Программа элективного курса Казачество- оплот России

Программа элективного курса
«Казачество - оплот России"
для 6-7классов
Пояснительная записка
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории Донского казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества донского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Возрождение казачества в России началось с 1990 года, как общественные организации, а с 2005 года казачьи организации вышли за рамки общественного движения получив государственный статус в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ от 05 декабря 2005 г. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи в традициях российского казачества и служения Отечеству. Поэтому изучение истории казачества представляется достаточно актуальным.
Ростовская область – особая территория России, требующая участия граждан в вопросах национальной безопасности. Воспитание молодежи области должно быть ориентировано на физическое, психологическое, нравственное развитие личности, формированию долга, служения Родине.
Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Донского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Программа элективного курса составлена на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Программа данного курса рассчитана на двухлетнее обучение в основной школе обучающимися 6-7 классов, в рамках факультативных занятий в объеме 68 учебных часов, из расчета 34 часа в год. В программе выдержаны две стержневые линии: «История казачества Дона», «Традиции, культура и быт донского казачества».
Данный курс носит междисциплинарный характер и взаимосвязан с такими предметами как: история, литература, мировая художественная культура, география, военная подготовка и физическая культура и рекомендован для учащихся проявляющих интерес к истории казачества, его быту, традициям, ориентирующихся на военную службу.
Цель курса
Укрепление духовных и нравственных основ казачества, реализация государственной и региональной политики, направленной на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры на основе знаний истории и традиций казаков, их культуры, приобщения к основам казачьей военной службы.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- приобщить обучающихся к нравственным устоям культуры казачества;
- помочь обучающимся раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей казачества;
- дать обучающимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;
- способствовать развитию интереса к истории своего края;
- совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся;
- овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, русских традиций и обрядов.
- особенности исторического пути Донского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов;
- формирование духа казачества, казачьей доблести;
- воспитание у кадет чувства уважения к кадетской школе, гордости за возможность обучаться и воспитываться в его стенах, стремления преумножать его славу;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно значимых целей;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;
- формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;
- адаптация молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Формы и методы
В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Актуальность и новизна данного курса, предоставляет большие возможности для исследований, диспутов, дискуссий. Курс дает возможность сотрудничества учащихся и педагогов с представителями Донского войскового казачьего общества, для приобщения к культуре казачества и основам казачьей военной службы. Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Немаловажное значение имеют практические занятия по технике владения оружием, основы самообороны и рукопашного боя и джигитовки.
Целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, в казачьи станицы и школьные музеи в них, посещение православных храмов, духовной семинарии. Занятия могут проводиться на базе государственных архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся.
Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории донского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций донских казаков.
Интерес к курсу отслеживается в стабильной динамике количества обучающихся по данной программе, в форме анкетирования изучается мотивация обучающихся, а также участия в конкурсах, конференциях, слетах казачьей направленности.
В планировании учебных занятий
Содержание курса
Программа «Донское казачество – оплот России » рассчитана на 2 года ( 6-7 классы) и реализуется во внеурочной деятельности. Первая часть курса дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению истории Донского края , традициям и семейно-бытовому укладу донских казаков. Предлагаемый курс, строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании
Программа включает в себя следующие разделы:
Кто такие казаки.
Казачьи поселения и система их самоуправления
Военная служба и организация казачьих войск
Форма и вооружение донских казаков.
Православные традиции казачества.
Культура физического воспитания казачества
Образование Донского казачьего войска
Этапы развития Донского казачьего войска .
Особенности семейно- бытового уклада донских казаков
Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях.
Казачьи станицы на Дону.
6 класс
Введение. Кто такие казаки. Образование Донского казачьего войска (3 часа)
Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Наказы казачества. Символы казачества Дать понятие о главных символах России: флаге, гимне, гербе; познакомить с главными казачьими символами и знаками: знаменем, гимном, нагайкой и шашкой; изучить исторические справки о данных казачьих символах и знаках.
Раздел1. Казачьи поселения и система их самоуправления (2 часа)
Казачьи станицы. Казачий круг. Заповеди казаков.
Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск Форма и вооружение донских казаков.(4 часа)
Казачья форма, атрибутика. Воинские звания Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»; Разучить гимн Донского казачества
Раздел 3. Культура физического воспитания казачества ( 6 час)
Укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине; развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Раздел 4. Православные традиции казачества.( 5 час.)
Дать первостепенные сведения о православных праздниках России, познакомить с православными праздниками — Рождество, Масленица, День матери –казачки.
Раздел 6 . Особенности семейно- бытового уклада казаков (7 часов)
Особенности жизни и быта казаков.
Раздел 7. Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях( 5 час)
Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).
Итоговое занятие ( 2 часа)
7 класс.
Раздел 1. Образование Донского казачьего войска.( 1 час.)
Раздел 2. Этапы развития Донского казачьего войска ( 4 час.)
Раздел 3. География походов донских казаков.(10 час.)
Раздел 4. Расселение донского казачества.(5 час.)
Раздел 5. Казачьи станицы на Дону. (12 час.)
Итоговое занятие 2 часа.
Тематическое планирование 6 класс
Наименование разделов и тем Всего учебных часов Теория Практика Виды учебных занятий
Введение. 3 Кто такие казаки. Наказы казачества. Символы казачества 1 1 Вводная лекция. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско.
Знакомство с главными казачьими символами.
Создание презентаций
Образование Донского казачьего войска . 1 Занятие-беседа. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества
Раздел 1. Казачьи поселения и система их самоуправления 2 Тема 1. Казачье жилище, двор, хозяйство. 1 Виртуальная экскурсия в казачью станицу
Тема 2. Казачий круг. Казачьи заповеди. Роль атамана. 1 Знакомство с казачьими заповедями, обсуждение и понимание их содержания.
Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск 4 Тема 1. Организация казачьих войск . Воинские звания казаков. 1 Беседа с использованием интерактивных элементов.
Разучивание гимна Донских казаков
Тема 2. Форма и вооружение донских казаков. Конь в военной жизни казака. 1 Встреча с казачьим атаманом, представителями казачества
Тема 3. Военная служба казаков 1 Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»;
Ролевая игра
Тема 4. Подготовка будущих защитников России и казачества. 1 Казачьи подвижные игры с военной тематикой
Раздел 3.Культура физического и трудового воспитания казачества
6 Тема 1.Значение труда для казачьей семьи. 1 1 Беседа о древних и современных ремеслах казаков. Мастер-класс.
Изготовление простейших изделий казачьего быта
Тема 2.В здоровом теле – здоровый дух. 1 1 Круглый стол о значении физического здоровья для казака. Спортивные игры казачат. Особенности военных тренировок
(шашки, нагайка, копье)
Тема 3.Казаки – богатыри и защитники земли русской. 2 Составление альбома, презентации о спортивных достижениях казаков прошлого и современников.
Раздел 4. Православные традиции казачества.
Тема 1.Держись православия – веры наших предков
,
5 1 Вводная лекция. Работа с текстами, документами
Православные традиции Донского казачества.
Православные праздники.
Тема 2. Изучение православных традиций в казачьих семьях 1 Встреча с представителями казачества.
Тема 3 Православные храмы. Правила поведения в храме. 1 2 Посещение храма
Раздел 5 Особенности семейно- бытового уклада донских казаков
Тема 1. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре казаков. 7 1 Беседа, обсуждение видеофрагмента о жизни казаков.
Тема 2.Семья –самое близкое окружение человека. Распределение обязанностей в казачьей семье 1 1 Чтение отрывков из литературных произведений , где описание казачьей семьи, отношения взрослых и детей.
Встреча с представителем казачества
Тема 3. Обустройство казачьего дома
1 1 Групповая работа о быте амурских казаков, изучение фотографий, документов.
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4.Казачий фольклор 1 1 Изучение казачьих пословиц, поговорок, казачьих песен.
Итоговое занятие. 2 Фольклорный праздник
«Казачьи посиделки»
Викторина
Жилище и быт казаков. Итоговое занятие
Тематическое планирование 7 класс
Наименование разделов и тем Всего учебных часов Теория Практика Виды учебных занятий
Введение. Образование Донского казачьего войска.
Тема 1. У истоков будущего войска 1 1 Вводная лекция. Составление кластера
Раздел1. Этапы развития Донского казачьего войска
Тема1.Создание и становление войска. 4 1 Изучение документов.
Групповое занятие
Тема 2. Порядок службы донских казаков. Заповеди донских казаков-воинов. 1 Обсуждение заповедей
Тема 3 . Атрибуты Донских казачьих войск. Войсковые знаки. 1 Изучение символики донского казачества.
Создание презентаций
Тема 4.Выдающиеся атаманы донского казачества Раздел 2.География походов донских казаков.
10 Поиск необходимой информации для исследовательской работы
по теме
5 1 1 1 1 Тема 4.Имя в истории.
Выдающиеся казачьи атаманы.
1 Защита проектов.
Раздел 4. . Казачьи станицы на Дону.
Тема 1. Станичники.
12 2 Тема 2. Заселение реки Дон. 2
Тема 3. Образование казачьих станиц на Дону. 2 Тема 4.Самоуправление в казачьих станицах. Станичный сход, суд. Роль станичного атамана в самоуправлении 1 Тема 5 «Нет уз святее товарищества». Законы казаков. Церковная жизнь казаков. 1 Тема 6 Воспитание детей в казачьих семьях. 1 Тема 7. Обычаи и традиции казаков. 1 Тема 8. Народное просвещение в казачьем войске. 1 Тема 9 Устное народное творчество казаков 1 Выступление ансамбля , конкурс чтецов
Итоговое занятие 2 Казачий фольклорный праздник