Урок обобщения по истории Казахстана в 9 классе: «Казахстан 1917—1941 гг.»


Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Учитель истории
Урок обобщения по истории Казахстана в 9 классе: «Казахстан 1917—1941 гг.»
 
Цель: закрепить, обобщить полученные знания по пройденному материалу.
Задачи:
 Образовательные: отработать основные понятия, четкое знание хронологии;
 Развивающие: закрепление в памяти учащихся важнейших исторических фактов, имен, дат. Развивать умение применять знания для самостоятельного анализа.
 Воспитательные: воспитание любви и интереса к истории Казахстана, к истории родного края.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы урока: словесный, частично-поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: активные методы обучения.
Ожидаемый результат: усвоение знаний по второму разделу.
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, компьютер, ватман (кластер)
План урока:
1. Организационный момент2. «Мозговая атака»3. а) Политические деятелиб) Экономическое развитиев) Сельское хозяйствог) Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 гг.д) Культура. Наука. Искусство.4. Заключение5. Рефлексия6. Подведение итогов урока
1. ОргмоментЗдравсвуйте ребята! Мы с вами закончили 2 раздел, который называется «Казахстан в 1917- 1941 годы» и у нас сегодня урок-обобщение по этому разделу. Как вы думаете, какие цели и задачи мы должны решить сегодня?
Выслушиваются ответы учащихся.
1. Для начала давайте проведем историческую разминку:
1) Назовите авторов флага, герба, гимна Республики Казахстан.2) В каком году вышло Послание Президента страны народу Казахстана?3) Прежнее название города Астана?4) В каком году была введена национальная валюта — тенге?5) Как называется Послание Президента РК вышедшее в свет в 2012 году?
Итак, ребята, известный казахский писатель Ильяс Есенберлин сказал «Историю нельзя ни упрощать, ни улучшать, иначе получится путаница и неразбериха. Каждый должен получить свое».
Я хочу пожелать вам, справедливого подхода к событиям 1917–1941 годов, потому что, изучая события прошлого мы обобщаем опыт человечества, чтобы легче понимать настоящее и предвидеть будущее в котором необходимо избежать ошибки прошлых лет.
2. И начинаем с «Мозговой атаки»
1. В каком году победила Октябрьская революция?2. Какие первые декреты приняло Советское правительство?3. Какие особенности имел процесс установления Советской власти в Казахстане?4. Когда была создана Кокандская (Туркестанская) автономия, кто ее возглавил?5. Как вы понимаете «гражданская война»?6. Во время гражданской войны в Казахстане в каких регионах находились ее основные очаги?7. Когда была образована Казахская АССР?
3. А теперь перейдем к основной части урока.
Вы обратили внимание на то, что класс разделен на 2 группы. Правила работы в группах вы знаете. За каждый правильный ответ ученик получает бонус, количество которых повлияет на вашу оценку. Чем больше бонусов- тем выше оценка.
Задание «Политические деятели». Спикеры групп, подойдите к столу и выберите карточку. Вашей команде нужно составить кластер о деятеле, который указан в вашей карточке. Имя, годы жизни, его деятельность и связь с историей Казахстана. Выберите ученика, который будет представлять кластер (составляется кластер о И. В. Сталине, Т. Рыскулове).
4. Следующее задание связано с экономикой Казахстана в рассматриваемый период.
Предлагаются карточки в которых 3 столбика: 1 — событие, 2 ±, 3 —. Если вы согласны с предложенным утверждением, то ставите знак «+», если нет знак «-».
1. Политика «военного коммунизма» была необходима партии большевиков в условиях иностранной интервенции.2. Экономические последствия Гражданской войны были катастрофическими для всего населения края.3. Курс на новую экономическую политику был определен 20 марта 1921 года на 10 съезде ВКП(б).4. В годы НЭПа продразверстку заменили продналогом.5. Решение о начале индустриализации было принято на 14 съезде ВКП(б) 1925 года.6. Индустриализация началась с исследования природных богатств Казахстана.7. Годы первой пятилетки: 1927—1931 гг.8. Самым важным объектом строительства в Казахстане в годы индустриализации была железная дорога Петропавловск- Кокчетав.9. В годы первой пятилетки началось строительство Шымкентского свинцового завода.10. Годы второй пятилетки (1933–1937).11. Республика Казахстан в годы второй пятилетки вышла на 3 место по производству свинца.12. Эти слова: «Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с московским сукном из этой шерсти» сказал Т. Рыскулов.13. В 1940 году Карагандинский угольный бассейн давал 90% угледобычи Казахстана.
5. Следующее задание связано с сельским хозяйством.
Мы обратимся к учебникам. Откройте параграф № 19, стр 129–131. Я зачитываю вопрос, ваша задача найти в учебнике правильный ответ. Кто выполнит задание первым поднимает руку, и ответив правильно зарабатывает бонус своей команде.
1. Кого мобилизовала центральная власть для успешного проведения коллективизации?2. Как происходило изъятие хлебных излишков?3. Какие меры применяли к крестьянам за сопротивление?4. Какими методами осуществлялась коллективизация?5. О чем был «Закон о 5 колосках»?6. Что означает термин «коллективизация»?7. Что привело к гибели большого количества овец и к массовому забою скота?8. Как отнеслись власти Казахстана и сам Ф. И. Голощекин к ситуации в сельском хозяйстве?9. Какими были последствия коллективизации?10. В какие страны откочевывали местное население и все ли вернулись потом на Родину?11.Что сказал англо-американский историк Роберт Конквест о коллективизации?
6. Общественно-политическое положение Казахстана в 1920–1940 годах.
Ребята! Суть следующего задания сводится к тому, что я называю ключевое слово, а вы отвечаете предложением в котором присутствует это слово: режим, репрессии, ГУЛАГ, АЛЖИР, националисты, «тройки», «враги народа».
7. Следующее задание связано с культурой и датами.
Нужно из этого набора цифр найти дату, связанную с культурой Казахстана.

Ответы: А — 1919 — Декрет Совнаркома о ликвидации неграмотностиБ — 1931 — Введено обязательное 7 летнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения от 15 до 50 лет.В — 1928 — Открыто первое высшее учебное заведение в Казахстане- Казахстанский Государственный педагогический институт в Алма-Ате.Г— 1921 — Выходят первые учебники.Д —1929 — Указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую.

Ответы:А — 1926 — В г. Кзыл-Орда открыт первый профессиональный казахский театр.Б — 1920 — В Казахстане начинается творчество первого профессионального художника Абылхана КастееваВ — 1937 — В г. Кзыл-Орда открыт Корейский музыкальный драматический театр.Г— 1938 — Открылась первая студия художественных фильмов.Д — 1934 — Организована студия хроникальных фильмов Казахстана.
Соотнеси понятие и объяснение. 1 группа.
№ Понятие № Объяснение
1 Автономия 1 Принудительное изъятие собственности
2 Интервенция 2 Крутой перелом в чем- нибудь3 Экспроприация 3 Самоуправление
4 Кризис 4 Уничтожение отдельных групп населения
5 Конституция 5 Насильственное вмешательство в дела другого государства
6 Геноцид 6 Основной закон государства
Ответы: 1 — 3; 2 — 5; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 6; 6 — 4.
Соотнеси понятие и объяснение.
№ Понятие № Объяснение
1 Белая гвардия 1 Введена в марте 1921 года, направлена  на преодоление недовольства  политикой «военного коммунизма»
2 Продразверстка 2 Создание крупной технически развитой промышленности
 
 
3 «новая экономическая политика» 3 Военные формирования антибольшевистких сил
4 Индустриализация 4 Система заготовки сельхозпродуктов в период «военного коммунизма»
5 Конфискация 5 Перемещение населения
6 Миграция 6 Изъятие чего-нибудь безвозмездно в пользу государства
 Ответы: 1 — 3; 2 — 4; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 6; 6 — 5.
4. Заключение
5. Рефлексия
Итак, ребята, назовите основные исторические события в истории Казахстана периода 1917–1941 годы (Октябрьская революция, Гражданская война, «военный коммунизм», «НЭП», индустриализация, коллективизация, голод 1931—1933 гг., репрессии, культура).6. Подведение итогов