Этическая беседа Толерантность (5 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
Туринский район, Свердловской области
Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?
Составитель: Булатова Марина Викторовна
учитель истории и обществознания
МАОУ Коркинская СОШ
с.Коркинское 2016г.
Методический комментарий
Современный учитель похож на поэта, о котором С.С. Аверинцев писал: «Его задача – не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать».
Стандарты второго поколения направлены на воспитание уважительного отношения к культурам других народов. Умение быть снисходительным к поступкам других людей, уважать их культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности – это и есть воспитание толерантности.
Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 7 – го класса по злободневной теме о толерантности. В наше время часто употребляется данное слово, но многие не знают его значения. В ходе беседы учащиеся получат целостное представление по данной проблеме, узнают о лексическом и семантическом значении этого понятия, рассмотрят проявление особенностей толерантности. Диалог создаёт атмосферу постижения исследуемого явления. В ходе реализации поставленной цели решаются и вопросы социализации обучающихся.
Планируемые результаты:
предметные: овладеть понятием толерантности, воспитывать обучающихся через их гражданскую позицию, развивать способность работы с научной литературой – со словарями
метапредметные: овладеть разными видами речевой деятельности и основами культуры устной речи; формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умения давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
личностные: обогатить духовный мир личности, воспитывать патриотизм путем приобщения к нравственным ценностям.
Продолжительность: 45 минут.
Возраст: 13-14 лет.
Участники: учащиеся 7 класса.
Оборудование урока: мультимедийная презентация со слайдами, выставка книг
Конспект этической беседы
для 7 класса.
Тема: «Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?»
Форма проведения: этическая беседа.
Место проведения: классная комната
План беседы
I. Организационный момент
II. Беседа
III. Подведение итогов
Цели:
• осознание учениками собственной индивидуальности
• формирование мультикультурного восприятия
• развитие межкультурной компетентности
• формирование у учащихся установок толерантности в отношении культурного многообразия мира.
Ход беседы.
Организационный момент.
Тема сегодняшней беседы: «Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?» Давайте попробуем разобраться в вопросах, непосредственно связанных с темой сегодняшней беседы.
Беседа
Нет плохого народа, есть плохие люди,
нет дурных обычаев,
есть неправильное их толкование…
Вступительное слово.
Учитель: Сегодня мы постараемся убедиться, что мир многообразен и удивителен, что так же как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так – же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Будучи абсолютно не похожими, друг на друга мы имеем свою точку зрения, мы готовы её отстаивать, но при этом мы должны уметь понять и принять и чужое мнение. Итак, учимся быть толерантными.
В современном мире понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства и взаимозависимости человечества – всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого, в том числе права быть иным.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».А сейчас я предлагаю вам немного поиграть в представителей разных народов. Представьте, что вы – участники крупного международного проекта в области разработки новейших технологий. Для совместной работы вы приехали из самых разных мест в одну из стран – участниц проекта. По случаю приезда и начала работы организован вечер знакомства. Никто из присутствующих не знает, из каких стран приехали другие участник встречи, и не знает, на каких языках они говорят. Ваша задача – почтительно и не торопясь, молча приветствовать всех присутствующих, используя только приветственные жесты, принятые в вашей стране.
Вы должны вытянуть по одной карточке с описанием способа приветствия (необходимо следить за тем, чтобы присутствовало, как минимум, по две одинаковых карточки, поскольку каждый участник обязательно должен встретиться с представителем «своего народа»). Зачитайте про себя способ приветствия, и по команде начнем вечер знакомства.
Карточки с описанием приветственных жестов в разных культурах.
Вы из Индонезии
Вы из Тибета
Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами. Вы из Эфиопии
Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя ею по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка.
Вы из Индонезии
Пожмите руку своего визави обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу. Вы из племени Туарег
Подайте руку собеседнику ладонью вверх; следом за тем резко отдернете руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника.
Вы из Франции
Дважды поцелуйте друг друга в обе щёки. Вы племени Маори
Согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги.
Вы из Японии
На расстоянии трёх шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища) Вы из Росси
Пожмите друг другу руки.
- Итак, мы познакомились, а теперь попробуйте описать «свой народ» используя следующие слова (они записаны на доске):
- доброжелательный - веселый
- гостеприимный - умный
- музыкальный - спортивный
- миролюбивый - демократичный
- сообразительный - жизнерадостный
Обратите внимание, у всех народов есть положительные качества.
- Между прочим, и у нас в классе есть представители разных народов и разных культур, но я очень рада, что все вы друзья.
2) Игра «Самый – самый»
- А теперь хотелось бы узнать кто же у нас «Самый – самый».
Я предлагаю вам встать со своих стульев. А теперь сядет самый высокий и самый низкий член группы.
А теперь сядут те из оставшихся участников, у которых самые темные и самые светлые волосы.
Затем садятся самый старший м самый младший из оставшихся (и так далее, пока все участники не сядут на свои места).
(Можно использовать такие пары признаков, как самый серьёзный – самый веселый, самый «физик» - самый «лирик», самый спокойный – самый подвижный, или подумать другие признаки, отвечающие особенностям конкретной группы. В затруднительных случаях вся группа может помогать принять решение. Когда все участники сядут на стулья, ведущий говорит им, что выходит, что они все – «самые- самые». Затем группа переходит к обсуждению.)Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытывали, когда оказалось, что вы самый …. (высокий, веселый, светлый, и т.д.)?- Вы согласны, что нетрудно отыскать качество или особенность, за которое можно выделить человека или похвалить его?
Сегодня мы говорим о толерантности, а значит о доброте и взаимопонимании. Я уверена – вы самые – самые (учитель открывает створку доски, где крупно написано) Д О Б Р Ы Е.
3) Работа в группе.
Учитель: Придумайте и нарисуйте символ толерантности.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
- Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
- Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
- Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:
        Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
        Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
        Не делай другому того, от чего больно тебе.
        В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
        Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
        Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
        Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
        Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
 
4) Проведение круглого стола на тему «Толерантность».
    Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.
    Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему «Толерантность в классе».
- Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
 
5)Ток шоу «Точка зрения».
Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся – зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе».
Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:
1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников.
2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.
3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу.
4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся.
5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора.
6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора.
7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным.
Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы — поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участники конце игры делают выводы о том, что они увидели.
– Из-за чего разгораются конфликты?
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
– К каким результатам приводят конфликты?
Доска:
Три результата конфликта
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
  
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров:
1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
 
6) Проведение инсценировок. Работа в группе.
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.
Группа 2 – в раздевалке спортзала:
Подруга одолжила у вас форму и не вернула.
Группа 4 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
Группа 4 – на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
Группа 5 – в школьном дворе:
Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.
Группа 6 – в столовой:
Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.
А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.
Кто бы хотел зачитать свои примеры?
Что должно включать в себя письменное соглашение?
 
7) Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».
– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.
– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.
– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
 
III. Подведение итогов
- Наша беседа будет ли способствовать построению ваших межличностных взаимоотношений?
- Что для Вас проявлять толерантность?
(Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность)
- Ребята, как вы полагаете, чувство толерантности нужно воспитывать в себе или оно даётся человеку с рождения?
- Может ли быть образованный человек интолерантен, а не образованный – толерантен?
Учитель. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Насколько важно обращение к этой теме сегодня? Задумайтесь, когда вам придётся вспомнить о нашей беседе?
Список используемой литературы:
1. Ожегов С.И.Словарь русского языка. –М. «Русский язык», 1987.
2.Маканин В.С. «Кавказский пленный», журнал «Новый мир» 1995, №4
3.Интернет - ресурсы