Предпрофильный курс занимательная химия


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ
Программа для предпрофильной подготовки
по химии учащихся 9-х классов
учитель химии МОУ СОШ № 94
Ткаченко С.Н.

Ростов-на-Дону, 2010 г.
Пояснительная записка.
Курс занимательная химия предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 10 часов.
Задача данного курса состоит в том, чтобы показать, как много интересного вокруг нас - надо только захотеть увидеть; способствовать более осознанному выбору естественнонаучного профиля для дальнейшего обучения; развитие экспериментальных умений учащихся.
Этот курс о разнообразных вещах и явлениях, так или иначе связанных с химией, о том какими интересными могут оказаться даже самые элементарные сведения из школьного курса химии, если приглядеться к ним повнимательнее.
Цель этого предпрофильного курса заинтересовать учащихся некоторыми интересными фактами и показать на ряде примеров возможность научного анализа окружающих нас явлений. Причем сделать это на базе простых представлений, не выходящих далеко за рамки школьной программы.
Содержание программы
Тема 1. Эка невидаль! Поваренная соль.
Л.О. 1. Доказательство содержания йода в соли. 2. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 2 Позолота.
Тема 3 На что способен аммиак.
Тема 4 О рюмке с монетой и о ведре с рыбой.
Тема 5 Перегоревшая лампочка.
Тема 6 Полезные и губительные свойства озона.
Тема 7 Загадки малахита.



Учебно-тематический план.
Тема занятий Количество часов
1.Эка невидаль! Поваренная соль. 2
2. Позолота. 1
3. На что способен аммиак. 1
4. О рюмке с монетой и о ведре с рыбой. 1
5. Перегоревшая лампочка. 1
6. Полезные и губительные свойства озона. 2
7. Загадки малахита. 2

Практикум. Методические рекомендации.
Лабораторный опыт №1 Доказательство содержания йода в соли.
Цель работы: доказать опытным путем наличие йода в йодированной соли.
Оборудование: Йодированная соль, дистиллированная вода, уксусная кислота, перекись водорода, крахмал, стакан, чайная ложка.
Ход работы:
Насыпать в стакан чайную ложку соли, залить ее чайной ложкой воды, перемешать. Затем добавить пол чайной ложки уксуса и столько же перекиси водорода. Через несколько минут насыпать немного в стакан крахмала.
2J+H2O2+2CH3COOH----→J2+2H2O+2CH3COO-
Вывод: Написать уравнение реакции, объяснить появление сине-фиолетовой окраски.
Опыт может не удаться, если для йодированния соли использовали KJO3, а не KJ.
Лабораторный опыт №2 Выращивание кристаллов поваренной соли.
Цель работы: овладение навыками по выращиванию кристаллов поваренной соли.
Оборудование: Два химических стакана, поваренная соль (3-4 ст. ложки), нитка, карандаш, горячая вода, спиртовка, спички.Ход работы:
В стакане горячей водой понемногу растворяем поваренную соль, помешивая ее. Наступит момент, когда соль перестанет растворяться и осядет на дно сосуда. После этого слегка подогреем смесь, чтобы добиться полного растворения соли. Для этого стакан поставим в кастрюлю с теплой водой. Сливаем пересыщенный раствор в чистый сосуд, оставляя в другом сосуде не растворившуюся соль. Сооружаем удочку с кристаллической «затравкой» - маленький кристаллик той же соли, так чтобы он был погружен в раствор. Позже будем наблюдать появление «белых мушек» из кристаллов поваренной соли на удочке.
Список использованной литературы
1. О концепции модернизации российского образования.(Текст): приказ МЩ РФ от 18 июля 2002 г. №2783// рос. Газета. -2002-23 июля. –с.10
2. Галкина Т.И. Организация профильного обучения в школе: Феникс. 2006 г.
3.Кричевский В.Ю. Профильная школа, практика создания: пособие для руководителей образовательных учреждений М.:Просвещение. 2004.
4. Кристаллические премудрости. Николаев В. Вокруг света.-2004. №3
5. Якушова А.Ф. Общая геология М.: МГУ, 1989.
6. Соляная тектоника Кристофер Дж. Таболт., Мартин П.А. Джексон. –М.: Госгеолтехиздат,1957
7. Матусевич Л.Н. Кристаллизация из растворов в химической промышленности –М.: Химия,1968.
8. И.А.Леенсон Занимательная химия.1,2 т. –М.: Дрофа, 1996.
9. В.Н. Алексинский занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение.1995