Реализация технологии развития критического мышления в школе как средство формирования универсальных учебных действий


Программаэкспериментальной работы учителей химии и биологии по теме:«Реализация технологии развития критического мышления в школе как средство формирования универсальных учебных действий»Руководитель:Паршина Людмила Михайловна,учитель биологии МОУ «Большеелховская СОШ» Информационная карта№Параметры информацииСодержание информации1. Данные об участниках программы1.1Адрес общеобразовательного учреждения431503 Республика Мордовия, Лямбирский р-н, с. Большая Елховка, ул. Вакала, 171.2Полное наименование образовательного учрежденияМуниципальное общеобразовательное учреждение «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»1.3Вид образовательного учрежденияСредняя общеобразовательная школа1.4Тип образовательного учрежденияОбщеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования1.5Количество учащихся3951.6Телефон/факс8-83441-3-09-881.7 E-mailshkola@moris.ru1.8 Web-сайтwww.elhoschool.ru2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении2.1 Фамилия, имя, отчествоСухова Татьяна Васильевна2.2 ДолжностьЗам. директора по УР2.3 Телефон/факсРабочий:8-83441-3-09-93, моб.:892727423092.4 E-mailtv-suhova@yandex.ru3. Данные о масштабе экспериментальной работы3.1 Данные о масштабе эксперимента.Муниципальный3.2 Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки. 3.3 Уровень эксперимента.Муниципальный3.4 Кем присвоен статус (приказ).3.5 Количество участников эксперимента.Учителя - Паршина Л.М., Шалаева Е.С., Шумкина М, Ю., учащиеся 5-11 классов4. Данные о содержании ОЭР4.1Тема эксперимента.«Реализация технологии развития критического мышления в школе как средство формирования универсальных учебных действий». 4.2Сроки эксперимента.2015-2018г.г.4.3Цель эксперимента.Развитие учебной мотивации  по биологии и химии на основе технологии развития критического мышления.4.4Руководитель экспериментаПаршина Людмила Михайловна4.5Направление экспериментальной работы.Работа с одаренными детьми, создание условий для реализации их творческого потенциала. Содержание программы Программа разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) , Образовательного Стандарта среднего основного общего образования по химии и Образовательного Стандарта среднего основного общего образования по биологии. Цель программы: разработать и апробировать систему вопросов, направленных на повышение качества знаний учащихся, развитие творческих способностей. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач: формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;развитие навыков самостоятельной научной работы. Особенностью живого ума является то,что ему нужно лишь немного увидеть иуслышать для того, чтобы он мог потомдолго размышлять и многое понять".Джордано Бруно Метод направлен на достижение следующих целей:развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, развитие УУД.создание условий для самостоятельного приобретения знаний из разных источников, что очень важно для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), системного мышления. Объект и предмет работы экспериментальной группыОбъектом работы является умственная деятельность каждого ученика в процессе обучения, предметом – педагогические условия эффективности реализации данной программы. ГипотезаЭффективность учебно-воспитательного процесса по биологии и химии может быть повышена, если будут: определены психолого-педагогические основы технологии критического мышления; разработана методика технологии развития критического мышления; уточнены методические условия данной технологии в преподавании биологии и химии. приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.Цель программы: Овладеть методами и приемами технологии РКМ, активно применять их на практике. Определить критерии оценки уровней критического мышления в процессе обучения и педагогические способы их измерения.Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.Разработать комплекс показателей, определяющих качественную оценку достижений ученика, провести мониторинг эффективности реализации работы экспериментальной группы на первом этапе (подготовительный, 2015-2018 уч. год) экспериментальной площадки.Задачи: Этапы экспериментальной работыТеоретическийПланированиеПодготовка документации к открытию экспериментальной площадкиФункционирование экспериментальной площадкиМониторинг экспериментаОписание результатов экспериментаРаспространение опытно-экспериментальных разработок в школах Члены экспериментальной группыПаршина Людмила Михайловна- учитель биологии, руководительШалаева Елена Степановна- учитель химииШумкина Марина Юрьевна- учитель биологии Литература1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".2. Образовательный Стандарт среднего основного общего образования по биологии.3.Образовательный Стандарт среднего основного общего образования по химии.4.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. 5..Галеева Н.Л. Самоанализ уровня компетентности.//Биология в школе, № 8, 2005.6.Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 20047.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.8.Русских Г.А. Технология проектного обучения.// Биология в школе, №3, 2003.9.Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 2007 гИнтернет ресурсы:-http://www.education.rekom.ru/3_2009/36.html Николаева Л.Н Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования.-http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо.