Конспект урока по истории на тему История Древней Руси (10 класс)

Тема урока: Игра- викторина «История Древней Руси»

Тип урока: Урок- игра, урок обобщение.
Цели урока
( Образовательная: обобщить изученное по истории Древней Руси, сформировать представление о жизни древних славян, научить самостоятельно находить материал по теме и устанавливать причинно-следственные связи;
( Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа, сформировать и закрепить представление о подвигах защитников Руси; прививать гордость за наших героических предков.
( Развивающая: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой и дополнительными источниками информации, обогащать словарный запас. развивать интерес к истории.
Методы: обобщающая беседа, демонстрация презентации, наблюдение и выводы
Оборудование: карточки- задания. материал для жеребьёвки команд.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2-3 мин.)
II. Постановка темы и целей урока. (4-5 мин)
III. Актуализация знаний учащихся. Работа по теме. Игра- викторина «История Древней Руси». (25 мин)



I Тур. Разминка
1.     Государство на Волге в VIII-X вв., в котором правящая верхушка исповедовала иудаизм (Хазарский каганат)
2.     В каком княжестве правил Андрей Боголюбский? (во Владимиро-Суздальском)
3.     В результате чего погиб киевский князь Игорь? (в результате восстания древлян в 945 г.)
4.     Как назывались кочевники, убившие князя Святослава? (печенеги)
5.     Как звали киевского князя, который вынужден был бежать из столицы в результате 1-го киевского восстания? (Изяслав Ярославич)
6.     1-е русские святые. (князья Борис и Глеб)
7.     Какой князь получил прозвище «Окаянный»?(Святополк I)
8.      По традиции, именно этот князь основал Москву(Юрий Долгорукий)
9.      Княгиня Ольга провела налоговую реформу, в ходе которой появились погосты. Что это такое(стационарные места сбора дани)
10. В каких крупных русских городах в эпоху Киевской Руси были построены Софийские Соборы? (в Киеве и Новгороде)
11.   Название правящей на Руси до конца XVI века династии? (Рюриковичи)
12.  Князь, объединивший Киев и Новгород? (Олег)
13.  В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил и разграбил этот город. (Киев)
14.  Как назывался 1-й письменный свод законов русского государства? («Русская Правда»)
15.  В каком городе в 1097 году состоялся знаменитый съезд князей? (в Любече)
16.   В каком городе правил князь Владимир Красно Солнышко до тех пор, пока не стал киевским князем?(в Новгороде)
17.Между какими религиями выбирал князь Владимир, решив принять монотеизм? (ислам, иудаизм, христианство западное и христианство восточное)
18.  Как звали 1-го русского митрополита?(Илларион)
19.  Аристократическое сословие в древнерусском государстве (бояре)
20.   Против кого осуществлял свои «крестовые походы» Владимир Мономах? (против половцев)
21.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев,  а в Западной Европе - норманнами и викингами.)
22. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).
23. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).
24. При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве? (Ярослав Мудрый)
II Тур Загадки Хроноса
Команды должны расставить события в хронологическом порядке и напишите зашифрованное слово.
1.
И Крещение Руси
Г Начало правления Владимира Мономаха
О Издание «Русской Правды»
С Призвание варягов на Русь
Р Месть княгини Ольги
Т Первый поход руссов на Царьград
Б Убийство князей Бориса и Глеба
(Стрибог)
2.
В Начало правления Владимира Святого
Р «Щит на вратах Цареграда»
И Установление уроков и погостов
И Создание правды Ярославичей
И Начало правления Мстислава
К Смерть Рюрика
Ч Строительство Святой Софии в Киеве
(Кривичи)
III Тур Четвёртый лишний
Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение.
Зернь, скань, мозаика, перегородочная эмаль. (Мозаика)
«Повесть временных лет», «Слово о чести и благодати», «Житие Бориса и Глеба», «Хожение за три моря». («Хожение за три моря»)
VI Тур Народная мудрость
Отгадайте русскую загадку:
И копали меня, И крутили меня, На пожаре я был, На базаре я был, А как молод был Всё людей кормил. Упаду кости вокруг Разлетаются, Но собаки к костям Не кидаются.
(Глиняный горшок)
V Тур Как наше слово отзовётся
Назовите авторов высказываний:
1. «Иду на вы!» (Князь Святослав)
2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». (Владимир Мономах)
3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переславль». (Ярослав Мудрый)
VI Тур Историческая путаница
Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача найти ошибки.
1. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые, по свидетельствам летописцев, не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
2. В 907 году князь Владимир Мономах пошёл походом на Царьград. Он собрал огромное войско из варягов, около 80000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колёса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, и в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.
VII Тур Что? Где? Когда?
Командам предлагаются три вопроса.
Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз.
(Алфавит.)
Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга?
(В Константинополе.)
Когда на Руси появилось слово «азбука»?
(После 988 г., Крещения Руси.)
VIII Тур Циферблат
Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ.
1. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? (60 лет.)
2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного и того же города.)
3. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (Три.)
4. В каком веке Русь приняла христианство? (В Х в.)
5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? (Второго.)
6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945957 гг.)
7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав.)
8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? (Г.)
9. В каком году было основано государство Киевская Русь? (882.)
10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (Два.)
11. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
12. Сколько сыновей было у князя Святослава? (Три.)
IХ Тур Жизнь замечательных людей
Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.
1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя Василий. Совершил 83 далёких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чти, как отцов, молодых  как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами». (Владимир Мономах.)
2. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. (Княгиня Ольга.)
3. Этот князь от своего отца получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране. (Владимир Святой.)
4. «Он перебрался в Киев с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». (князь Олег)
5.     «Легко ходил в походах, как барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах». (князь Святослав)
6.     «В год 6370 изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род. И сказали себе. «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам... И избрались трое братьев со своими родами ... и пришли к славянам, и сел старший... в Новгороде..» (Рюрик)
7.     Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек. При нем возведены в Киеве Золотые ворота. В честь жестокой сечи с печенегами был построен Софийский собор. Он стремился к установлению и развитию международных связей древнерусского государства, которое в период его правления достигло наибольшего расцвета. (Ярослав Мудрый)





IV. Заключительный этап урока (5-7 минут)

Дети самостоятельно по группам обсуждают свою работу. Отмечают положительные и отрицательные момент, находят и анализируют ошибки. Учитель подводит общий итог урока, разбирает наиболее характерные ошибки, дает свою оценку урока.

Подсчет баллов. Определение группы победителей. Импровизированное награждение.

V. Запись домашнего задания (5 мин)