Конспект урока изобразительного искусства на тему Иллюстрирование русской народной сказки Морозко


УМК «Перспективная начальная школа»
Учебный предмет: изобразительное искусство
Класс: 4.
Раздел: тематическое рисование
Тема: иллюстрирование русской народной сказки «Морозко»
Вид урока: рисование по теме
Автор конспекта: Меньшикова Ирина Александровна
Цель: Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией. Развивать образное мышление. Создание иллюстрации к русской народной сказке «Морозко», с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.
Задачи:
1. Учить детей выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам текста сказки.
2.Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц и предметов при передаче пространства на плоскости листа.
3.Учить детей правильно располагать рисунок на листе.
4.Прививать им навыки цветового решения композиции с помощью гуашевых красок.
Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Коммуникативные УУД: способствовать развитию монологической речи, делать выводы.
Познавательные УУД: Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.
формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
Предметные:
Способствовать расширению кругозора учащихся посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала;
Метапредметные:
адекватно воспринимать словесную оценку учителя.
Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.
Основные понятия: иллюстратор, народные сказки.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование для учителя: репродукции с картин художников, и иллюстрации из детских книг, выставка книг (зрительный ряд), таблицы с поэтапным изображением гусей, девочки, мальчика.
Оборудование для учеников: альбомные листы, карандаш, ластик, кисти, краски, стаканчик для воды.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организация учащихся.
1.Проверка готовности учащихся к уроку. Итак, наш сегодняшний урок Дети стоять около парт и слушают учителя
Проверка рабочего места
II. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, какую книгу я вас просила перечитать дома и записать в читательский дневник?
Почему эта сказка – «русская народная»?
- Наверняка в книге, которую вы читали, были рисунки к этой сказке. Как вы думаете, кто их нарисовал, тоже народ?
Как называется человек, который рисует в книгах?
Почему он называется «иллюстратор»?
А что же такое «иллюстрация»?
Вы уже, наверное, догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте, попробуем сформулировать тему нашего урока.
Верно. Сегодня вы попробуете себя в качестве художников-иллюстраторов и проиллюстрируете сказку «Морозко» в нашей художественной мастерской по изготовлению диафильмов.
Сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справлялись художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. Русскую народную сказку «Морозко».
Ее сочинил русский народ
Нет, не народ.
Художник-иллюстратор.
Он рисует иллюстрации.
Иллюстрация - это вид книжной графики, рисунка, ее основа.
Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко»

III. Изучение нового материала.
1. Особенности сказочного жанра.
Чем отличается обычная иллюстрация (например, рассказа) от иллюстрации к русской народной сказке?
Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Давайте, полюбуемся работами известных художников-иллюстраторов к сказкам.
Полюбуйся иллюстрациями Виктора Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Как вы думаете, легко ли быть художником-иллюстратором, что для этого необходимо иметь и знать?
Что мы должны сделать, прежде чем приступить к рисованию?
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости?
Действительно. Но, чтобы у нас не получилось похожих рисунков, а была полноценная книга, в которой на каждой иллюстрации изображен отдельный фрагмент сказки мы с вами и разделились на группы. На столах у каждой группы лежат разные сюжеты из сказок. Сейчас тихонечко в группе прочитайте свой сюжет и разделите его на 4 (если в вашей группе 4 человека) или на 5 (если в вашей группе 5 человек) смысловых частей. Каждую часть отделите от другой карандашиком.
Прежде чем вы приступите к работе в группе, вспомним привила, которыми вы будете руководствоваться. (правила работы в группе)
Таким образом, для каждого члена вашей художественной группы вы определили фронт работы, то есть к каждой части вашего отрывка вы рисуете иллюстрацию. Распределите в своей группе, кто к какой части будет рисовать иллюстрацию. В иллюстрации к русской народной сказке изображается то, чего нет в жизни.
Нужны бумага, карандаши, краски, стирательная резинка.
Какой фрагмент сказки хотели бы проиллюстрировать.
Вспомнить сказку и подумать, какой эпизод из сказки хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
Холодные, темные.
Яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.
(Дети читают и делят свои отрывки на части)
Физкультминутка.
 «Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе»)
- Сделаем фон картины (сразу двумя руками)
- Нарисуем солнышко.
- Облака
- Травка
- Деревья V. Этапы выполнения рисунка
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое. Что для этого необходимо сделать?
1) Определить расположение главных героев рисунка и тем самым положение самого альбомного листа.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Продумайте изображение своего сюжета.
- Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки. VI. Практическая работа.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как
светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
контраст большого и маленького,
яркого цвета на спокойном фоне.
Используйте и вы эти средства.
И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.Рекомендации по ведению работы:
Выбрать сюжет
Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном VII. Итог урока. Рефлексия.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон без дверей ...
- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
- Если вам урок понравился, то нарисуйте Деду Морозу улыбку, если нет, то грустное лицо.