Педагогический проект «Волшебница бумага»


-1099185-758191Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
группы детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности
«Волшебница бумага»
Участники: Токарева Маша
Люфт Эмма
Крамлих Вика
воспитанники средней группы
«Солнечные зайчики»
Руководитель: Муромцева Евгения Константиновна,
воспитатель
г. Югорск, 2014
-1099185-767715
Введение.
Актуальность проекта – экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мирровозрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого котострофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Волшебница бумага» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о бумаге, ее истории появления, свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.
Обоснованность проекта. Проект «Волшебница бумага» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о бумаге, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Перспективность:
1. Создать картотеку «Все о бумаге»;
2. Организовать выставку рамок для фотографий из бумаги ручной работы;
Сроки реализации проекта: 3.02.2014 – 14.02.2014.
Описание проекта и его обоснование.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Лес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок  и  пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё.
Проблема переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается экологами. Что касается бумажных отходов (макулатуры), то их вторая жизнь позволяет сохранить немалое количество деревьев, а это очень актуально для окружающей нас природной среды, которую чистой и благополучной в данное время назвать нельзя.
Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил. Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете.
-1165860-2550795Известно, что 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии.
Кроме того, из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, а также бумагу, которая пользуется большим спросом во многих странах.
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. И изучение технологии изготовления бумаги ручной работы актуально сегодня: интерес к ней растет с каждым днем. Такая бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью.
Цели и задачи проекта.
Цель: Получить бумагу ручной работы из вторичного сырья.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами бумаги, ее свойствах и истории возникновения;
- пробудить интерес детей к изготовлению бумаги ручной работы из вторичного сырья;
- научить изготавливать бумагу ручной работы;
развивающие: 
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес, творческое мышление, пространственное воображение, фантазию; развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
-1099185-758190- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Основное содержание проекта
Для достижения поставленных целей и задач, нами были использованы следующие методы, пути и приемы решения:
Использование мультимедийных презентаций.
Опыты и эксперименты с бумагой;
Творческая деятельность: изготовление бумаги ручной работы, изготовление картотеки «Все о бумаге», изготовление фоторамок из бумаги ручной работы.
Беседы познавательного характера.
Ресурсы
Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).
Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта).
Обеспечение материально-технических условий (групповая комната, оборудование).
Обеспечение временных условий (проект является краткосрочным, так как длится 2 недели).
Целевая аудитория
Воспитанники средней группы, родители (законные представители) воспитанников, педагоги.
План реализации проекта
Этап проекта Содержание работы Срок Ответственные
Подготовительный этап.
Сбор информации. Беседа «История появления бумаги»;
Оформление картотеки «Все о бумаге»;
Дидактическая игра «Определи на ощупь» 3.02 – 5.07 Воспитатель, родители
-1099185-7740651-й этап Исследовательская деятельность: «Опыты с бумагой» 6.02-7.02 Воспитатель
2-й этап Изготовление бумаги в группе 10.02-11.02 Воспитатель
3-й этап Изготовление бумаги в домашних условиях. 11.02-12.02 Родитель
4-й этап Изготовление фоторамок из бумаги ручной работы 13.02-14.02 Воспитатель
Гипотеза: 1. Можно изготовить бумагу в домашних условиях.
2. Если бумагу можно изготовить в домашних условиях, то в дальнейшем ее можно использовать в декоративно – прикладном творчестве.
Объект: бумага (вторичное сырье)
Предмет: процесс изготовления бумаги ручной работы из вторичного сырья.
Методы: теоретические и практические.
Тип проекта: групповой, краткосрочный
Подготовительный этап.
Задачи: вызвать у детей желание как можно больше узнать о бумаге, ее истории происхождения, какие виды бумаги есть. Развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес, поисковые способности.
Как то Назар у меня спросил «А вот мы рисуем, раскрашиваем на бумаге, делаем из нее поделки, аппликации. А от куда она вообще появилась и кто ее придумал?», а Вика спросила «А можно сделать бумагу дома или ее делают только на заводах?».
Мы решили провести собственное исследование о том, что такое бумага, когда и где она появилась и можно ли изготовить бумагу в домашних условиях.
В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний детей с использованием обсуждения и направляющих вопросов. Выяснилось, что дети не знают, какая бумага бывает, кто ее изобрел и что можно сделать из бумаги.
Мы подобрали литературу, изучили информацию. Через самостоятельный поиск информации узнали, что бумага – это материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной  или тряпичной массы. (Ожегов С. И. Словарь русского языка). Так же мы узнали, что первые листы  бумаги были произведены в Кантоне (Китай) в 123 г. н.э. А еще во время изучения литературы мы узнали, что не человек первым начал делать бумагу из древесины — ее «изобретателями» были некоторые виды ос. Они строят свои гнезда так: рабочие осы (неразвитые самки) весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна (клетчатку). В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса, состав которой тот же, что и бумаги: клетчатка древесины или соломы и клей. Из этой клейкой массы осы строят свои гнезда, делают основу, прикрепляющую гнездо к дереву, стене.
-1099185-2734945Большое развитие бумажное дело получило в России при Петре 1. В 1714 году под Петербургом по указу царя была заложена первая бумажная мельница и через два года царю преподнесли первую российскую бумагу.
В ходе подготовительного этапа нами была оформлена картотека «Все о бумаге». По окончанию подготовительного этапа мы с детьми проиграли в дидактическую игру «Определи на ощупь» Цель игры: упражнять детей в угадывании и названии знакомых видов бумаги на ощупь, активизировать работу органов чувств детей. Детям понравилось играть в эту игру, они с удовольствием принимали в ней участия, определяя разные виды бумаги на ощупь.
В завершении подготовительного этапа мы сделали вывод, что одно из значимых достижений человечества – изготовление бумаги.
1 этап.
Задачи: опытным путем узнать свойства и качества бумаги.
В ходе первого этапа нами были проведены следующие опыты. Во время проведения опытов дети заполняли карту.
Опыты Ход опыта Результат
Бумага мнется.
Возьмите по одному листочку бумаги и сомните ее. У всех ли бумага смялась? А легко ли было ее смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко мнется, а у других нет? Вывод: бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется. Бумагу полезно мять для поделок, но нельзя мять книги.
Бумага режется.
Попробуйте порвать бумагу, а теперь возьмите ножницы. Вывод: бумага рвется и режется по легкости в зависимости от толщины.
Капля воды
Опустите бумагу в емкость с водой. Что произошло? Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
-1099185-716915Растительное масло
Капнете капельку растительного масла. Что произошло? Вывод: масло пропитывает бумагу. Остается жирное пятно.
Спички
Зажигаем свечу и поджигаем бумагу. Весь опыт выполняется воспитателем. Вывод: бумага горит. (опыт проводился воспитателем).
Детьми был сделан вывод, что очень опасно поджигать бумагу и если этот опыт будут проводить дома, то обязательно вместе с родителями.
В завершении 1 этапа мы сделали вывод, что бумага это универсальный материал. Она может мяться, рваться, гореть, пропитывать воду, на ней остаются жирные пятна от масла. Но рвать и мять бумагу можно только в ходе экспериментирования, а поджигать бумагу очень опасно.
2 этап.
Задачи: совместно с детьми научиться изготавливать бумагу из вторичного сырья и разработать технологическую карту для родителей для изготовления бумаги в домашних условиях. Развивать воображение, смекалку.
К детям в гости пришел Буратино и пожаловался, что всю одежду, которая была у него из бумаги, постирал и теперь не знает, что ему делать. Дети рассказали Буратино, что нельзя стирать его одежду, потому что в воде бумага намокает и рвется. Дети предложили Буратино свою помощь. Мы предложили Буратино изготовить бумагу в домашних условиях и составить для него карту, по которой он потом сам сможет изготовить бумагу дома. Для начала дети рвали и резали бумагу на маленькие квадратики, затем все бумажные квадраты залили водой в специальной емкости. После того, как бумага размякла мы поместили ее в блендер и измельчили до состояния кашицы. Затем в кашицу добавили клей ПВА, крахмал, краску и тщательно все перемешали. Цветную массу выложили на ткань, равномерно разгладили и накрыли другим кусочком ткани. Оставили на ночь до полного высыхания. На следующее утро у нас получилась готовая бумага желтого цвета из вторичного сырья.
По окончанию второго этапа у нас получилась бумага и готовая технологическая карта для родителей с подробным описанием как изготовить бумагу в домашних условиях.
-1099185-7105653 этап.
Задачи: научить детей изготавливать бумагу в домашних условиях. Развивать творческие способности и фантазию детей, побуждать к поиску собственных решений.
Детям и родителям на выходных было предложено изготовить бумагу в домашних условиях. Родителям (законным представителям) воспитанников были предложены технологические карты изготовления бумаги.
Технология изготовления бумаги в домашних условиях
1. Листы бумаги порвать на квадратики примерно 2 на 2 см. Положить их в миску и залить тёплой водой. По желанию можно добавить акварель или другой краситель. Оставить размокать на 2-4 часа.

2. В блендер выложить размокшую бумагу, немного добавить воды и измельчить в однородную массу (до требуемого размера кусочков бумаги).

-1099185-7677153. Выкладываем массу в миску, добавляем обойный клей или клей ПВА, крахмал  и тщательно перемешиваем.
4. На лист бумаги кладем  несколько слоев газеты, сверху стелим кусок ткани и выкладываем бумажную массу. Разравниваем.

5. Накрываем сверху вторым куском ткани, сверху кладем еще стопку газет и ставим груз. Оставляем под прессом часов на 6 (или на ночь).
6. Оставляем подсушиться в хорошо проветриваемом месте.
После выходных дети пришли с готовой бумагой и кучей эмоций. Они на перебой рассказывали, как они рвали эту бумагу, добавляли воду, крахмал, клей и смешивали все это. Родители и дети остались довольны результатом.
По окончанию 3 этапа первая гипотеза подтвердилась, но у некоторых родителей возникли трудности в приготовлении бумаги. Наиболее сложным оказался процесс получения бумаги из старых журналов, так как листы в них лощёные и требуют более длительного, по времени, намокания и последующей сушки. Из старых газет бумага получается серой и требует отбеливания. Изделие из туалетной бумаги получается тонким и хрупким, поэтому необходимо больше добавлять клея.
4 этап.
Задачи: совместно с детьми изготовить рамки для фотографий из бумаги ручной работы. Развивать воображение, мелкую моторику. Побуждать детей к творчеству.
Бумагу ручной работы мы решили использовать для изготовления фоторамки к 8 марта в технике «скрапбукинг».
На заготовленный трафарет из обычного упаковочного картона дети наклеивали шаблоны цветов, бабочек из бумаги ручной работы. То есть бумага ручной работа являлась как элемент декора. В процессе работы над рамкой для фотографии дети старательно выкладывали все элементы декора, очень аккуратно приклеивали. Весь ход работы проходил под классическую музыку. Детям очень понравилось наклеивать бабочек, цветы. Они оживляли бабочек, разговаривали с ними. Все фоторамки получились разные и интересные. В итоге 4 этапа у нас получилась замечательная рамка для фотографий ручной работы. Вторая гипотеза подтвердилась.
-1099185-1819275Стоит отметить, что при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Аналогично, открытки, элементы декора, подложки для фотографий и т.д., изготовленные из бумаги ручной работы становятся шедевром, идентичным которым невозможно получить. Эффект неожиданности — именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство. И когда ты видишь законченную работу, то понимаешь, что потрудился не зря.
Заключительный этап
Благодаря исследовательской работе, дети узнали, что такое бумага, кто ее изобрел и как можно изготовить бумагу из вторичного сырья в домашних условиях.
Главным результатом работы является изготовленная бумага ручной работы, которую можно использовать на занятиях декоративно-прикладного творчества для работы. Бумага ручной  работы  универсальна, декоративна. На ней можно воплотить в жизнь  многие  творческие идеи. Можно изготовить несколько одинаковых листов бумаги и сделать из них книгу, придумать сказку или рассказ, самому оформить и сделать красочную обложку.
Мы сейчас живем в цифровом и электронном мире, и в некоторых областях бумагу потихоньку вытесняют различные предметы. Вместо бумажных денег многие люди пользуются пластиковыми картами. Фотографии, книги и документы повсеместно используются в электронном виде. Люди перестают ходить в библиотеку, а пользуются интернетом, не пишут больше обычных писем, а отправляют их по электронной почте. Мультфильмы рисуют уже не на листах бумаги, а на экранах компьютера. Но, несмотря на это, бумага используется в большом количестве, особенно в творчестве. Сегодня существует способ экономии бумаги - это вторая жизнь использованной бумаги из которой можно изготовить много интересных вещей. Глядя на эти красивые мелочи, хочется сказать: «Бумага – лучший способ выразить и проявить себя. Творите бумагу, творите на ней, творите из нее».
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты-продукты:
-1156335-767715Дети: картотеки; выставка творческих работ; презентация;
Родители: бумага ручной работы;
Результаты-эффекты:
Дети:
Расширение представлений о бумаге, ее истории появления
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка.
Развитие познавательного интереса к бумаге, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Родители:
Повышение уровня педагогической компетентности по развитию экологического сознания детей.
Активное участие в жизнедеятельности группы.
Педагог:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.
Внедрение современных форм, технологий и методов работы по эколого-познавательной деятельности.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Перспектива
Организация выставки фоторамок из бумаги ручной работы;
Изготовление пазлов из бумаги ручной работы.
Литература:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. – 91
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005
Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.64
Гульянц Э.К., Базик И.Я. "Что можно сделать из природного материала": Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1984.
Иванова А.А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/А.А. Иванова. – М.: ТЦ Сфера , 2004
-1099185-767715Масленкова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.-Волгоград: Учитель, 2009.
Интернет-ресурс
http://ru.wikipedia.org