
Вопросы 4 тура (Тест по 4 вопроса каждой команде)(верный ответ отмечен *)1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:а) с момента рождения до 18 лет *б) с момента рождения до 14 летв) с момента рождения до 16 лет2 команда: - Дети имеют равные права при условии:а) если они родились в одной странеб) если они родились в законном браке в) равного социального положения г) независимо от различных обстоятельств *д) равного имущественного положения1 команда:- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:а)родители б)родственники в)никто* г) сверстники2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями: а) если это необходимо в интересах государства б) не имеет права в) если это необходимо в интересах ребенка*1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:а) с 18 лет б) с 16 лет *в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации: а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*б) не имеют этого права в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителяг) безоговорочно1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище: а) всегда и при любых обстоятельствах*б) только пока живет с родителямив) пока живы родители2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:а) сами дети;б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;в) только родители;
1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;в) по согласию с родственниками или опекунами.2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:а) сынб) мама*в) органы опеки1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?а) Организатораб) соучастникав) подстрекателя*2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?а) употребление алкоголя*б) наркотических средств*в) употребление других одурманивающих веществ*1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?а) недееспособнымб) дееспособнымв) частично дееспособным*2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?а) гражданскаяб) административная *в) семейная5 тур (раздают карточки командам с заданием)Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго
ПРАВИЛАа) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1.​ Моральные
2.​ Правовые
3.​ Нормы этикета
А Б В Г Д
3 2 1 3 2
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
 В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.
К О Н В Е Н ЦИ О К Л С РУ
Ч ЗРПЛ Е М Я Н О И Т А А
Г О С М Т Е С Т Ь Н О РТ Я
Д Е У Д А РС А Т С Д Е Ь Л
Е Д Е В ЩГ Т Я Т Т И Ь Я ЫО О Н С А Я В О Н Б Т РА Т
Е Ч С В Е К О РА Н У ЦЧ Е
РЕ ЦО ЗО Г О В ПИ И Я Т
Ь Б Д Я А Я РА О РЕ ЦХ Я
С Е Е К К О ЮЖ Д А Е Ж А Б
Н Н В Е С Н К Д И В О Э РА
ЗО Л О В К А  А ЗПЬ ЮЖ Н
ШК РИ Н Б А Н И Н К С У Д
               
Подведение итогов.
Награждение