Выступление на педсовете:Учитель-профессионал,какой он?

профессионал, какой он?»
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.
Современный учитель , на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того – иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.
Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот , кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика, так как педагогическая деятельность – будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.
Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя. Так что же такое профессионализм?
Профессионализм – такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Для приобретения профессионализма необходимы способности ,желание и характер, готовность учиться и совершенствовать свое мастерство.
Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода к профессиональной компетентности педагогических работников. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования. Понятие «профессиональная компетентность» педагога - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сложный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога.
 Структура компетентности современного учителя-профессионала включает в себя: педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, результаты обучения и воспитания обучающихся.
Выделяют следующие виды компетентности:
- специальная – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; - социальная – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда; - личностная – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; - индивидуальная – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок и лишней траты времени. -профессиональная компетентность педагога – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Педагог-профессионал – это тот, чей предмет ученики называют любимым. Я считаю, что в этом немалая заслуга учителя. Ведь именно от того, как он преподает материал, как построит свой урок, зависит интерес учеников. Важно заинтересовать ребят, пробудить в них желание изучать предмет с удовольствием; развивать способность к самостоятельному мышлению и творческой деятельности. Профессионал – тот, кто может научить учеников самих оценивать свою учебную деятельность и свое поведение. Ребята должны учиться проверять и оценивать знания товарища, помогать ему, усвоить учебный материал. Учитель-профессионал должен уметь средствами учебного предмета внести вклад в формирование личности школьника, а это, в свою очередь, можно достичь путем организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развития их инициативы и творчества, пробуждения у них познавательного интереса к предмету. От учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать профессионалом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью .
Знание своего предмета необходимое, но недостаточное условие успеха в работе учителя-профессионала. Ему необходимо иметь обширные познания и в области смежных предметов, так как научные понятия, и мировоззрение формируются у учащихся на основе межпредметных связей, отражающих те взаимовлияния и взаимодействия, которые характерны для предметов, явлений и процессов объективно существующего реального мира. Учителю химии современной школы нельзя не знать основ квантовой механики, учителю физики периодического закона Д. И. Менделеева, учителю литературы нельзя обойтись без знания истории, учителю истории без знания географии и т. д.
Глубокая специальная подготовка и широкая всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса. Для того чтобы быть профессионалом, отлично ориентироваться в потоке научной информации, обеспечить изучение школьниками установленного программами объема основ наук на современном уровне и удовлетворить в полной мере их возрастающие познавательные интересы, учителю-профессионалу необходима основательная научная подготовка.
В настоящее время существует масса разнообразных форм научной и практической подготовки учителей, совершенствования знаний педагогов и повышения уровня квалификации:
семинары;
мастер-классы;
круглые столы;
курсы повышения квалификации;
дистанционное обучение и т.п.
Однако учителю-профессионалу помимо обладания научной подготовкой и обширными знаниями необходимо уметь сделать эти знания достоянием своих учеников, что совсем не одно и то же. «Иные люди много знают, говорил М. И. Калинин. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями».
Очень ценным и весьма желательным является наличие у учителя-профессионала педагогического таланта, т. е. высокой одаренности, обеспечивающей ему успешное выполнение своих обязанностей. Однако каждый учитель-профессионал должен владеть педагогическим мастерством. Педагог-профессионал - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.


Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:
умением организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;
умением учить на уроках. Педагог-профессионал добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха учителей-профессионалов - в умении управлять деятельностью учащихся;
умением активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;
умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;
владением высокого уровня педагогической техники.

Портрет педагога - профессионала
 
1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
 2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
 3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
 4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
 5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
 6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
 7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
 8.Тактичен.
 9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
 10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.
Так какими же должны быть учителя-профессионалы? Думаю , ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие, как мягкий знак и само слово! 

Схема ролей-функций учителя-профессионала в его деятельности



Рисунок 115