Проектирование развивающих и диагностических материалов в формате ФГОС


Проектирование развивающих и диагностических материалов «в формате ФГОС»Автор: Сазонова А.С., учитель математикиМБОУ «СОШ № 38», г. Ангарска При самостоятельном проектировании учителем контрольных тематических работ «в формате ФГОС» происходит достоверное повышение предметно-методологической, психолого-педагогической и управленческой компетентности учителя.Наблюдается рост предметных и метапредметных образовательных результатов у ученика, рост его мотивации к самостоятельному оцениваю своих достижений.Происходит достоверное снижение тревожности и боязни ошибок, растет интерес к изучению предмета.
Дидактическим потенциалом задания мы называем совокупность знаний и умений, которые должен задействовать ученик, чтобы выполнить данное задание. Развивающий и диагностический потенциал задания – одно и то же: какие знания и умения требует задание, такие и развивает. Метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД) Представление результата как продукта деятельности (для ученика это диагностические работы), а УУД – как инструментов деятельности, определяемых уровнем развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика.
В процессе обучения каждый реальный акт педагогического взаимодействия будет одновременно и личностным, и предметным, и метапредметным.Выполняя любое задание, ученик получает реальные приращения: в усвоении предметных знаний (знаю); в формировании метапредметных умений (могу, умею); в развитии личностных качеств ученика (хочу). Уровень этих приращений зависит от форм учебных заданий, которые предлагает ученика педагог.

1 этап (требования к метапредметным результатам)2 этап (создание таблицы)3 этап (анализ результатов)Алгоритм проектирования заданий, развивающие уровень владения учащимися различными УУД. 1 этапПознавательные УУД6) умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, строить логические рассуждения ;7) умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;8) смысловое чтение;12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1 этапКомуникативные УУД9) работа в группе, паре, умение согласовывать свои действия;10) умение осознанно использовать речевые средства в соответсвии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

1 этапРегулятивные УУД1) самостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов;2) выбор путей достижения целей;3) самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей;4) оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста;5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.


2 этап Карта учета сформированности УУД у учениковУУДДата урока01.0902.0903.0904.09Познавательныеумение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач+ 5 человекумения определять понятия, строить логические рассуждениясмысловое чтениеформирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентацииРегулятивныесамостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов+ 10 человеквыбор путей достижения целейсамоконтроль и коррекция в процессе достижения целейоценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роставладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбораКоммуникативныеработа в группе, паре, умение согласовывать свои действияумение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностейформирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий 3 этап