Занятие по ФЭМП средняя группа


Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад «Дивный сад»

Конспект занятия по ФЭМП
в средней группе
«Кошка с котятами»
Составила: Бородина Людмила Адхамовна
Место и год разработки:
Ульяновская область
Мелекесский район п. Дивный
2016 год
Конспект НОД по математике в средней группе «Кошка с котятами»
Тема: Образование числа 5. Счёт в пределах 5. Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи: Образовательные:• Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько? »• Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько — сколько. • Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Воспитательные:•Воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям по математике.• Воспитывать аккуратность во время работы с ножницами.•Воспитывать усидчивость, самостоятельность и организованность.
Развивающие:
•Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества .
Тип занятия: интегрированное.
Форма занятия: фронтальная, игровая.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: дети средней группы.
Возраст: 5 лет.
Оборудование и материалы: кошка и 5 котят, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), обручи., полоски бумаги разного цвета,геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), ножницы, карандаши.
Предварительная работа: Закрепить образование числа 4, счёт в пределах 4, дидактическая игра «Найди, свой домик (квадрат, треугольник, прямоугольник) », игра «Четвертый лишний», разучивание пальчиковой гимнастики «Котята».
Методы и приёмы работы с детьми: наглядные, словесные, игровые, практические.

Структура занятия
Этап занятия Содержание Время
1.Сюрпризный момент Знакомство с кошкой, чтение стихотворения С.Михалкова «Котята» 1,5 минута
2.Образовательная , игровая деятельность Дети находят в группе котят и знакомятся с образованием числа «пять» ,украшают шарфик. 4(+2,5) минуты
3. Образовательная, игровая деятельность Игры с котятами: Игра «Прятки», «Домики для котят», «Накормим котят» 9 минут
4. Изодеятельность Рисование мордочек котят 3 минуты
Ход НОД:Воспитатель в группу вносит мягкую игрушку — кошку. Предлагает детям убрать игрушки, чтобы поиграть с кошкой. 1,2,3,4,5 кто со мной идет играть?Мы игрушки соберем. С кошечкой играть пойдем.
Дети садятся на стульчики полукругом.— Сегодня, ребята, я предлагаю вам почитать стихотворение Сергея Михалкова «Котята».— Кошка пригласила нас посмотреть на её котят, но котята спрятались, давайте их поищем глазками.Дети осматривают группу и находят котят. Приносят котят по одному.Счет дети производят хором и индивидуально в разном направлении.— Ребята, кто нашел котенка? Где он находится? (на полке) Принеси его к нам.— Сколько котят мы нашли? Сколько котят у кошки?— Кто видит второго котенка? Где он находится? (под стулом) Принеси его к нам.— Сколько котят стало? (2) Как мы получили число 2? (1+1)— Кто видит третьего котенка? Где он находится? (в корзине)
Принеси его к нам.— Сколько стало котят? (3) Как мы получили число 3? (2+1)— Кто видит четвертого котенка? Где он прячется? (за цветком) Принеси его к нам.— Сколько стало котят? (4) Как мы получили число 4 (3+1)— Ребята, всех ли котят мы нашли? Сколько котят у кошки? (5) А мы нашли? (4) Сколько котят еще не хватает? (1)— Посмотрите, один котенок ни куда не убегал, он лежит рядом с мамой. Давайте посчитаем, сколько теперь котят. (5) Как мы получили число 5? (4+1) Ребята, наш котенок Васенька заболел, он играть не хочет, лежит, свернувшись в клубочек, грустит. Надо развеселить котёнка (споём ему песенку) А как помочь котёнку, ведь у него болит горлышко? У него заболело горлышко, потому что он вышел гулять без шарфика.
— Посмотрите, у вас на столе полоски, из них мы сделаем шарфик для котёнка:сложим их пополам, а затем сделав надрезы по краю, до черты, получим бахрому.Вот такие красивые шарфики мы получили.Шарфиков много и котёнок подарит их другим котятам.
Физкультминутка: То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет впередЭто делает разминку наш Васенька— пушистый кот.Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).У Васеньки все в порядке: когти ,шерсть и аппетит.
Игра «Прятки»— Наши котята любят играть в прятки. Давайте закроем глаза, котята спрячутся, а мы попробуем их найти.Воспитатель убирает одного котенка, ребята отгадывают, какой по счету котенок спрятался.Воспитатель меняет местами двух котят, ребята отгадывают, какие котята поменялись местами, какими они были по счету и какими стали, затем возвращает их на первоначальное место.Игра «Домики для котят»— У каждого котенка должен быть свой домик. Вместо домиков я предлагаю использовать обручи.— Как вы думаете, всем ли котятам хватит домиков. Дети высказывают свои предположения.— Давайте проверим. Что для этого нужно сделать? Дети предлагают посчитать.Вначале считают котят, затем обручи.— Сколько у нас котят? (5) Сколько у нас обручей? (4) Что можно сказать об их количестве? (котят больше чем обручей, обручей меньше чем котят) Что нужно сделать, чтобы котят и обручей стало одинаково? (добавить обруч)Дети снова считают обручи— Сколько у нас было обручей? (4) Сколько мы добавили? (1) Сколько стало? (5) Сколько у нас котят? (5) Что можно сказать о количестве котят и обручей? (их поровну 5=5)— Давайте проверим, всем ли котятам хватит домиков? Дети раскладывают обручи и сажают в них котят.Игра «Накормим котят»— Котята играли и очень захотели кушать. Если у нас 5 котят, то, сколько должно быть тарелок? (5) Почему? (у каждого котенка должна быть своя тарелка)— Давайте посчитаем всем ли котятам хватит тарелок. У педагога 5 тарелок разной формы.— Какой формы первая тарелка? (квадратная) Почему вы так решили? (4 угла, 4 одинаковые стороны) Ребенок кладет тарелку любому котенку.— Какой формы вторая тарелка? (круглая, у нее нет углов) ) Ребенок кладет тарелку любому котенку.— Какой формы третья тарелка? (прямоугольная, у нее 4 угла и 4 стороны разной длины) ) Ребенок кладет тарелку любому котенку.— Какой формы четвертая тарелка? (овальная) Чем она отличается от прямоугольной? (у нее нет углов). ) Ребенок кладет тарелку любому котенку.— Какой формы пятая тарелка? (треугольная, у нее 3 угла и 3 стороны) ) Ребенок кладет тарелку любому котенку.Дети выбирают, какого котенка они будут кормить и берут себе миску определенной формы. Воспитатель предлагает построить круг. 1,2,3,4 мы построим круг пошире.
На столе стояли миски. Захотели кушать киски.Корм я в миску положу. И котенку отнесу.
После этих слов дети подходят к своему котенку, ставят возле него миску определенной формы и образуют возле котенка круг, педагог уточняет, какой формы миски поставили дети.— Ребята, вы молодцы, правильно поставили миски, ни кто не ошибся. А сейчас поменяйтесь мисками, возьмите миску другой формы.
1,2,3,4,5 круг построим мы опять.
Игра повторяется.После игры дети собирают тарелочки на поднос, котят в корзинку.Пальчиковая гимнастика «Котята»Наши котята устали. Уютно свернулись клубочками в корзинке. Расскажем им стишок, может они уснут.Вот веселые котята. Любят котиков ребята1,2,3,4,5 любят котики играть.Хвостиками повертели. Спать котята захотели.Раз котенок — хочет спать.Два котенок — прыг в кровать.Три китенок — прикорнул.А Четыре уж заснул.Пять котенок тихо спитКто у нас еще шумит?Тише, тише не шумите, Котиков не разбудите.— Вот и наши котята уснули. Давайте не будем их будить. Тихонечко возьмём карандаши и листочки бумаги и нарисуем мордочки котят(весёлые, грустные и т.д.)
Отсроченная рефлексияПосле прогулки воспитатель вновь обращает внимание детей на котят.— Ребята, вы помните, сколько у кошки котят? Как их зовут?— Вспомните, что мы помогали делать котятам?— Какой формы миски у них были?— Какими игрушками любят играть котята?— Какое настроение у вас было, когда вы играли с котятами?Можно обратиться к опыту детей, и послушать рассказы о животных, которые живут у них дома.
Литература:   
1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4 – 5 лет: пособие для педагогов дошк. Учреж.: В 2 кн.\ А. В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 160 с.: ил.
2.Колесникова Е. В. Математика для детей 4 - 5 лет:  Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с. 3.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей -  Ч. I: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы.  Ч. II: Игры-головоломки\ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).   4.  Познавательно-игровое издание Математика – это интересно, Рабочая тетрадь. Авторы – составители: И. Н. Чеплашкина, л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова. Под редакцией З. А. Михайловой,  ООО «Издательство «Детство –ПРЕСС»       5.«Математика от трех до семи»:  Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.- сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 176 с.: - Ил.
  6.«Давайте поиграем»: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий,  Г. Н. Скобелев, А, А. Столяр, Т. М. Чеботаревская - Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.- 80 с.: ил.