Элективный курс по обществознанию Право в нашей жизни 9 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу составлена на основе авторской программы элективного курса «Право в нашей жизни» Каменчук И.Л., методиста кафедры философии и методологии науки ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Программа элективного курса рассчитана на 12 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов права, перспективу профильного изучения в старшем звене, возможности получения по окончанию школы юридического образования.
Данный элективный курс подготовлен на основе материалов курса практического права В. Пронькина- «Живое право» в рамках проекта Санкт- Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского.
В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний о праве и государстве, но и получат практические умения и навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе, ценностные ориентиры, позволяющие сформировать осознанное отношение к правовым и политическим реалиям.
Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие аспекты:
Обсуждение актуальных общественных проблем;
Формирование умения выявлять конфликт ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ним;
Приобретение навыков разрешения конфликтов.
Предлагаемый пропедевтический курс права направлен на преодоление правового нигилизма школьников, формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.
В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:
Ролевые игры и имитации;
Деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);
Анализ казуса (элементы юридического дела).
Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.
Содержание курса
Введение (1 ч).Основные вопросы: Роль правил в жизни человека и общества. Какие правила изучаются в курсе «Право в нашей жизни». Практическая направленность курса, его связь с жизнью. Как работать с текстом учебной книги.Практические умения, опыт деятельности. Совместный (в группе) поиск ответов на проблемный вопрос, участие в дискуссии.
Тема 1. Введение в право (4 ч).Основные вопросы: Социальные нормы, их многообразие. Отличительные признаки норм права. Понятия «право», «закон». Как возникли государство и право. Взаимосвязь государства и права. Связь морали и права. Понятие «правомерное поведение». Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликта. Практика ведения переговоров«Профессия - юрист». Юридическая помощь. Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью. Практические умения, опыт деятельности. Применять юридические понятия при анализе конкретных жизненных ситуаций. Отличать нормы права от других социальных норм. Оценивать действия и поступки с точки зрения их правомерности. Работать в группе, публично выступать. Занимать и аргументировать свою позицию Применительно к конкретным ситуациям «конфликта интересов», «нарушения прав человека» планировать правомерные способы их разрешения. Вести переговоры, соблюдая последовательность этапов. Определять условие и порядок обращения за юридической помощью. 
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (7 ч.)
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Учебно-тематический план
№ Содержание учебного материала Количество часов
1 Введение 1
2 Тема 1. Введение в право 4
3 Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты 7
4 Итого 12
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
использовать различные способы разрешения проблем (переговоры, обращение к юристу, ненасильственные способы защиты своих прав).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения прав.
Литература и средства обучения
Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Методические материалы для преподавателя к тому 1. СПб., 2001;
Гутников А.Б., Пронькин А.Б., Элиасберг Н.И. Живое право. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие, СПб., 2001.
Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998
Введение в обществознание/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М. 1998
Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9классов общеобразовательной школы. /Сост.Н.И.Элиасберг. Спб., 2000.
Конституция Р.Ф. – М., 2008.
Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
Календарно-тематическое планирование

урока Дата проведения Тема занятия Форма деятельности Домашнее задание Примечание
план факт Введение (1 ч.)
1 Введение в курс «Право в нашей жизни» Рассказ учителя. Дискуссия «Можно ли жить без правил?» Изучить с. 14-18, приготовить сообщение учащегося «Знаменитые кодификаторы». Тема 1. Введение в право. (4 ч.)
2 Что такое право?
Сообщение учащегося «Знаменитые кодификаторы». Дискуссия «Школа мнений»-поему правила становятся правовыми? Изучить с. 27-42 3 Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов Рассказ учителя. Беседа на тему «Как успешно вести переговоры» Изучить с. 53-73 4 Судебная защита прав и свобод граждан. Юридическая помощь. Лекция Изучить с.95-105, 113-126 5 Профессия- юрист Беседа. Ролевая игра «На приеме у юриста» Изучить с. 101-110,приготовить сообщение «Проблема прав человека в истории» Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (7 ч.)
6 Естественное право и права человека Рассказ учителя, сообщение учащихся «Проблема прав человека в истории» Изучить с. 169,178,185 7 Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан РФ Урок-конференция: слушание и обсуждение выступлений Изучить с. 142,152-163 8 Создаем Конституцию Групповая работа-проектирование Конституции школьного сообщества Изучить с. 164, 9 Права ребенка и необходимость их защиты Рассказ-беседа Приготовить презентацию по теме 10 Институт уполномоченного по правам человека Рассказ учителя и групповая форма работы- проектирование «Если бы я был уполномоченным по правам человека» Изучить записи в тетради 11 Общественные правозащитные организации Урок-конференция- доклады учащихся от групп, собравших информацию о правозащитных организациях и выступление общественных организаций Изучить с. 137, 287, 321-323 12 Защита прав и свобод правоохранительными органами и общественными организациями Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?» Изучить с. 283-287, 473-474