Логопедический тренинг для детей и родителей на темуИгры с буквами


Логопедический тренинг для детей и родителей «Игры с буквами».
Пояснительная записка.
В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. В тоже время, чтение является важнейшим общеучебным навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
На тренинг «Игры с буквами» приглашаются первоклассники, которые испытывают трудности в запоминании букв, и их родители.
Цель логотренинга: привлечь внимание родителей к проблемам формирования процессов письма и чтения.
Задачи:
оказать помощь каждой семье первоклассников в организации домашних занятий в игровой форме;
уточнить и расширить понятий «звук и буква»,
способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
прививать интерес к совместной деятельности.
Оборудование и материалы: карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами, рисунки детей или картинки «На что похожа буква», клубок ниток, презентация (приложение 1).
Ход тренинга.
Логопед: Здравствуйте, ребята, добрый вечер, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.
Наш сегодняшний тренинг мы назвали «Игры со словами».
Логопед: Ребята, давайте покажем как хорошо мы знаем буквы. А мамы и папы нам в этом помогут.
Игра «Собери буквы».
Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.
Приложение 2.
Игра «На что похожа буква».
А теперь придумайте, на что похожа буква, которую вы нашли.
Можно использовать рисунки детей или подготовить соответствующие картинки. Например:
Приложение 3.
А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.Б - барабан и палочки, кенгуру.В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.Г - коса, семафор.Д - домик, легковой автомобиль.Е - сломанная расческа.Ё - ежик несет два яблока на спине.Ж - жук, снежинка.3 - змейка, птица в полете.И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.Й - рядом дерево и гора, птица над ними.К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.Л - развязались ленточки в косе.М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.Н - носилки, кроватка.О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.П - качели, ворота.Р - ромашка.С - сушка, ухо слона.Т - молоток.У - уши зайца.Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.X - вертушка, акробат.Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.Ш - ежик. Щ - щетка. Ь - ключ. Ы - лыжи и лыжные палки рядом.Ъ - поварешка.Э - эхо.Ю - юла, ветка с яблоком.Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.
Игра «Я найду слова везде».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
- Подбираем как можно больше слов со звуками, которые обозначает ваша буква (дети и родители называют слова по-очереди).
Игра « Угадай, что напишу» ( прием дермолексии)
- Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала?
( Подходит к каждому и пишет на его ладошке пальцем букву). А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на неё.Игра « Буквы на спине».
Дети отворачиваются от доски, логопед показывает буквы, родитель «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе. Затем взрослые и дети меняются местами. В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д.
Игра « Волшебник» А теперь давайте с вами мы превратимся в волшебников.
Выложите букву Н, а затем превратите её в П.
Игра «Какие буквы спрятались?».

Игра «Слово рассыпалось». Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать.
А теперь покажем всем, какие мы дружные ребята. Соберите из одного слова несколько. Кто больше?
Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась. Ребята, поможем букве найти своё место, а взрослые помогут нам.
Игра «Буквоед».
Логопед: Ребята, дед Буквоед съел некоторые части букв. Давайте спасем буковки.


А теперь давайте составим из этих букв слово (молодцы).
Подведение итогов. Рефлексия.
Игра «Паутинка»
Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.
-Спасибо, уважаемые взрослые, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы.
- Ребята, а Вам нравится играть вместе с родителями?
-А вам, уважаемые взрослые, какие игры понравились?
- В какие игры можно поиграть дома?
- Ждем Вас снова на логопедических тренингах!
- Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!
Литература и другие источники информации:
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. М., 2005.
Ястребова А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. Аркти.1997г.