Презентация Диагностика и формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.Действия учителя по развитию познавательных учебных умений обучающихся


Формирование универсальных учебных познавательных действий обучающихсяГорлова Л.Н., учитель технологии МБОУ СОШ №1
Новые социальные запросы в тексте Федерального Государственного Образовательного стандарта определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Общеучебные универсальные действия:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска;знаково-символические действия, включая моделирование;умение структурировать знания;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия;контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Универсальные логические действия:- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;- установление причинно-следственных связей;- построение логической цепи рассуждений, доказательство;- выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем:формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Мотивация:Одним из путей повышения мотивации эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Особенности исследовательской и проектной деятельности учащихсяЦели и задачи этих видов деятельности определяются личностными и социальными мотивами.Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и др.Обеспечивается сочетание различных видов познавательной деятельности. Основой для формирования системы УУД могут быть: Уровни формирования ПУУД1.Творческий уровень- ориентируется в учении, определяет навыки и умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;- отвечает на вопросы учителя, сам задает вопросы, находит нужную информацию в учебнике;- находит необходимую информацию в других источниках, делает выводы; 2.Продуктивный уровень- ориентируется в учебнике самостоятельно ,но делает ошибки и задает вопросы;- отвечает на вопросы учителя, но требуется подсказка, самостоятельно работает с текстом, но допускает ошибки. Выполняет задание репродуктивного характера;- умеет анализировать, но делает ошибки;- не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках; 3.Репродуктивный уровень- самостоятельно не может ориентироваться в учебнике, действует по заданному алгоритму;- выполняет задания только репродуктивного характера под руководством учителя;- не может находить нужную информацию; Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразно использовать следующие виды заданий:«найти отличия»;«на что похоже»;поиск лишнего;лабиринты;упорядочивание;«цепочки»;хитроумные решения;составление схем-опор;работа с разного вида таблицами;составление и распознавание диаграмм;работа со словарями; Умения ПУУД- Осознавать познавательную задачу;- Читать и слушать, извлекая нужную информацию;- Самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадях;- Осуществлять для решения учебных задач операции анализа ,синтеза, сравнения, классификации;- Делать обобщения, выводы;- Выполнять учебно-познавательные действия;- Понимать информацию в изобразительной схематичной , модельной форме;- Использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач; Педагогические технологииИгровые технологииПроблемное обучениеИнтерактивные технологииТехнология современного проектного обученияТехнология коммуникативного изучения культуры народов родного краяТехнология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материалаТриз- технологии Триз-технологииТриз-наука, в которую входят законы развития систем и стандартов для решения творческих задач.Триз- это система воспитания и развития мышления человека.Триз- это теория развития творческой личности. Формирование ПУУД в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет детям наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать ее для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Учебный предмет «Технология»имеет практико-ориентированную направленность.Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально-значимых, личностных качеств, а также формирования системы универсальных учебных действий. Литература:Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – www.standart.edu.ru; mon.gov.ru.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Ковалёва Г.С. Новый взгляд на грамотность / Г.С. Ковалёва, Э.А. Красновский. – М., 2004.