Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников.


Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются универсальные учебные действия, с развитием творческого потенциала учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Проблема соотношения обучения и развития всегда была одной из стержневых проблем педагогики. На разных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено изменением методологических установок, появлением новых трактовок, понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли предметной направленности процесса обучения и воспитания в этом развитии.
С.Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения" [35].
Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся педагоги прошлого и настоящего.
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась и разрабатывалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского. Проблема активно исследуется и по сей день.
Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованными и положительно зарекомендовавшими себя подходами в развитии системы образования считаются: аксиологический; информационный; личностно-деятельностный; проблемно-ориентированный; проектный; технологический. Наибольший интерес вызывает интегрированный подход, получивший название компетентностногоЭтот подход выступает одной из ведущих психолого-педагогических идей программы образования Республики Казахстан – идея компетентностного обучения [1]. Для конечного результата образования умение использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией; умение видеть возникающие проблемы и находить правильное их решение; умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивать свою позицию и т.д., - все это можно отнести к компетенции школьников. Поэтому на первый план выдвигается не вооружение определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а умение их самостоятельно добывать и применять адекватно в ситуации. В связи с демократизацией общества, тенденцией к гуманизации школьного образования, ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы учащихся целью образования ставится развитие личности. Достижение этой цели приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Из проблемы педагогической она перерастает в методическую, что обусловливает повышенное внимание со стороны ученых педагогов, методистов и психологов к вопросам содержания учебных предметов и методам обучения.
Применительно к начальной школе приоритеты образования тоже претерпели изменения. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Это можно объяснить тем, что знания в настоящее время могут быстро устаревать или оказываются недостаточными, что требует овладение способами и методами самостоятельного пополнения и обновления необходимых знаний. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.
Начальная школа - важный этап становления личности ребенка и обретения им универсальных учебных действий. В процессе такого учения личностная установка ученика постепенно смещается с ориентировки на положительный совместный результат деятельности – к ориентировке на сам процесс учения. У младших школьников начинает формироваться признание ценности учебной деятельности. Они учатся делать выбор, анализировать, сопоставлять и т.д. свои действия. Другими словами, они обучаются умению учиться, что в педагогике признается ключевой компетенцией начального образования.
Эта ключевая компетенция - самая сложная задача педагогики. Потому актуальность темы формирования универсальных учебных действий не теряется со временем. Сейчас она подразумевает поиск современных научных основ методик обучения по разным направлениям начального образования, где признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе обучения.
Учебный предмет «Математика» как компонент общего начального образования РК отвечает целям и задачам ГОСО, традиционного и развивающего обученияи занимает одно из центральных мест в современной системе образования, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний, так как математика позволяет сформировать определенные формы мышления, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и т.д., необходимые для изучения окружающего нас мира.Кроме того, целью математического образования в начальных классах является развитие личности ребенка средствами учебного предмета «Математика», а содержание этого предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, базовыми понятиями которых в рамках данного курса являются арифметика натуральных чисел и основных величин и геометрия, задача которой заключается в развитии у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умственных действий.
Однако на сегодняшний день геометрия представлена в курсе начальной школы незаслуженно скромно и имеет случайный характер. Геометрия представлена в начальной школе в качестве сопровождающего курс арифметики, хотя в ней заложен огромный потенциал для развития личности младшего школьника. В этих условиях возникает противоречие: с одной стороны необходимо сформировать у младшего школьника универсальные учебные действия, а с другой стороны мы отмечаем низкий уровень вовлеченности всего потенциала учебно-методического комплекса по учебным дисциплинам и сензитивных тенденций развития в младшем школьном возрасте.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умственных действий. Одним из аспектов развития личности является математическое развитие, которое предполагает формирование у ребенка приемов мыслительной и учебной деятельности.
Базой любого начального курса математики является арифметика, а собственно изучение геометрии поздно начинается и, минуя качественную фазу освоения пространственных форм и отношений, начинается с изучения и оперирования метрическими свойствами. Связано это с тем, что систематический курс геометрии, которая по преимуществу является метрической. В то же время, как показали исследования Пиаже Ж., первые геометрические представления детей являются в основном топологическими, т.е. являются качественными, а не количественными [34].
Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых формируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства в результате манипулирования объектами и так называемыми сенсорными эталонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими людьми, и так далее. Однако в связи с тем, что владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики, как утверждал Гибш И.А. [15], задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребенка. Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе.
Задача геометрии в начальной школе - развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин.
Однако, на сегодняшний момент, как показывает практика, не все задачи геометрической пропедевтики в массовой начальной школе по существу реализуются, несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных вопросам изучения геометрического материала младшими школьниками.
Учитывая отмеченные тенденции использования курса математики в начальной школе и развитие образования в стране в целом, напрашивается необходимость поиска новых форм и моделей преподавания математики, подходов и механизмов модернизации подготовки учителей математики и преподавание ими в школах курса геометрии.
Необходимость и возможность введения в начальной школе пропедевтического (подготовительного) курса геометрии обсуждается многими специалистами в данной области, однако до сих пор в программе по математике для начальных классов геометрический материал представлен пунктирно, как вспомогательный материал для арифметики, не представляя целостного, обоснованного самостоятельного курса.
Известны исследования в области пропедевтического курса геометрии Абдуллаева К. (система геометрической подготовки учителя начальных классов), Бантовой М.А. (формирование пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии), Глазыриной М.М. (изучение геометрических величин), Истоминой Н.Б. (развитие пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии младших школьников) Лавровой Н.Н., Стойловой Л.П. (способы, виды и операции формирования основных понятий геометрии), Носенко Л.Д. (проблемно-поисковые технологии при изучении геометрии), Судибора Г.П. (содержание и структура геометрического материала в курсе математики), Шадриной И.В. (изучение качественных свойств геометрических фигур, что соответствует особенностям познавательной деятельности детей младшего школьного возраста). В них рассматриваются различные аспекты математического образования, в том числе и геометрического. Нельзя сказать, что комплексного исследования, в котором рассматривались бы научно-методические основы геометрической подготовки в целом, на основе компетентностного подхода, нет, скорее разработка нового содержания и методики обучения элементам геометрии младших школьников, их внедрение в практику обучения осуществляется очень медленно.
Таким образом, сейчас в начальной школе происходит лишь определенное накопление фактического материала по геометрии и осуществляется постепенное внедрение отдельных аспектов методик обучения геометрии. Более того, в курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок-дошкольник имеет большой опыт общения с параллелепипедом, кубом, шаром, пирамидой. Должной подготовки к изучению систематического курса геометрии не ведется. Поэтому, по мнению Шадриной И.В., большинство учащихся начальной школы испытывают трудности при овладении систематическим курсом геометрии в средней школе, будучи мало подготовленными к его восприятию ранее.
Кроме того, методика и результаты изучения геометрического материала в начальной школе зависят от уровня геометрической подготовки учителя, которая на сегодняшний день не отвечает задачам, поставленным перед начальной школой. Очевидно, что учителю начальных классов предстоит самому преодолевать методические трудности, возникающие в процессе изучения геометрической составляющей математики начальной школы. Поэтому тема нашей магистерской «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через геометрическую подготовку» актуальна и предполагает исследование вопросов организации такого учебного процесса, при котором содержание обучения, его методы и приемы обеспечивали бы развитие математических способностей учащихся и создавали бы условия для формирования полноценного процесса мышления. На наш взгляд, формирование универсальных учебных действий возможно в условиях усиления роли геометрического материала и геометрических методов в начальной школе.
Цель исследования – повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий в процессе геометрической подготовки младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования – универсальные учебные действия в процессе геометрической подготовки.
Гипотеза исследования: процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников в обучении математике будет более эффективным если систематически и целенаправленно использовать систему геометрической подготовки младших школьников в учебном процессе.
Реализация цели исследования достигалась путем решения следующих задач:
- выявление сущности универсальных учебных действий младших школьников;
- рассмотрение теории и практики формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
- выявление роли и функции геометрии в процессе начального обучения;
- разработка технологии формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе геометрической подготовки и экспериментальная проверка ее эффективности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование универсальных учебных действий младших, компетентностного подхода, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового государственного образовательного стандарта
2. Повышение эффективности формирования универсальных учебных действий обучающихся в оценочной деятельности школьников через геометрическую подготовку осуществляется в рамках модели, разработанной на основе личностно-деятельностного, системного обеспечивается реализацией в рамках модели  комплекса педагогических условий, включающих:
- непрерывную мотивацию достижения учебных успехов у младших школьников;
- реализацию содержательно-методического обеспечения процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности;
- педагогическую поддержку в становлении субъектной позиции и взаимодействия младших школьников в оценочной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса уроков математики с использованием геометрии, с целью формирования универсальных учебных действий младших школьниковТеоретическая значимость исследования заключается в использовании компетентностного подхода при разработке комплекса уроков математики с использованием геометрии и дальнейшей их реализации со школьниками начальной школы. Использование данного подхода на уроке математики является определяющим содержание обучения элементам геометрии, на базе которого осуществляется данный процесс и составляющим основу процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические и экспериментальные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога, преподавании общих дисциплин и проведении факультативных занятий в начальной школе. Кроме того, акцентирование на изучении основ геометрии будет способствовать развитию мыслительной деятельности младших школьников и формированию познавательного интереса и познавательной активности, что в сумме позитивно скажется на формировании универсальных учебных действий.
Методологические основы исследования обусловлены спецификой рассматриваемого объекта и предмета, поставленными целями и задачами работы. Исследование носит междисциплинарный характер, в нем используются результаты, полученные в разработке:
- методологии математического знания (Пуанкаре А., Вейль Г., Клайн Ф., Клейн М., Мадер В.В., Колмогоров А.Н.и др.);
- психолого-педагогических теорий и концепций деятельности, процесса обучения и воспитания (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Долбилин Н.П., Карабанова О.А., ЛеонтьевА.Н., Маркова А.К., Салмина Н.Г., Царева С.Е, Шадрина И.В., Шарыгин И.Ф., Эльконин Д.Б. и др.);- аспектов развития системы непрерывного образования (Арынов К.Т., Бейсекенова Г.С., Нургалиева Г.К., Сапарбаев М.Б., Смаилов С., Таубаева Ш.Т., Шкутина Л.А.);
- проблем развития пространственных представлений и механизмов восприятия пространства (Ананьев Б.Г, Галкина О.И., Павлов И.П., Пиаже Ж., Рубенштейн С.Л.)
- методических вопросов, связанных с формированием и развитием пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии в начальной школе (Аргинская И.И., Бантовой М.А., Н.Б. Истомина, Моро М.И., Пышкало А.М., Петерсон Л.Г. и др.).
В качестве методов теоретического и эмпирического исследования в данной работе используются метод моделирования, позволяющий изучение и формирование реально существующих явлений и конструируемых объектов.
Также использованы описательный метод, позволяющий выявить и охарактеризовать основные характеристики УУД; диалектический метод, объединяющий противоречивые и противоположные элементы в целостность; методы математической статистики для определения связи и влияния геометрической подготовки на формирование универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте и методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).В аспекте избранной темы методологической ориентацией служили современные концепции целостного, комплексного подхода к процессу воспитания, сущность, которого заключается в том, что объект познания и преобразования рассматривается как система (Газман О.С., Караковский В.А., Новикова Л.Н., Селиванова Н.Л. и др.), личностно-ориентированный подход (Арябкина И.В., БондаревскаяЕ.В.идр.), деятельностного подхода (Корбакова И.Н., Кузнецова М., ЛеонтьевА.Н., Малыхина В.В., Степанов Е.Н., Терешина Л.В., Царева С.Е., Якиманская И.С. и др.).Результаты диагностики данной работы могут быть использованы в составлении конкретных программ по совершенствованию системы геометрической подготовки младших школьников, способствовать формированию универсальных учебных действий в начальной школе, способствовать подготовке учителя математики в вузах, направленной на овладение им совокупностью фундаментальных знаний, связанных с содержанием предлагаемых курсов, а также даст возможность им создавать и компетентно реализовывать альтернативные варианты обучения начальной геометрии.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на основные положения методологических, психолого-педагогических и научно-методических исследований, адекватных целям и задачам данного исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; статистической значимостью полученных экспериментальных данных.
Данная тема магистерской работы имеет связь с другими научно-исследовательскими программами, направленными на обучение учащихся начальной школы элементам геометрии, научно-методическим программам геометрической подготовки учителей начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования нашло свое отражение в статье «Формирование универсальных учебных действий».
Экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе ГУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г.Павлодара. В комплексном исследовании приняло участие 200 учащихся 1-4 классов «Б» (экспериментальная группа) и «В» (контрольная группа) классов в возрасте 7-11 лет.
Структура диссертации определена задачами и логикой исследования и включает введение, два раздела, заключение, список используемых источников, приложения.