Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников


Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен мною новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен мною как методика «Оценка уровня познавательной активности» (Приложение 1).
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении 1 и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности представлены в Таблице 1.
Таблица 1: Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Методика проводится фронтально - с группой обучающихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из обучающихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого обучающиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10 - 15 мин. Опросник состоит из 25 вопросов (Приложение 2).
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемому классу.
В Таблице 2 представлены результаты младших школьников по уровням познавательной активности, которые были распределены в соответствии со шкалой.
Таблица 2: Результаты оценки познавательной активности младших школьников
№п/пФамилия, имя ребенка Средний балл Уровень усвоения
знаний
1 БуриловЕгор 3,5 Средний
2 Васильева
Алена 4,3 Высокий
3 Вольхина
Екатерина 2,5 Низкий
4 ДеришевНиколай 3,3 Средний
5 ДизерИрина 3,2 Средний
6 ДурницынаСофья 2,7 Низкий
7 Егоров
Григорий 3,2 Средний
8 Захаров
Данил 2,6 Низкий
9 Иванова
Генриетта 4,4 Высокий
10 Козловских Екатерина 3,1 Средний
11 Конев
Ярослав 3,5 Средний
12 Котельникова Ксения 3,1 Средний
Общий уровень по классу 3,4
Средний
На уроках и во внеурочное время я использую разнообразные формы работы, игровые приёмы по развитию познания. Вот некоторые упражнения:
«Продолжи узор». Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.
(Направлено на развитие наглядно-образного мышления).
«Путаница». Послушай внимательно стихотворение:
Кто на дереве сидит? Кит
В океане кто плывет? Кот
В огороде что растет? Рак
Под водою кто живет? Мак
Перепутались слова
Я командую раз-два
И приказываю вам
Всех расставить по местам
Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Можно немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова (обучение звуковому облику слова).
Игра «Маленький жук». Сейчас мы будем играть в такую игру.
Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали.
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.
Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю. Главное - научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле.
(навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания).
«Свяжи слова».
Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. (интервал 5 секунд)
После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.
СЛИВА-ЛАМПА
СИНИЦА-СЕСТРА
ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ
МУХОМОР-ДИВАН
БОТИНКИ-САМОВАРГРАФИН-БРАТ
ЖУК-КРЕСЛО
ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ
КОМПАС-КЛЕЙ
КИТ-СИГАРЕТА
СПИЧКИ-ОВЦАТЕРКА-МОРЕ
ШЛЯПА-ПЧЕЛА
РЫБА-ПОЖАР
(Упражнение на развитие смысловой памяти.)
«Склеенное предложение».
а) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина
БОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА
б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИОЗЯБЛИЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША
(Развитие звуко-буквенного анализа).
«Графический диктант».
На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).
Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.
Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку, внимание! Рисуй линию: Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, дальше - самостоятельно».
Второй узор. Задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку, внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, и далее самостоятельно до конца страницы» (упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм). Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в двенадцати клетках квадрата №1.
В процессе работы ряд чисел может увеличиться до 30-40.
(Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания).
Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображенных по одному на трех-четырех картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ребенка просят назвать их по памяти.
Затем он должен отыскивать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличить. (Предназначено для тренировки и развития непосредственной произвольной памяти).
«Классификация».
В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.
В качестве стимульного материала используется набор карточек с изображением различных предметов, животных, птиц и т.д.
Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это сделать?» Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.
(Упражнение на умение классифицировать по разным признакам.)
«Игра в слова».
а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д.
б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот предмет может делать.
Метель-метет, а гром-? Ветер-?, а снег-? Дождь-?, а солнце-?
При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет как можно больше слов.
в) Можно повторить игру наоборот - Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?
Итак, подытожив вышеизложенное, нужно подчеркнуть, что используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С другой стороны, добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Приложение 1
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
Показатели
1 Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения 2 Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. 3 Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. 4 Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. 5 Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. 6 Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний 7 Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. 8 Содержательно высказывает свою мысль, идею. 9 Легко генерирует идеи. 10 Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. 11 В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. 12 Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. 13 Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. 14 Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. 15 Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. 16 Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. 17 Видит пути совершенствования. 18 Может проявить собственное отношение к фактам. 19 Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. Приложение 2
Опросник изучения познавательной активности учащихся
Школа Класс Фамилия
Инструкция
Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.
1. Тебе нравится выполнять
а) легкие учебные задания? б) трудные?
2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?
а) да; б) нет.
3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?
а) да; б) нет.
4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?
а) да; б) нет.
5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?
а) да; б) нет.
6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание
а) одним способом? б) искать разные способы решения?
7. Тебе хочется обычно учиться после болезни?
а) да; б) нет.
8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?
а) да; б) нет.
9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание?
а) да; б) нет.
10. Ты предпочитаешь на уроке
а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя?
11. Ты предпочел бы заниматься
а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок?
12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала?
а) да; б) нет.
13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе учились бы хуже, чем теперь?
а) да; б) нет.
14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков?
а) да; б) нет.
15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным предметам?
а) да; б) нет.
16. Тебе нравится выполнять трудное задание
а) вместе со всем классом? б) одному?
17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроках?
а) да; б) нет.
18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?
а) да; б) нет
20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический, этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то вопрос?
а) да; б) нет.
21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том
новом, интересном, что узнаешь на уроках?
а) да; б) нет.
22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?
а) да; б) нет.
23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?
а) да; б) нет.
24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до конца?
а) да; б) нет.
25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?
а) да; б) нет.