«Конструирование, как способ экспериментального познания мира»

«Конструирование, как способ экспериментального познания мира»
Шарунова Светлана Ивановна

Люди, научившиеся
наблюдениям и опытам,
приобретают способность
сами ставить вопросы и
получать на них фактические
ответы, оказываясь
на более высоком
и нравственном уровне по
сравнению с теми,
кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Еще в самом раннем детстве ребенок становится первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно любознательным экспериментатором является ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок лучше всего усваивает, только, когда слышит, видит и делает сам. В процессе познания мира ребенком задействованы все органы чувств. Доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Хотелось бы рассказать о важности экспериментальной деятельности детей, особенно о деятельности связанной с конструированием.
Замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – опытно-экспериментальную деятельность. Потому что ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в экспериментальную деятельность постоянно: он рвет бумагу, разбирает различные предметы, льет воду, пересыпает песок, снег. Детское экспериментирование тесно связано с разными типами деятельности среди которых наиболее важными для него являются такие, как наблюдение и труд. Оно пронизывает все сферы детской деятельности: физические упражнения, приём пищи, игру, образовательную деятельность, общение, прогулку, сон.    
В этом увлекательном процессе они стараются получить возможность удовлетворить свою любознательность, получить ответы на волнующие вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?». При этом я выступаю не в роли взрослого наставника, а в роли равноправного партнера, участника деятельности, что позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность.        Цель, которую я ставлю перед собой, это помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для себя и окружающих. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка, подсказать ему правильный ответ, правильное действие. А дети сами хотят исследовать практически все. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
           В процессе экспериментирования происходит развитие умственных процессов. Ребенок постоянно совершает операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Дети воспроизводят в речи все увиденное, делают выводы.
Одним из важных видов «экспериментаторства» является конструирование.
Выделяют три вида конструкторской деятельности ребенка. Конструирование по образцу. Здесь требуется внимание и сосредоточенность. Конструирование по условиям - ребенок строит свою конструкцию по условиям выдвинутыми задачами игры или взрослым.
И еще один тип конструкторской деятельности - по замыслу. Здесь ничего не ограничивает фантазии ребенка. Вместе с игрушками можно использовать подручный материал (мебель, палки, дощечки, куски ткани) Такие игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью разнообразных материалов и действий.
Практика показала, что дети с удовольствием сооружают различные конструкции, педагогу необходимо лишь создать условия для такой деятельности.
При конструировании необходимо уделять серьезное внимание соблюдению правил безопасности. Дети в силу их возрастных особенностей ещё не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, дети бывает забывают о правилах безопасности, поэтому эту обязанность я беру на себя.

Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.
Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 51-54.
Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию/А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. №4. с. 31
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003. 64 с.
 
·