Классный час Конституция в нашей жизни 10-11 класс


УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ (20-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ) КОНСТИТУЦИИ РФ
« КОНСТИТУЦИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
10-11 КЛАСС
Подготовила классный руководитель 11 класса Е.И.ЧестныхЦель: формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.Задачи: 
формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
.
Предварительная подготовка:опережающее задание: проект «Знакомство с Конституцией РФ» (Титкина Елена, ученица 10 класса), сочинение «Если бы я стал президентом России»Оборудование:- компьютер ( видеоролик, клип с Днём знаний, слайд « Конституция в нашей жизни».)
План урока:Мотивационная частьТеоретическая часть
ДискуссияРефлексияХод урока
Поздравление с Днём знаний (клип с Днём знаний)
Слово учителя: итак, добро пожаловать в мир знаний и мудрости.
Мотивационная часть.
Жил-был мальчик Вовка. И хотелось ему пожить так, чтобы ничего не делать. Как-то рассказывали в школе про Конституцию и права детей. Запомнилось ему право на отдых .И с  того дня стал Вовка объяснять своё нежелание что-либо делать правом на отдых .. Попросит его мама за хлебом сходить, а он ей про право на отдых.
-. Как вы думаете, прав ли Вовка, опираясь на Основной закон страны-Конституцию? Гл.2.ст.37. п.5( Проблемная ситуация).
Надо хорошо знать Конституцию, чтобы ответить на этот вопрос.
Слайд 1( Слово учителя)

И первый классный час в этом году мы начнём с изучения Основного Закона нашей страны- Конституции РФ. Тема «Конституция в нашей жизни» выбрана неслучайно. В декабре этого года исполняется 20 лет Конституции РФ. Президент подписал распоряжение « О праздновании 20-летия принятия Конституции РФ». Инициатива проведения 2 сентября Всероссийского открытого урока, посвящённого этой дате принадлежит учителям права и обществознания. Всероссийский съезд которых состоялся в мае в Санкт-Петербурге. Конституция как документ имеет особую значимость для Вас. ребята. Он утверждает свободу и справедливость, благополучие, защиту семьи, Отечества, единство многонационального народа России.
В Посланиях к Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции РФ в становлении демократии и правового государства, в реализации прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности. Конституция 1993 года — Основной закон нашего государства. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе Российской Федерации.
Слово учителя:
-Конституция РФ-основной закон нашей жизни.
-Конституция РФ имеет определённую структуру, которую вы изучили в курсе обществознания.
Слово ученице 10 класса Титкиной Елене. Презентация «Уроки обществознания».

Слово учителя:
Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но й как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства.
Быть гражданином РФ очень почётно. Но стоит не забывать, что граждане РФ должны не только проявлять свои права, но и выполнять свои конституционные обязанности.
На листе бумаги всё легко и просто .Однако, как свидетельствует история советских конституций, наличие в них тех или иных прав не является гарантией их реализации.
Мы можем привести массу примеров, где те или иные права не реализуются и нарушаются.
- Как вы думаете, чтобы Конституция действовала, а вместе с тем и защищала бы наши права. Что для этого необходимо создать?
( Эталон ответа: нам необходимо развитое гражданское общество).
Очень часто мы произносим слово « общество», и не задумываемся о его значении.
С  самого рождения человек помимо своей воли оказывается вовлеченным в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обусловливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком неодолимая сила и есть общество. Человек обычно проходит долгий путь адаптации, прежде чем научается видеть в обществе себя и понимать свои реальные возможности обратного влияния на общество.
Гражданское общество - это общность свободных, независимых, равноправных людей, каждому из которых государство обеспечивает юридические возможности быть собственником, пользоваться экономической свободой и надежным социальной защитой, другими правами и свободами, активно участвовать в политической жизни и в других сферах жизнедеятельности человека и гражданина.
-Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданское общество и общество граждан? ( Эталон ответа: граждане сами по себе не составляют гражданского общества).
Обратимся к словарю:
Гражданское общество – это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу. Действительно, гражданское общество имеет сложную структуру.
Институты гражданского общества:
– семью;
– церковь;
– систему образования;
– научные, профессиональные объединения;
– объединения по интересам, спортивные организации;
– профсоюзы;
– фонды, ассоциации и т. д. Институты гражданского общества с целью удовлетворения многообразных потребностей, причём не конструируются сверху по приказу государства.
- Ощущаете ли вы себя частью каких- либо институтов гражданского общества? ( Эталон ответа: институт семьи, системы образования).
-Если да, то, какие права с этим вы имеете и какие обязанности несёте? ( Эталон ответа: школаПрава обучающихсяна получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
на ускоренный курс обучения,
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
на участие в управлении образовательным учреждением,
на уважение своего человеческого достоинства,
на свободу совести, информации,
на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.
Обязанности обучающихсясоблюдать устав общеобразовательного учреждения,
добросовестно учиться
бережно относиться к имуществу учреждения
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения,
выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка
Семья: права ребёнка
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
- на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
- на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
- на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны роди.
Обязанности:
Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им. При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.
Слово учителя:
Если для государственной власти и государственных структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров.
В гражданском обществе на всем протяжении его развития формируются основополагающие нормы, принципы, традиции, установки того, как следует, как должно вести себя в обществе каждому его члену, какое бы высокое общественное положение он ни занимал. Человек в гражданском обществе одновременно и частное лицо, и гражданин общества. Гражданское общество-это и результат коммуникации, общения, взаимопомощи граждан. Человек, побывавший в Америке, стал свидетелем такой картины. После того, как один из ожидавших на остановке поздно проголосовал, а автобус прошел мимо, большинство заметивших это пассажиров возмутилось таким поведением водителя. Несколько человек, в знак протеста, вышли на следующей остановке. Это практическая реализация солидарного принципа гражданского общества - все за одного!
Что, На ваш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»? ( Эталон ответа: происходит от франц. solidaire «солидарный; действующий заодно»- действовать заодно со всеми).
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации каких-либо прав?
Таким образом, солидарность - одна из важнейших черт гражданского общества. Права человека создают комфортные условия для жизни всех людей. Они учитывают их особенности, защищают их перед лицом невежества, безразличия к судьбе отдельного человека, формализма, не говоря уже о полном бесправии.
Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и Государством. С одной стороны, оно позволяет личности, координируя с другими людьми свои действия, воздействовать на государство с целью облегчения реализации своих интересов и потребностей. С другой стороны, гражданское общество позволяет охранять частную жизнь граждан от излишнего вмешательства государства. Формирование гражданского общества невозможно без активного динамичного рационально мыслящего гражданина. При гражданском обществе - ВЛАСТЬ ДЛЯ НАРОДА, а не наоборот.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
-Чем отличается гражданин от подданного?
Гражданин принципиально отличается от подданного, для которого характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства. Поэтому можно утверждать, что путь из подданных в граждане – это путь к свободе. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей открытого общества и при необходимости за них сражаться.
Что предстоит сделать вашему поколению? Вам лично? В каком обществе вы предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь?

Сегодня в России остаётся массаа нерешённых проблем. Наряду с демократическими процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации и коррумпированности представителей власти. Произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности, экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает негодование у граждан.
Предложите пути решения этих проблем в формате «Если бы я стал президентом России».
Сочинение Саратовской Надежды, ученицы 11 класса
 Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и сёлах не было бедных.      Я бы повысила пенсию пожилым, потому что пенсионерам не хватает пенсии на месяц, а из-за возраста они уже не могут работать, чтобы денег хватало на безбедную жизнь. Они ведь много работали, когда были молодыми.      Сделала бы больше детских площадок. Детям надо где-то общаться, бегать, играть, дышать свежим воздухом.     Так же многие родители не могут позволить своим детям красивую жизнь, а ребёнку хочется где-то поиграть. С некоторыми детьми могут произойти несчастные случаи, если не будет детской площадки: мальчишки лазят от безделья в трансформаторные будки или катаются на крыше лифта.      Построила бы как можно больше бесплатных домов творчества. Детям надо развивать свои таланты, ведь в будущем любой ребёнок может стать выдающимся художником, или знаменитым гимнастом.      Добавила бы школам денег. Что бы учителя больше получали, а в школах было больше наглядных пособий.      Ввела бы ограничение в программах на ТВ. Потому что, в большинстве передач нецензурно выражаются и показывают сцены насилия. Все программы с насилием показывали бы поздно ночью.      Всем чиновникам надела бы электрические браслеты. Допустим, если чиновник захочет взять взятку, то браслет ударит его зарядом тока.      Снесла бы ветхие, старые дома и на их мести построила новые. С более дешёвыми квартирами, что бы все желающие могли их себе позволить.      Построила бы приюты для животных. Если хозяева уезжают в отпуск, то они могут оставить своё животное в приюте до возращения.     А бездомных животных можно туда приносить с улицы, отдать.     Ещё поручила бы организовать «Службу надзора» - чтобы следили за чистотой после прогулок животных на улицах, в парках и на детских площадках, и штрафовали хозяев, которые не убирают за своими питомцами.      Построила бы мусороперерабатывающие заводы. Эти заводы нужны для переработки мусора; из того, что мы выкидываем, можно сделать много полезных и нужных вещей, также при их постройке уменьшатся свалки, которые распространяются порой до 300 км. А сейчас свалки просто сжигают, воздух от этого ещё больше загрязняется, да и земля пропитывается гниющими отходами, стеклом.      Для всех дел понадобилось бы очень много разных рабочих. Люди бы были заняты, получали бы деньги за свою работу, не стали бы воевать, им бы было некогда, да и не зачем.     Вот, что бы я сделала, если бы была президентом!
Пока будет проблема бедности, люди будут бороться за самосохранение.
Пока мы не решим проблему бедности, нельзя решать проблему гражданской активности. В мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, где проблема бедности; более или менее решена, гражданская активность выше, чем в провинции. В той мере, в какой мы будем развивать гражданскую инициативу, мы будем двигаться в сторону гражданского общества. Гражданское общество ориентируется на средний класс, который должен составить его социальную основу. Это экономически независимый, стабильный в материальном положении класс, обладающий частной собственностью.
Можно ли в принципе решить проблему бедности населения малых и средних городов, деревень и посёлков? Если да, то, что для этого должно сделать общество?
Мы собираемся создать гражданское общество, как бы глядя в окно, а прежде надо понять, что каждый из нас понимает под определением гражданского общества. Одной из проблем гражданского общества является проблема нашей правовой культуры, нашего правового образования. С точки зрения конституционного строя мы уже вошли в состояние гражданского общества, а с точки зрения политико-правовой культуры мы во многом еще патриархальны.
Гражданское общество не может существовать без гражданского образования. Гражданское образование должно быть важным для всех: пенсионеров, молодых людей. В гражданском образовании главное - опыт изучения реальной жизни, изучение своих прав и опыт их реализации. Это опыт того, как мы учимся находить общий язык и решать совместные дела.
Какой лично у вас есть позитивный опыт реализации своих прав?
У нас есть перспективы. Но общество, где нет морально-нравственных законов, - это слабое общество, которое всегда находится в состоянии перманентного хаоса. В нём нет определенной взаимосвязи между гражданами, поскольку не уважения друг к другу, в их сознании не существует ничего святого, нет нравственных границ, которые нельзя переходить ни при каких обстоятельствах.
В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности. Как вы думаете, почему? ( Эталон ответа: «мораль» и «нравственность» – это одно и то же, а основаны они на идеалах добра, справедливости, долга и чести).
Какими должны быть эти ценности?
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как Этические идеалы.
Какая роль в их сохранении отводится старшему поколению и молодёжи?
Уровень духовно-нравственной культуры молодежи является одним из важнейших показателей уровня и
качества распространенности принципов гражданского общества.
Составителям Декларации и Российской Конституции виделось будущее, в котором человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. Они считали все права человека одинаково значимыми и подтвердили, что все они играют весьма важную роль в том, что касается обеспечения достойной жизни для людей. Ни в одном государстве, даже самом демократическом и правовом, она не выполняется полностью. Но всё больше становится государств, в которых граждане добиваются соблюдения их прав. В их число входит и наша страна.
Хорошийгражданин России -это личность, готовая жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве, свободная, обладающая чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной, толерантной, социально активной, характеризующейся гражданственностью и патриотизмом.
Гражданин!Нет, не титул наследный, а гордое званье:В нём и совесть, и честь,И родного народа
Признанье.
Мудрое высказывание шотландского писателя и реформатора Смайлса гласит:
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права и исполнять обязанности граждан»
Заключение: Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
С. Смайлс.И знаете, что понял Вовка, изучив Конституцию РФ ?
(Он понял! Право на отдых и досуг — это не право лениться, а право отдыхать после учёбы или работы! Делу – время, а потехе час!)
На память учащимся Основной Закон страны -Конституция РФ.