Презентация на тему Использование инновационных технологий при решении воспитательных задач исторического и обществоведческого воспитания. Интерактивные технологии. Интерактивное обучение для учителей


Использование инновационных технологий при решении воспитательных задач исторического и обществоведческого образованияИнтерактивные технологии. Интерактивное обучение.С.В.КвасоваМБОУ СОШ № 10 г.Владимира Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.Главная задача современной школы Гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;Идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;Ценности личной, социальной и государственной безопасности;Национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.Ценностные ориентиры системы общего образования Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииСовременный национальный воспитательный идеал Иннова́ция (англ. innovation) — означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового; применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.Что такое инновация? Технология от греческих слов «техно» – искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наукаСовокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология. Словарь)Педагогическая технология - совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приёмов воспитания и обучения. (Б.Т.Лихачёв)Немного терминологии Технологии, основанные на принципах интерактивного обучения:включают интерактивные методы, формы;интерактивная предметно – развивающая среда постоянно обновляется, ориентирована на выбор учащихся;позиция учителя – консультант-фасилитатор.Что такое интерактивные технологии? НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯНОВЫЕ СРЕДСТВАОБУЧЕНИЯНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯНОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯНОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯИ УЧИТЕЛЕЙНОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯФГОС {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сравниваемые параметры педагогического процесса Традиционное обучениеИнновационное обучениеЦельПередача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта Содействие самореализации и самоутверждению личности Ориентация На потребности общества и производства На потребности и возможности личности ПринципыИдеологически трансформированы Научные, объективные Содержание образования Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности Ведущие методы и формы Информационно-репродуктивные Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные Отношения обучающих и обучающихся Субъект-объектные Субъект-субъектные Роль преподавателя Источник и контроль знаний Консультант-помощник Основные результаты Уровень обучения и социализации Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации Обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность (Ж.Жак);Научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (М.Кларин);Сложный процесс взаимодействия педагога и учащихся, основанный на диалоге. Это обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной средой (Б.М.Бим)Понятие «интерактивное обучение» в научной литературе Это обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.Интерактивное обучение Заключается в активной позиции ученика, предоставлении ему права выбора точки зрения, формирования уверенности, что его деятельность значима для общего дела.Ценность технологии Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта);Активность обучаемых (взаимосвязь трёх видов активности: физической, социальной, познавательной);Позиция учителя: консультант – фасилитатор.Принципы интерактивного обучения Информатор – эксперт (излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы и т.д.)Организатор (налаживает взаимодействие учащихся: разбивает на подгруппы, побуждает самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий и т.д.)Консультант (обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые)Основные роли учителя {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}достоинстванедостатки обращение к личному опыту учащихся низкая возможность вносить готовую структуру в опыт активность учащихся сужено изложение теории разумное сочетание теории и практики сложно соблюсти временные рамки лёгкость восприятия, усвоения сложность точного планирования творчество участников высокие энергозатраты ведущего (учителя) многообразие точек зрения взаимопонимание участников шлифовка мастерства учителяФасилитаторская позиция ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАУЧЕНИКУЧИТЕЛЬПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮВ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮТРАНСЛИРУЕТИНФОРМАЦИЮОСУЩЕСТВЛЯЕТ:ПОИСК,ВЫБОР,АНАЛИЗ,СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКАНОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯНОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТРАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НАРАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ Урок – семинар;Урок – практикум;Урок – проект;Урок – диалог и др., где развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в:Фронтальную работу в кругуСтатичные пары (пары постоянного состава)Пары сменного состава (пары, находящиеся в движении)Статичные группы (группы постоянного состава)Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении)Интерактивные формы организации учебного процесса Способы взаимодействия с учащимися, основанные на принципах интерактивного обучения (диалог, полилог, круг идей, мозговой штурм, дискуссия, эвристическая беседа, исследовательский проект и др.).Интерактивные методы В совместной работе нет «актёров» и «зрителей», все участникиКаждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали;Следует говорить так, чтобы тебя понимали;Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавайте вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?», только после этого делайте выводы;Критикуются идеи, а не личности;Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.Нормы поведения в процессе интерактивного обучения Продолжительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.Индивидуальная ответственность каждого члена группы.Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы.Оценка работы (внешняя и самооценка группы). Интерактивная технология основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, при этом опыт ученика – центральный активатор учебного познания. Ученики выступают полноправными участниками учебного процесса, их опыт важен не менее, чем опыт учителя. 5 основных требований успешного обучения в режиме интерактивной технологии Спасибо за внимание!