Методические рекомендации по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №50
«Детский сад комбинированного вида»
Методические рекомендации по детскому этикету
«Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.
Составитель:
воспитатель
высшей категории
МБДОУ №50
Костенкова Н.А.
Кемерово, 2015
Введение
Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, . для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.
Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми.  Это и определило выбор темы- обучение детей детскому этикету»Уроки вежливости и доброты»
Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения. Работая ,уже много лет на логопедической группе я отметила, что
речь детей с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с нарушениями речи обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Поэтому ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника ,с нарушениями речи ,коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.
Цель:
представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников:
Задачи:
1.раскрыть понятие этикет, речевой этикет.
Познакомить детей с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ) ;формировать навыки этического поведения;
2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
4. воспитывать уважение к окружающим людям.
Ожидаемые результаты:
Дети должны научиться:
- Пользоваться правилами поведения в обществе;
- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент
Актуальность проблемы:
 Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно, в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Еще А.С. Макаренко писал: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки - значит, воспитаны другие, и уже надо  не воспитывать, а перевоспитывать. А это значительно труднее, а иногда и невозможно»
      Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда   воспитаны, т.к. не выработали в себе элементарных норм  культуры поведения, поэтому вопрос воспитания детей этикету с наибольшей остротой встает в наши дни. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.
         В нашей современной жизни из-за неумения ладить с  окружающими , часто люди причиняют друг другу моральный ущерб, вызывают обиды, душевную боль. Грубое обращение   стало нормой жизни, а дефицит культуры привел людей к нравственному обнищанию. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели  помогли  ребенку в усвоении и понимании   взаимоотношений между людьми, в приобретении знаний, умений и навыков культуры поведения.
        Автор книги «Детский этикет», Корчинова О.В.  считает, что обучение этикетному поведению надо начинать не с 6-7 лет, как было принято ранее, а гораздо раньше. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважения к ним, проявляется общая воспитанность ребенка. Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры, и это актуальный вопрос нашего общества, вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать  возможность овладеть необходимыми нормами этикета.
              Сложность процесса формирования этикетного поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует в полной мере усвоения этикетного поведения. Эффективность  воспитания  дошкольников во многом зависит и от согласованной работы детского сада  и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Поэтому очень важно, чтобы этикетными формами поведения владели в полном объеме, как педагоги, так и родители. Вот почему необходимо знакомить родителей с рекомендациями программы ДОУ,  планами на год. и убедить родителей в том, что и дома надо поддерживать работу , начатую в группе детского сада,
соблюдать рекомендации.
Методы и приёмы воспитания этикетных норм у дошкольников.
Словесные (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
Игровые (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)
Наглядные (картинки, видеоматериалы, иллюстрации)
Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе)
Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
Музыка
Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)
Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)
Организация занятий:
Комплекс рекомендаций рассчитан на весь учебный год с сентября по май и включает в себя 8 циклов
Этикет. Что это?
Знакомство с волшебными словами .
Давайте познакомимся
Учимся дружить
Добрые слова
Правила поведения в общественном месте
Поведение за столом
Принимаем гостей

Содержание методических рекомендаций
Сентябрь.
1Что такое этикет(познакомить детей с понятием этикет)
2Беседа «История этикета
3 Словарная работа: Здравствуйте! Добрый день. Помогите пожалуйста! Большое спасибо! До свидания .
4 Знакомство с произведениями В.Осеевой. Рассказ «Волшебное слово» (Обсуждение)
5 Задание по Сюжетным картинкам( бабушка не может вдеть нитку в иголку, брат просит у сестры карандаш, мальчик разбил любимую папину чашку,девочка упала и больно ударилась)
6 Стихи об этикете
7 Словесная игра »Доброе утро, здравствуйте!»
Октябрь.
Знакомство с вежливыми словами.
1 Беседа »Волшебная сила слова»
2Чтение повести – сказки С.Козлова Трям, Здравствуйте!
3 Игра «Детки слова Здравствуйте»Научить детей ,что приветствовать друг друга можно по разному.
4 «Физминутка» Здравствуй небо голубое!»
5 Волшебное слово «Пожалуйста» Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» (Закрепление)
6 Зачем говорить «До Свидания»?
7 Игра «Букет вежливых слов »Дети ставят в вазу цветы и называют вежливые слова.
.8 «Физминутка»Как живёшь»?
9»Ролевая игра»Мы волшебники»
Ноябрь.
Давайте познакомимся!
1Беседа с детьми. Рассказать, что знакомство помогает многое понять;как живут люди,о чём думают, что знают.
2Чтение сказки Г.Остера »Будем знакомы»
3 Игра» Ты мне нравишься.»
4 Подвижная игра «Паровозик»
5 Досуг «Путешествие в Страну Вежливости».
Декабрь.
Добрые слова.
1Беседа»Доброе слово, что лучик света.»
2Чтение рассказа В.А Сухомлинского»Спасибо»
3 Подвижная игра «Пожалуйста»
4 Ролевая игра «Мы волшебники»
5Релаксационное упражнение «Драгоценность».
6Игра»Поляна добрых слов»
7 Игра Слова наоборот(антонимы)
Январь.
Добрые слова.
1Психологическое упражнение »Барометр настроения»»
2Чтение стихотворения В.Маяковского»Что такое хорошо и Что такое плохо?
3 Беседа «Что такое вежливость»?
4 Г.Остер «Зарядка для хвоста» чтение и инсценировка сказки.
5 Словесная игра «Эхо»
Февраль
Учимся дружить
1Беседа о дружбе.
2Физминутка «Вежливая просьба».
3Г.Ладонщиков «Дружу с мальчишкой»
4Чтение сказки Винни-Пух и его друзья.
5 Подвижная игра»Тонущий корабль» :
6Изготовление»Дерева добрых дел.»
7Пословицы о дружбе.
Март.
Поведение в общественных местах .
1Беседа о правилах поведения в общественных местах(на улице, в автобусе, цирке.парке)
2Сюжетно -ролевая игра «Путешествие по городу на волшебном автобусе»
Апрель.
Поведение за столом.
1Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе».
2Разрезные картинки по теме «Посуда».
3Беседа»Как правильно и красиво накрыть на стол
4 Сюжетно –ролевая игра «Кукольное чаепитие».
5Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»
6 Как вести себя за столом? проиграть ситуацию
Май.
Мы принимаем гостей.
1Чтение русской народной сказки» Лиса и журавль»
2С.Маршак«Кошкин дом»
3Беседы:«Гости в доме», Правила этикета, которые надо соблюдать, принимая гостей.
4Чтение сказки К .Чуковского «Муха- Цокотуха»
5 Инсценировка прихода Винни –Пуха в гости к Пятачку.
Вывод:
В результате совместной, систематической работы дети приобретают не только знания норм речевого этикета и культуры поведения со взрослыми и сверстниками, но и стараются использовать эти знания, не только в ходе занятий, но и в реальной жизненных ситуациях. Кроме того ,значительно обогащается их лексический запас, пополняется словами и выражениями из речевого этикета. Родители проявляют интерес к вопросам о формировании этикетного поведения ,, чаще обращаются за помощью, прислушиваются к советам.

Список Литературы
1 Васильева-ГангнусЛ.Азбука вежливости/Текст/:Л.Васильева-Гангнус-М:»Педагогика»,2008
2 Курочкина,И.Н.О культуре поведения и этикете/Дошкольное воспитание,2003г-№10.-с96-99.
3 Волина В.В.Учимся играя/Текст/В.В Волина М.:»Просвещение»,2006-260с
4 Безгина О.Ю.речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез,2004-40с
5 Н.Е.Богуславская,Н.А.Купина Весёлый этикет(развитие коммуникативных способностей ребёнка)-Екатеринбург:»ЛИТУР»,2000-192с.
6 Баринова Е.В. Уроки вежливости и Доброты:пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В.Баринова-Ростов н /Д;Феникс,2014.-253с.