Презентация организация и проведение диагностических мероприятий


Тема: «Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».
План диагностических мероприятий:
Цель: «выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений чтения и письма».
Первичная консультация:
Сбор общих данных и анамнеза (беседа с родителями для выяснения жалоб и получения анамнестических данных на ребёнка, изучение поступившей документации из других учреждений), которые помогут узнать причины нарушения: органического или функционального генеза.
Обследование ребёнка и его психологического статуса (установление контакта) и составление речевой карты.
Предварительное выявление проблем в обучении со слов учителя (воспитателя) или родителей.
Просмотр тетрадей (работ) для дифференциации состояния письма.
Логопедическое обследование:
Диагностика устной речи:
Общая характеристика речи: темп (нормальный, быстрый, замедленный), тембр (назализация), интонационная выразительность речи (отсутствует, сформирована), громкость звучания (тихо, громко), внятность (разборчивая, смазанная, малопонятная для окружающих).Выявление ошибок и занесение их в речевую карту.
Звукопроизношение: проверить в отраженной (повторение слов за логопедом, в которых проверяемый звук находится в начале, середине, конце слова) и самостоятельной речи (по картинкам, где проверяемый звук находится в начале, середине и конце слова).
В речевой карте записать вид нарушения: отсутствие, замена, искажение звуков)./Использование методик: Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования. ФГОС. Просвещение 2012г./
В речевой карте записать вид нарушения: отсутствие, замена, искажение звуков).Уровень развития фонематического восприятия (дифференциация по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости) по подражанию за логопедом повторить пары слов: бочка-почка, коса-коса, уточка-удочка и самостоятельной речи по картинкам: крыша-крыса, кость-гвоздь, мишка-миска, рак-лак)./Использование иллюстративного материала из книг: Семенович А.В. «нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, академия 2002г.; Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. Айрис-пресс, 2005г./
Произношение слов различного слогового состава за логопедом: панама, скакалка, сковорода, регулировщик.
Необходимо отметить характер нарушений: усечение, перестановки, добавление лишних звуков, слогов.
Способность к аналитико-синтетической деятельности:
-Выделение заданного звука в слове:
а). Первого звука в слове: утка, сумка, карта.
б).Выделение звука, который он слышит после заданного звука, н-р л:
ласка, луна, полка.
-Синтез слов по заданным звукам (собрать слово из заданных звуков :
с-л-о-в-о; д-е-ре-в-о).Уровень сформированности лексико-грамматических категорий:
а). Проверка словоизменения:
- Образование множественного числа существительных (рука-руки, книга-книги).
- Употребление существительных в родительном, творительном падеже без предлога ( У меня есть пенал, У меня нет…).
- Использование родительного падежа во множественном числе (ручка-нет ручки, стул-нет стула).
- Согласование прилагательных и существительных (рассказать о признаках предмета: цветок какой?).
- Согласование числительных с существительным (одна книга, две книги и т.д.).
б). Словообразование:
- Образование уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов (рука, шапка, стул, книга).
- Образование названий детёнышей ( у собаки, кошки, утки).
- Образование относительных прилагательных от существительных ( что из чего сделано: дом из дерева-деревянный, а из камня?...из глины?...).
- Образование притяжательных прилагательных (хвост собаки. Чей хвост? Портфель папы. Чей портфель?).- Образование глаголов с помощью префиксов ( бежать, убежать, прибежать, забежать, отбежать).
Зафиксировать допущенные ребёнком аграмматизмы при выполнении заданий.
Обследование синтаксического строения предложения:
- Составление фраз (предложений) по предъявленным рисункам.
- Составление фраз на основе слухового восприятия (н-р: завтра я пойду в школу).
- Составление предложений из слов в начальной форме (девочка, читать, книга).
-Умение услышать и исправить ошибку ( н-р: мальчик кататься велосипед).
Связная речь (пересказ, составление рассказа по картинкам):
- Послушать рассказ и пересказать его.
- Составить рассказ по серии картинок.
Состояние письма:
Проанализировать имеющиеся письменные работы. В речевой карте отметить характер специфических ошибок и на каком уровне они проявляются:
- букв и слогов (пропуски, перестановки, вставки лишних букв и слогов, замены букв по аккустико-артикуляционному сходству, кинетическому сходству);
- слов ( раздельное написание частей слова, слитное написание слов, проявление морфемного аграмматизма);
- предложений, словосочетаний ( нарушение границ предложения, норм связи слов в предложениях, трудности употребления предлогов).
III.Диагностика уровня функционального базиса речи:

Внимание: используется «Корректурная проба Бурдона», н-р: обвести букву Р и зачеркнуть Л. (проверяется как быстро ребёнок концентрируется, много ли пропускает букв или символов, застревает на предыдущем задании или своевременно переключается).
Память:
- диагностика вида, объёма, состояния кратковременной и долговременной памяти. ( запомнить 10 слов).
3. Восприятие и представления:
- виды восприятия (зрительного: распознавание целого предмета по его
части, распознавание наложенных друг на друга предметов)
- состояние ощущения своего тела,
- зрительно-пространственные представления (срисовать серию фигур),
- латеральные представления (попросить ребёнка показать на себе где находится та или иная часть его тела, после чего на других людях).
4. Мышление: обследование уровня развития мышления ребёнка (развитие логического, словесно-логического мышления, способности к обобщению и классификации, пониманию аналогий).
Методики:
- «Четвёртый лишний»
( диагностика способности к обобщению и развитию умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями).
- «Простые аналогии»
(исследование логичности и гибкости мышления).
- «Обобщи понятия» (домашние и дикие животные, посуда, мебель и др.)
Механизмы регуляции поведения:
- Произвольность (отвлекается или сосредоточен ребёнок).
- Навыки самоконтроля (оценивается при исследовании познавательной деятельности).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Написание логопедического заключения.
- Составление плана коррекционной работы.
Литература:
1. Безрукова О. А. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста. Департамент образования города Москвы. Московский городской педагогический университет. Московский институт открытого образования, 2010.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Москва: ВЛАДОС, 2011.
3. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Москва: ЭКСМО, 2004.
4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. Москва: ПАРАДИГМА, 2011.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В ходе логопедического обследования Иванова Максима 2006 года рождения,
учащегося 2 класса было выявлено следующее:
По заключению специалистов: здоровСтроение артикуляционного аппарата: прогенияСостояние орального праксиса: в норме
Состояние просодики и динамической стороны речи: речь смазанная
Состояние звукопроизношения: искажение Ш (шепелявит)
Состояние звукослоговой структуры слов и фраз: не нарушена, слова сложной слоговой структуры произносит медленно, не всегда точно
Состояние фонематического восприятия: замены звуков, сходных акустически и артикуляторно (д-т, с-ш, з-с)
Состояние звукослогового анализа и синтеза: нарушено
Состояние импрессивной речи:
-пассивный словарь: в пределах возрастной нормы
-понимание изменений грамматических значений слов: в пределах возрастной нормы
-понимание логико-грамматических конструкций: сохранно
Состояние экспрессивной речи:
-активный словарь: соответствует возрастным нормам
-грамматические процессы:
-словообразование: владеет навыком
-согласование: не нарушено
-фраза: развёрнутая
-монологическая речь: оформлена правильно, без смысловых скважин и аграмматизмовСостояние общей и мелкой моторики: отклонений нет
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса: нарушений нет
Состояние письма:
-отмечаются замены и смешения по аккустико-артикуляционному сходству (замены, свистящих-шипящих, аффрикатов: з-с, ж-ш)
-звукового анализа и синтеза: пропуск гласных, согласных, пропуски, перестановки слогов.
Состояние чтения: становление синтетических приёмов чтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Смешанная дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением слогового анализа и синтеза. Рекомендованы логопедические занятия.
Логопед: Козырева Л.Д.
Тема занятия: Дифференциация Ж-Ш.
Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация Ж-Ш .Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки с буквами, таблицы на дифференциацию Ж-Ш.
Этапы работы:
Уточнение понятий гласные и согласные звуки.
Уточнение понятий звонкого согласного и глухого согласного.
Объяснение необходимости утрированной артикуляции звуков Ж-Ш.
Чтение букв Ж-Ш в различном порядке с усиленной артикуляцией.
Объяснение, зачем при письме нужно проговаривать.
Письмо букв Ж-Ш; закрытых слогов, открытых слогов, коротких слов с проговариванием Ж-Ш.
Задачи:
Уточнение понятий гласные и согласные звуки:
Объяснить, что про произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает никаких преград, а при произнесении согласных звуков- воздуху мешают губы, или язык, или зубы.
Уточнение понятий звонкие и глухие согласные:
Объяснить, что при произнесении звонкого согласного Ж включается голос, горло дрожит.
А при произнесении глухого согласного Ш голос «спит» и горло не дрожит. Дифференцировать согласные Ж-Ш.
Объяснение необходимости утрированной артикуляции звуков:
Объяснить необходимость утрированной артикуляции для того, чтобы ребёнок мог дифференцировать звонкий согласный или глухой (Ж или Ш).
Чтение букв Ж-Ш в различном порядке с усиленной артикуляцией:
Выделение букв Ж-Ш из других букв. Коррекция, формирование пространственных представлений.
Объяснение, зачем при письме нужно проговаривать:

Объяснить важность принципа письма с проговариванием.
Непосредственно письмо букв Ж-Ш:
Использование полученных знаний на письме.
Ход коррекционно-развивающего занятия по этапам:
Этапы занятия Виды заданий Деятельность специалиста Деятельность ученика Какие задачи решались в ходе выполнения заданий.
1.Уточнение понятий гласные и согласные звуки.
1.Произнесение гласных звуков.
2.Письмо гласных: а, о, у, и, ы, э. 1.Специалист разъясняет: чем различаются при произнесении гласные и согласные звуки, для наглядности демонстрирует ученику, что гласный можно спеть: ААА, ООО, УУУ и струя воздуха не встречает преград, а при произнесении согласных: ЗЗЗ, ЖЖЖ, РРРРР…воздушная струя встречает преграду в полости рта.
2. Напиши буквы: а, о, у, и, ы, э, проговаривай каждую букву пишешь.
Ученик выполняет инструкцию специалиста: 1.Поёт гласные и согласные звуки, делает выводы. 2. Пишет карандашом в тетради гласную букву, показанную и названную специалистом букву и проговаривает её до конца письма. Уточнение понятий гласные и согласные звуки. Их дифференциация.
2.Уточнение понятий звонкого согласного и глухого согласного.
Произнесение звонкого гласного Ж и глухого согласного Ш. Специалист даёт инструкцию: положи руку себе на горло, другую руку мне на горло и произнеси звук сначала Ж, потом звук Ш. При повторном произнесении пары звуков Ж-Ш специалист уточняет в чём разница произнесения. Ученик кладёт руку себе на горло, другую руку на горло специалиста и произносит звук сначала Ж, потом звук Ш. Ученик делает вывод разницы произнесения звуков Ж-Ш. Уточнение понятий звонкий согласный Ж и глухой согласный Ш. Дифференциация согласных звуков
Ж-Ш.
3.Объяснение необходимости утрированной артикуляции звуков Ж-Ш.
Работа с таблицами. Специалист даёт инструкцию: 1. Человек не очень хорошо слышит. Прочитай ему буквы так, чтобы он хорошо услышал.
Специалист рассказывает о том, что такие упражнения с утрированной артикуляцией выполняют студенты театральных училищ «Мастерство актёра. Сценическая речь».
1. Ученик читает буквы, произносит их длительно, выбирает интонацию произнесения, произнося с акцентом звуки Ж и Ш, в конце произносит так, чтобы голос как - бы обрывался.
Утрирование артикуляции звуков Ж-Ш, чтобы ученик мог их дифференцировать
Коррекция и формирование разницы произнесения звонкого согласного Ж и глухого согласного Ш.
4.Чтение букв Ж-Ш в различном порядке с усиленной артикуляцией.
Работа с карточками, таблицами. Специалист даёт инструкцию: 1.Прочитай буквы, произнеси их длительно, выбери интонацию произнесения, произноси с акцентом звуки Ж и Ш, в конце произноси так, чтобы голос как - бы обрывался.
2.Назови букву на третьей строчке снизу, второго столбика справа и т.д. 1. Ученик читает буквы, произносит их длительно, выбирает интонацию произнесения, произнося с акцентом звуки Ж и Ш, в конце произносит так, чтобы голос как - бы обрывался.
2. Ученик называет букву на третьей строчке снизу, второго столбика справа и т.д.
Дифференциация букв Ж-Ш среди других букв.
Коррекция и формирование
пространственных представлений.
5.Объяснение, зачем при письме нужно проговаривать.
Работа с картинкой Владимира Романова, таблицами. Специалист предлагает ученику прикусить язык и начать писать, указывает на полученные неудобства, затем разъясняет, что это происходит потому, что язык лишился возможности шевелиться, проговаривать. Объясняет необходимость проговаривания букв при письме. Показывает ученику для наглядности картинку Владимира Романова. Ученик прикусывает язык и начинает писать, затем пишет с проговариваниемДелает выводы.
Рассматривает картинку Владимира Романова, поясняет как он понял смысл данной картинки. Формирование навыка проговаривания при письме.
6.Письмо букв Ж-Ш;
закрытых слогов, открытых слогов, коротких слов с проговариванием Ж-Ш.
Задание №1
Письмо букв и их проговари вание при пись
Задание №2
Письмо согласных: с, р, м, л, ш, ж.
Задание №3
Письмо закрытых слогов: ас, ар, ам, ал, аш, аж.
Задание №4
Письмо открытых слогов: са, ра, ма, ла, ша, жа.
Задание №5
Составление коротких слов из букв и их письмо с проговариванием.
Задание №6
Самостоятельное составление слогов из букв и их письмо с проговариванием.
Задание №7
Самостоятельное составление слов из 3-4 букв и их письмо с проговариванием.
Специалист даёт инструкцию:
Задание № 1.
«Напиши букву, которую я покажу и назову. Слушай, как я проговариваю, и говори так же. Как только твой карандаш коснётся бумаги, сразу начинай проговаривать и не заканчивай до тех пор, пока не напишешь букву полностью».
Задание № 2.
«Напиши согласные: с, р, м, л, ш, ж.
Задание № 3.
Напиши закрытые слоги: ас, ар, ам, ал, аш, аж.
Задание № 4.
Напиши открытые слоги: са, ра, ма, ла, ша, жа.
Задание № 5.
Специалист даёт инструкцию: я сейчас из букв составлю слово, а ты напиши его, при этом проговаривай букву, которую пишешь, пока её не написал, не начинай проговаривать следующую: ком, лак, сон, шар, жар.
Задание № 6.
Специалист даёт инструкцию: сейчас из букв ты самостоятельно составь слоги и напиши их, при этом проговаривай каждую букву, пока не напишешь, не начинай проговаривать следующую.
Задание № 7.
Специалист даёт инструкцию: самостоятельно составь и напиши слова из 3-4 букв.
Ученик выполняет задания:
Задание № 1.
Говорит названную специалистом букву и пишет эту букву, проговаривая до тех пор, пока не напишет букву полностью».
Задание № 2.
Пишет согласные: с, р, м, л, ш, ж.
Задание № 3.
Пишет закрытые слоги: ас, ар, ам, ал, аш, аж.
Задание № 4.
Пишет открытые слоги: са, ра, ма, ла, ша, жа.
Задание № 5.
Пишет составленное специалистом слова, при этом проговаривает букву, которую пишет, пока её не написал: ком, лак, сон, шар, жар. Задание № 6.
Самостоятельно составляет слоги и пишет их, при этом проговаривая каждую букву, пока не напишет.
Задание № 7.
Самостоятельно составляет и пишет слова из 3-4 букв.
Закрепление полученных знаний на письме: дифференциация Ж-Ш.
7.Задание на дом. Самостоятельное составление слов из 3-4 букв, их написание. Специалист даёт инструкцию: дома самостоятельно составь и напиши слова из 3-4 букв.
Самостоятельно составляет и пишет слова из 3-4 букв.
Самостоятельное закрепление полученных знаний на письме: дифференциация Ж-Ш.