Внеклассное занятие по экологии Лесные уроки вежливости (1-2 класс)


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
Лесные уроки вежливости
(театрализованное занятие по экологии с младшими школьниками)
Исполнитель:
Бачкина Елена Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ
«Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»,
Прокопьевский муниципальный район
Консультант: Кирьянко Элла Борисовна, должность
Кемерово 2014
Данную разработку могут использовать педагоги начальных классов, педагоги-организаторы, воспитатели дошкольных образовательных учреждений и групп продлённого дня.Мероприятие проводилось с обучающимися 1 класса в конце второй четверти.
Цель данного мероприятия - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. А также дать понять детям, что экология – это не только наука о сохранении природы. Без экологии отношений (к окружающей природе, к самому себе, к другим людям) невозможно сохранить чистоту и порядок на планете. Конечно, одним мероприятием не воспитаешь всего вышеперечисленного. Это целая система занятий, мероприятий, уроков. Данное мероприятие - это то зерно, которое должно прорасти в продолжение последующей работы, проводимой в начальной школе, и дать свои результаты-плоды.
Кроме этого я считаю, что ценным является взаимодействие детей разных возрастов, взрослых с детьми. Это тоже, на мой взгляд, привитие культуры общения, доброго отношения к окружающим. Старшие ребята в нашем случае готовили для младших этот праздник, помогали и родители – и своим присутствием, и исполнением ролей (Печкин – папа ребёнка, обучающегося в 1 классе), и идеями, а также когда купили нам на весь класс яблоки (это была идея родителей). А как горели глаза у первоклашек! Как долго потом они обсуждали, чей брат, сестра, папа участвовали в празднике. Это ещё раз показывает важность времени, проведённого вместе.
На этом мероприятии выступали и сами первоклассники. Пусть немного, пусть только попробовали. И возможно, стеснялись, волновались, но это были первый опыт выступления на публику и первые шаги к активной жизни, формирующей жизненную позицию. На мой взгляд, это очень важно.

Лесные уроки вежливости
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи: 1. Воспитать любовь и уважение к природе. 2. Показать нравственную и гражданскую ответственность каждого
человека за благополучие природы.
3. Привить навыки и умения поведения на природе.
4. Научить преодолевать потребительское отношение к природе.
Оборудование: Персонажи – участники мероприятия (ребята из старших классов):
1. Картина с изображением леса (слайды). 1. Мудрые-Премудрые Гномычи:
2.Дедушка-дерево (макет дерева) - Гномыч-внук (в синем колпаке, с веснушками на носу); на плечах: синички, - Гномыч-сын (в зелёном колпаке, с рыжими усами);
божья коровка, - Гномыч-дед (в красном колпаке, с длинной бородой).
стрекозы, 2. Вежливая-Мудрая Ворона
свиристели, 3. Кот
плёлы. 4. Почтальон Печкин3. Иллюстрации животных и птиц: лиса,
лось,
медведь,
белка,
снегири.
4. Ракета-ягодка.
5. Планета.
6. Цветы.
7. Группи-Группи-Ян.
8. Ёлочка, игрушки.
Ход мероприятия:
№ п/п Этапы Ведущий Содержание Примечания
1. Организация на работу. Учитель Здравствуйте, дорогие ребята. Помните, осенью мы с вами ходили в лес? Мы пришли к выводу, что лес нужно охранять, беречь. Перед доской три раскрытых зонтика, за которыми прячутся Гномычи.
2. Заочное путешествие в лес. /Из-под зонтиков слышится покашливание. Затем выглядывают Мудрые-Премудрые Гномычи/. Гномыч-внук /смущённо/ Простите… А давайте сейчас все вместе отправимся в лес!.. Пожалуйста… Учитель В лес? Ну, что же! Если вы обещаете себя хорошо вести в лесу, то мы, конечно, можем отправиться. Обещаете?
Вот и наш красавец-лес. Ребята, а что же говорят при встрече вежливые люди? Правильно! Какие вы молодцы! Давайте поздороваемся с лесом и его обитателями.
Звук журчания ручья, пения птиц.
Слайд 1 – Лес.
1-ый ученик Здравствуй, Лес! Дремучий лес,Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре? Дети здороваются все вместе, а затем подготовленные дети читают стихотворение.
2-ой ученик Кто в глуши твоей таится?Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! Повторение правил поведения в лесу. /Появляется Вежливая-Мудрая Ворона/
Кар-кар! Добрый день, ребята!Прислушайтесь к моим советам. Пожалуйста, не кричите и не шумите в лесу. Не ломайте ветки. Не обижайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам все свои тайны! Кар-кар-кар! Когда идёте в лес на прогулку зимой, возьмите с собой немного крупы или хлебных крошек для птиц. И ещё… Пожалуйста, не губите ёлки на Новый год! У всех в это время праздник, а бедным ёлкам – горе горькое! Так пожалейте их! Кар-кар-кар! Звук хлопанья крыльев.
Дети отвечают приветствием.
Учитель Спасибо тебе за советы, Вежливая Мудрая Ворона! Мы обязательно прислушаемся к ним. Правда, ребята? И тогда лес встретит нас и тихо-тихо, так что не каждый услышит, скажет-прошелестит: «Здравствуйте!» Покажет нам все свои тайны-чудеса. Ребята благодарят Ворону.
Гном-внук Ой, смотрите, смотрите! Вот и первое чудо! Чудо-дерево! У Дедушки-Дерева добрые руки!Большие зелёные добрые руки!
Какая-то птица на плечи садится!... Макет Дедушки-Дерева, у которого на плечах и в руках птицы, жуки, божьи коровки, стрекозы, свиристели, пчёлы.
Гномыч-сын Какая-то птица в руках суетится!... Гномыч-дед Жучище примчался - и сел! Качался и всё восхищался! 3-ий ученик Стрекозы примчались! И тоже качались! Продолжают подготовленные дети и учитель.
4-ый ученик Все свиристели в пуховой постелиСмеялись, качались, качались, свистели! 5-ый ученик Дедушка- Дерево пчёл подхватилИ на ладони свои усадил! Учитель У Дедушки-дерева добрые руки!Большие зелёные добрые руки! 6-ой ученик Наверно, их сто! 7-ой ученик Или сто двадцать пять! 8-ой ученик Чтоб всех покачать!
Чтоб всех приласкать! 3. Отгадывание загадок о лесных жителях. Гномыч-дед Ребята, а давайте посмотрим, кого спрятали-приласкали добрые руки Дедушки-Дерева. Гномыч-сын Если знаешь лес, зверей,
Отгадай их поскорей! Дети хором досказывают слова-отгадки.
Гномыч-внук Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистенький – краса!
А зовут её - …. (лиса) Находят картинку-отгадку на макете дерева и показывают детям.
Гномыч-сын Горбоносый, длинноногий,Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось Встретить,
Знайте, это …. (лось) Гномыч-дед Хозяин леснойПросыпается весной,
А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой. (медведь) Гномыч-сын В сосне – дупло.
В дупле тепло.
А кто в дуплеживёт в тепле? (белка) Гномыч-внук Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!Но вдруг вспорхнули яблоки,
Да это …. (снегири) 4.
Путешествие на другую планету
Гномыч-дед /вздыхает, вытирает платочком слёзы/Ох-ох-ох!Вчера на ракете
К далёкой планете
Летали мы все.
Ох, что там творится!Нет зверя, нет птицы!
Нет даже деревьев!
Повымерли все! Учитель Уважаемые Гномычи, а не могли бы вы и нас взять на эту планету? Быть может, наши ребята смогут чем-нибудь помочь? Гномыч-сын Да что вы! Они такие маленькие! А вдруг ещё испугаются! Гномыч-внук Ну и что, что маленькие! Правда, ребята? Ведь мы с вами можем помочь далёкой планете? Главное - чтобы у вас было желание делать добрые и нужные дела! А ещё – чтобы вы были дружными! Тогда ничего не страшно! Дети отвечают.
Гномыч-дед Ну, что же! Если вы готовы, тогда закрывайте глаза! И полетим на ракете! Считаем:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0!Вот мы и прилетели! Звук полёта.
/Гномычи выносят макет планеты, на которой произошла экологическая катастрофа. За макетом прячется Кот. Голова, лапы кота перевязаны./ Учитель Ребята, посмотрите, какая пустынная планета. Неужели на ней никого не осталось? /Из-за макета выглядывает Кот и сразу прячется/ Гномыч-дед Кажется, тут кто-то прячется! Правда, ребята? Дети отвечают.
Гномыч-сын Уважаемый Кот, не пугайтесь, выходите к нам. Кот А вы меня не обидите? Гномыч-внук Не бойтесь, уважаемый Кот! Это хорошие ребята, они очень хотят помочь вам! Правда, ребята? Дети отвечают.
/Кот выходит/ Учитель Бедный Кот! Что же с вами случилось? Что произошло с вашей планетой? Кот Наша планета Мурляндия была самая-самая красивая. Здесь было много цветов. Пели птицы. Но вот однажды прилетел на нашу планету злой волшебник Группи-Группи-Ян. Он стал учить детей рвать цветы, разорять гнёзда птиц. Говорил, что не нужно ничего убирать за собой, когда отдыхаешь в лесу. И скоро наша планета превратилась в кучи мусора. Цветов становилось всё меньше и меньше, птицы почти перестали петь. Зато повсюду выросли страшные чёрные горы отходов. Группи-Группи-Ян дождался. Когда вся планета покроется этими ужасными кучами, поджёг их, всё сгорело. Планету окутал едкий дым. Нечем было дышать. Здесь никого и ничего не осталось. Те, кто остался в живых , улетели на другие планеты. У нас даже не осталось воды. Даже дождик перестал идти на нашей планете. Я попытался что-то изменить, но одному с этой бедой не справиться. Учитель Ребята, мы можем помочь Коту вернуть красоту планеты Мурляндия? Приготовить цветы. Дети садят цветы в горшочки, Гномычи помогают.
Музыка.
Кот Спасибо большое вам, ребята! Уверен, эти цветы будут благоухать! Вернуться птицы! Наша планета Мурляндия снова станет прекрасным благоухающим садом! И мы все будем счастливы. Как прежде! Учитель Молодцы, ребята! Справились! Гномыч-сын Наши ребята – просто волшебники! Они ещё и не это могут!
5.
Физминутка
Гномыч-дед Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу!Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят!
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад. Под музыку.
Кот Спасибо, ребята! Вот и ожила моя планета! Даже дождик закапал! Звук надвигающейся грозы.
Гномыч-внук Дождик капнул на ладошки,
На цветы и на дорожки,
Дождик льётся!Ой-ой-ой! Побежим скорей домой! Учитель А нам пора возвращаться домой! Кот Спасибо большое вам, ребята, за вашу помощь. Одному мне было бы не справиться! А вместе мы быстро привели мою планету в порядок. Вы – настоящие друзья! Учитель Уважаемый Кот, но ведь для того и существуют друзья, чтобы в трудную минуту помогать друг другу. Чтобы вы не грустили, мы подарим вам песню о дружбе, Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Здорово, когда на свете есть друзья.Если б жили все в одиночку,То давным-давно на кусочкиРаскололась бы, наверное, Земля.Если б жили все в одиночку,То давным-давно на кусочкиРаскололась бы, наверное, Земля.
Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Землю обойдём, потом махнём на Марс.Может, у оранжевой речкиТам сидят-грустят человечкиПотому, что слишком долго нету нас.Может, у оранжевой речкиТам сидят-грустят человечкиПотому, что слишком долго нету нас.
Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Нас не разлучит никто и никогда.Даже если мы расстаёмся,Дружба всё равно остаётся,Дружба остаётся с нами навсегда.Даже если мы расстаёмся,Дружба всё равно остаётся,Дружба остаётся с нами навсегда.
Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой… Исполняют под гитару.
Во время исполнения - показ презентации.
Учитель А теперь на самом деле пора прощаться. До свидания, уважаемый Кот! Итак, возвращаемся домой! Дети прощаются. Кот машет лапкой и уходит.
Космическая музыка.
6. Просмотр мультфильма Учитель Ой, ребята, кажется, мы не дома приземлились. Что же, давайте посмотрим: может, и здесь кому-то нужна наша помощь? Фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино» (беседа Матроскина и Шарика о ёлках)
Учитель Да, вот это проблема! А вы как считаете, кто прав? Почему? Ребята, а Шарику с Матроскиным мы можем как-то помочь? Дети отвечают.
Гномыч-внук Молодцы, ребята! Тогда давайте помогать! Украшают искусственную ёлку игрушками (под музыку). Гномычи помогают, раздают детям ёлочные украшения.
Учитель И с этим заданием справились великолепно! Молодцы! А теперь нам на самом деле пора возвращаться домой. Гномычи, может, вы поможете нам добраться? 7. Физминутка Гномыч-внук Конечно, поможем! Повторяйте за мной!Раз-два, стоит ракета.Три-четыре, самолёт!Раз-два, хлопок в ладоши,А потом на каждый счёт!Раз-два-три-четыре,И на месте походили,
Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд,
Прилетел наш самолёт!
Вот мы и дома!
8. Итог Учитель Спасибо, Гномыч. Вот и завершилось наше путешествие. Гномыч-сын Надеюсь, все мы извлекли из него уроки и чему-то научились. И что-то узнали! 9-ый ученик Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки. Подготовленные дети читают стихотворение.
10-ый ученик Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы, -
Опустеют все полянки!И не будет красоты! 11-ый ученик Всё, что рядышком со мною, -
Это всё мо родное!Как же мне в краю родномНе заботиться о нём?! 9. Рефлексия /Дети делятся своими впечатлениями./ Учитель /стук в дверь/ Ой, ребята, кажется, кто-то стучит?
Почтальон Печкин Это я, Почтальон Печкин. Вам посылка от Кота! Вот! Получите! Печкин приносит посылку с яблоками, на посылке адрес: «Планета Мурляндия».
Учитель Оказывается, наша сказка ещё не закончилась! Что же нам прислал Кот? Как вы думаете? А давайте посмотрим?
/открывает посылку, Гномычи помогают раздать детям яблоки/Смотрите, ребята! Какие чудесные яблоки выросли на спасённой вами планете! По труду и награда!