Конспект урока по русскому языку Что мы знаем об имени существительном


Тема: Что мы знаем об имени существительном.
Цель: обобщение и систематизация знаний об имени существительном.
Предметные задачи:
• Повторить постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
• Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные задачи:
• Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
• Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
• Расширять словарный запас.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ι. Мотивация к учебной деятельности.
-Когда-то французский философ Ж.Ж.Руссо сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете и знаете, но, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
- Я желаю вам уже сегодня убедиться в словах Ж.Ж.Руссо. Удачи! II. Актуализация знаний.
- Я предлагаю начать работу с разгадывания ребусов. Вы должны будете разгадать ребусы и попробовать запомнить слова, которые у нас получаться.

- Назовите слова (Слайд)
- Запишите слова, которые у нас получились по памяти.
- Самопроверка (слайд)
- Кто запомнил все слова и правильно их написал? Молодцы!
(поставьте на полях +)
- Кто не смог запомнить все слова или допустил ошибки при записи?
(поставьте на полях ?)
- Что мы им пожелаем?
(быть более внимательными)
- Прочитайте ещё раз эти слова.
- Какое слово лишнее? Почему?
(дерево – с проверяемой безударной гласной, остальные слова из словаря)
- Какое задание можно выполнить с данными словами?
(выделить орфограммы, составить предложения, разобрать по составу, разделить на группы …)
- Выделите орфограммы (по цепочке).
- Что объединяет эти слова?
(обозначают предмет, имена существительные, стоят в ед. числе, нарицательные)
- На какие группы можно разделить данные слова?
( кто? что?; одуш. и неодуш.; по родам)
Отгадывают ребусы:
Деревня, дерево, погода, картофель, сорока, пальто, ученик.
Записывают слова по памяти.
Самопроверка.
Оценивание.
Выделяют орфограммы.
Обобщают, классифицируют.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
ΙII. Формулирование проблемы, планирование деятельности. - О какой части речи мы с вами сейчас говорили? (им.сущ.)
- Чему будет посвящен наш урок?
Тема урока: Закрепление по теме «Имя
существительное как часть речи».
- Мы повторим сегодня все, что мы знаем об имени существительном.
Исходя из темы урока и того что мы знаем о данной части речи составим план нашей деятельности:
1. Находить имена существительные.
2. Определять постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
3. Выполнять морфологический разбор.
Планируют свою деятельность. Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
ΙV. Развитие умений – применение знания. 1. На доске текст:
Наступила зима. Выпал пушистый снег. Вот промчался трусливый заяц. Промелькнула рыжая лисица. Слышится стук. Это стучит дятел.
- Прочитайте текст.
- О каком времени года говорится в тексте?
- По каким признакам определили?
- Найдите и назовите имена существительные.
- Работаем по вариантам:
1В. – выпишите одушевленные имена сущ.
2В. – выпишите неодушевленные имена сущ.
Самопроверка. Поднимите руку у кого правильно выписаны слова.
1В. – докажите, что это одуш. имена сущ. (отвечают на вопрос кто?)
2В. – докажите, что это неодуш. имен сущ. ( отвечают на вопрос что?)
Оцените свою работу.
2. « Распредели по родам»
Я буду читать слова, а вы должны распределить их в три столбика по родам.
Тарелка, бензин, блюдце, земля, зеркало, мужчина, молоко, лошадь, дядя.
-Выделите окончания.
- Самопроверка написания слов по столбикам
ж.р м.р ср.ртарелка бензин блюдце
земля мужчина молоко
лошадь дядя зеркало
- докажите, что сущ. 1 столбика – ж. р (она, моя; окончания)
- докажите, что сущ. 2 столбика – м. р (он, мой; окончания)
- докажите, что сущ. 3 столбика – ср. р (оно, моё; окончания)
- Оцените свою работу.
3. Творческая работа.
Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя.
У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
- Красиво ли звучит текст?
– А что в нём не понравилось, показалось «лишним»?
- Какое слово повторяется?- Какими словами можно заменить этот повтор?
Зверь, хищник, он, великан.
- Работаем в парах (дифференцированная работа) – на листочках.
- Отредактируйте и запишите текст (замените слово «морж» другими словами, чтобы не было повтора).
- Прочитайте свои тексты … (у кого получился другой текст).
- Найдите и назовите имена существительные.
- Выполним морфологический разбор имени сущ., пользуясь алгоритмом (коллективно).
1. Клыками – сущ. (чем?)
2. н.ф. – клык
3. неодуш., нариц., м.р.
4. мн.ч.
- Самостоятельно (у хищника).
1. (у) хищника – сущ. (у кого).
2. н.ф. – хищник
3. одуш., нариц., м.р.
4. ед.ч.
- Самопроверка:
- Оцените свою работу.
- Со словами какой речи мы работали на уроке?
- Что такое имя существительное?
4. Работа в группах.
- Образуйте группы.
- Достаньте всё, что находится в файлах.
- Составьте опорную схему «Имя существительное».
- Представьте свои опорные схемы.
- Помогут ли ваши опорные схемы тем, кто ещё не совсем уверен в своих знаниях по данной теме?
Читают текст.
Находят имена существительные.
Выполняют самостоятельную работу по вариантам.
Самопроверка.
одуш. неодуш.
заяц зима
лисица снег
дятел стук

Оценивание.
Записывают слова в три столбика по родам.
Самопроверка.
Доказывают правильность выполнения работы.

Оценивание.
Читают текст.
Подбирают слова для замены
Выполняют работу в парах.
Читают свои тексты.
Выполняют морфологический разбор коллективно.
Выполняют морфологический разбор самостоятельно.
Самопроверка. Оценивание.
Работа в группах.
Представления опорных схем.
предмет
кто? что?
одуш. неодуш.
собств. нариц.
ж.р. м.р. ср.р.

ед.ч. мн.чПознавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Рефлексия. -Подведем итоги нашей работы.
-Вспомните, какая цель стояла перед нами?
-Кто считает, что достиг поставленной цели?
-В чем удалось потренироваться?
-Какое задание считаете самым интересным?
-Что для вас оказалось трудным?
- Кто убедился в словах Ж.Ж. Руссо, что он талантливый, много знает и умеет?
- Возьмите лист «рефлексия урока», подведите итог своей работы.
Ответы учащихся.
Заполнение листов рефлексии урока.
Рефлексия урока
1.На уроке я работал…
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я… доволен / не доволен
3.Урок для меня показался… коротким / длинным
4.За урок я…
не устал / устал
5.Мое настроение…
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был… понятен / не понятен
Регулятивные УУД
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VΙ. Д/з: Карточка (потренируетесь в нахождении имен сущ., определении постоянных и непостоянных признаков имен сущ., выполнении морфологического разбора).
- Отметки за работу получит каждый после просмотра ваших работ в тетради.
Спасибо за работу. Молодцы. Записывают домашнее задание.