Обобщение опыта работы по теме «Исследовательский метод на уроках биологии»


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Обобщение опыта работы по теме: «Исследовательский метод на уроках биологии»
Муксунова Н.В.
Учитель
биологии и экологии
МБОУ СОШ №5.
Стратегия развития научного творчества в образовательном процессе органически соотносится с необходимостью совершенствования научно-исследовательской деятельности учащихся: «С юных лет готовься к творческому труду. Готовься внести свою крупицу в решение этих проблем. Наука становится в наши дни производительной силой общества. Труд и разум идут рядом, и, чем лучше ты будешь уметь работать руками, тем шире откроется пред тобой дверь в науку», - писал Сухомлинский, пробуждая у своих учеников интерес к загадкам творческого научного мышления, тайнам научного открытия.
Мы живём в современном, быстро меняющемся мире, когда на любого индивида направлен лавинообразный поток информации, разобраться в котором подчас нелегко. В связи с этим, перед современной школой стоит задача подготовки молодого поколения к жизни в условиях становления информационного общества. Она подразумевает переход школы от усвоения готовых знаний к процессу активного приобретения знаний.
В педагогике давно доказан тот факт, что знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже.
Биология - тот школьный предмет, в котором имеются возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования... Они могут и должны стать неотъемлемой частью преподавания биологии и экологии.
В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность: обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
- выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить; помочь в выборе профессии.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:1-й уровень - преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень - преподаватель только ставит проблему, а учениксамостоятельно выбираетметод исследования;
3-й уровень - и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий — наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
проектно-поисковый — поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний
В своей педагогической деятельности я постоянно использую исследовательский метод: от проведения лабораторных и практических работ, постановки опытов и наблюдения за их результатами, до руководства исследовательскими работами по определённой теме, представляющей личную познавательную значимость для учащихся.
На уроках биологии ученики имеют возможность работать с природным материалом. Они охотно приносят на уроки различные растения, засушенных насекомых и другие натуральные объекты. Обрабатывают и систематизируют материал сами дети, работая с дополнительной литературой, определителями, энциклопедиями, компьютерными программами.
Работая над темой исследования, школьники учатся выдвигать собственные точки зрения, анализировать и обобщать, приобретают умение работать с источниками и объектом исследования.
Внедрение в учебный процесс современных информационных технологий позволяет формировать у учащихся компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе использование Интернета как источника дополнительной информации по теме.
На уроках биологии и экологии использую биологические задачи исследовательского характера.
Каждая задача представляет собой конкретную ситуацию, требующую своего разрешения путём логического анализа, с привлечением известных учащимся знаний по биологии и другим предметам. В тексте задачи после описания ситуации следуют вопросы и задания, направляющие мыслительную деятельность ребят. Разрешение проблемы осуществляется в процессе эвристической беседы. Если вопрос предполагает построение гипотез, то каждая сформулированная гипотеза записывается на доске. Затем предложенные гипотезы обосновываются и обсуждается. В дальнейшем, если этого требует логическая последовательность вопросов задачи, я предлагаю учащимся продумать план и методику экспериментов по проверке правильности наиболее вероятных из высказанных гипотез.
В задачах другого типа предлагаю дать объяснение конкретным фактам, полученным в результате проведённого научного исследования: выявить неучтённые причины, которые могли исказить результаты работы.
В процессе поисковой беседы дети самостоятельно анализируют и исследуют ситуацию, уясняют внутренние связи и отношения между различными её элементами.
Познавательная активность школьников, их попытки подойти к решению вопросов задачи с различных сторон должны поощряться учителем. При этом положительной оценки прежде всего должны заслуживать неординарность мышления учащегося, гибкость и аргументированность в анализе ситуации, точность обобщения, биологическая эрудиция школьника. Таким образом, в процессе решения учащимися биологических задач исследовательского характера главное внимание уделяю созданию наиболее оптимальных условий для проявления и развития у школьников исследовательского мышления.
Учитель в наибольшей степени будет способствовать развитию у учащихся научного мышления, если при обсуждении с ними результатов исследования будет подчёркивать гипотетичность выдвигаемых положений, неоднозначность проблемы, потенциальную возможность решения её иным путём. При этом необходимо акцентировать внимание на динамике научного поиска, на отказе от незыблемости однажды провозглашённых истин, на необходимости обеспечения каждого выдвигаемого предположения научной аргументацией. Только в этом случае урок будет выполнять функции формирования навыков научного исследования, а само изучение предмета будет уподобляться процессу научного поиска
Предлагаю несколько примеров биологических задач исследовательского характера, которые я использую на уроках биологии при изучении раздела «Животные».
Биологические задачи исследовательского характера на уроках зоологии.
Тип кишечнополостные.
1.В фауне наших дальневосточных морей встречается медуза крестовичок, при соприкосновении с которой у человека возникает серьёзное заболевание. Размеры зонтика медузы 15-20 мм. Держатся они обычно на мелководье. Замечено, что в дождливые годы, их почти нет, зато в конце засушливого лета крестовички появляются у берегов тысячами. Предложите своё объяснение этому факту.
2. С помощью опытов было доказано, что даже близкие виды гидроидных реагируют лишь на определённые виды химических раздражителей. В чём, по вашему мнению, состоит экологический смысл подобной избирательности?
Класс пресмыкающиеся.
1. В желудках окаменелых остатков плезиозавров часто обнаруживаюткамни. Как известно, питались они моллюсками и рыбой.Предположите, какое значение имели камни в желудках плезиозавров.
Выдвиньте и обоснуйте свою гипотезу.
2. Б.Л. Тейлор сочинил четверостишье о стегозавре:
Мозгов был двойной комплект, и они занимали такие места Один в голове, как у всех, другой у начала хвоста. Этот зверь мог сказать о себе самом, Что всегда был крепок задним умом. Поясните, что хотел сказать автор.
Класс рыбы.
1. Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезеныпокупателем домой и выпущены в аквариуме. Через несколько часов они погибли. Каковы возможные причины гибели рыб? Предположите возможно большее число гипотез.
2. Водоём, где обитали рыбы, был загрязнен в небольшой степенирадиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализыпоказали, что хищные рыбы являются самыми загрязнёнными живымиорганизмами в водоёме. Как можно объяснить этот факт?
Класс земноводные.
1 .Учёному-биологу необходимо изучить изменение активности травяных лягушек в зависимости от времени суток. Каковы могут быть результаты этой работы?
Предположите свои гипотезы и обоснуйте.
В своей педагогической деятельности использую метод социального проектирования, т. е. стараюсь на уроках биологии и экологии создать проект интеграции. Целью проектирования является улучшение социоприродного окружения. Это важно и актуально, потому что в настоящее время возникло противоречие. Мы много слышим с экранов телевизоров, что природу надо беречь. Люди, тем не менее, пытаются действовать вопреки её законам. Человек может усвоить, даже осознавать, что такие вещи плохи. Но это совсем не означает, что он будет поступать в соответствии со своими знаниями. Поступать гораздо труднее, чем понимать.
В образовании, я считаю, важно сделать акцент на любовь к миру, на добро, на правду, на самооценность человеческой жизни, а не только на проблемы окружающей среды. И если мы поможем нашим ученикам сформировать морально этические нормы, поможем вступить в согласие своей совестью, то, как я в этом уже убедилась на опыте, это вызоветпотребность в активных действиях.
Мы считаем, что социальный проект органичен, поскольку он реализует две группы потребностей: первая группа потребностей I «для себя» и вторая группа потребностей - «для других».
Социальная потребность развития «для себя» проявляется в формировании способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять конкретные знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, развивать навыки делового общения и взаимного уважения в коллективе, способности прислушиваться к мнению оппонента и вести себя достаточно корректно.Все сказанное выше приводит к таким качествам личности, как самостоятельность, творчество, коммуникативность, умение слушать и слышать. Атмосфера творческого одушевления! благоприятствует проявлению склонности детей к лидерству, стремлению к добросовестному выполнению взятых на себя заданий. Место и дело здесь найдется каждому. Даже крайне не уверенный в себе человек, видя, что весь класс работает, чувствуя поддержку остальных учеников, может обратиться с любым вопросом к своим одноклассникам и учителю, которые его поймут.
Социальная потребность развития «для других» также закономерна, т. к. проект направлен на улучшение социоприродной среды. Это касается не только детей, но и нас с вами, потому что мы все: живем в социуме, социоприродной среде и хотим мы или нет, но в первую очередь нише благополучие зависит именно оттого, что нас с вами окружает, в каком мире мы с вами живем. Ведь каждый человек имеет право на чистый воздух, чистую воду, безопасность, на благоприятные условия существования и проживания. И такие проекты как раз и побуждают общественность заниматься данной проблемой.
Реализовать эти потребности можно через создание конкретного проекта. Замысел проекта вырастает из какой-то общей проблемы, требующей решения. Задумывая проект, я мысленно рисую перед собой и проблему, и вытекающие. из нее задачи, и возможные пути их решения. Самое главное, я стараюсь выбрать такие проблемы, которые были бы внутренне близки детям, чтобы они видели «проектный выход» своей деятельности и сами могли увидеть, что они могут сделать для изменения нашей социокультурной среды, и чтобы они это делали.
Задачи, как мне кажется, целесообразно поставить следующие: исследование определенных параметров изучаемого объекта, выяснение мнения людей по данному вопросу, выработка решений с конкретным практическим выходом. При этом учащиеся осознают социальную значимость своей работы.
В проектную деятельность, организованную в школе, вовлекаются и родители. Сначала они только отвечают на вопросы социологического опроса, а затем начинают сами принимать участие в этой работе. В данном случае ребята становятся источником экологических знаний для родителей. С одной стороны, совместная деятельность детей и родителей, а с другой деятельность учителей в рамках проекта усиливают взаимопонимание и улучшают взаимоотношения между школьниками и взрослыми. Такие отношения дают учащимся две возможности - самореализация и социализация.
Используя метод социального проектирования, были созданы проекты:
1. «Анализ микроклимата школы» (1 место в научно - практической районной конференции.)
2. «Шум и его влияние на организм человека» (1 место в научно - практической районной конференции)
Цель: исследовать влияние шума на организм человека.
3. «Энергетика жизнеобеспечения» (2 место в научно-практической районной конференции)
4. «Памятники природы Колпашевского района» (1 место в районной и областной конференции)
5. «Взгляд жителей города Колпашево на проблему, связанную с охраной природы» (1 место в районной и областной конференции)
6. «Компьютер и его воздействие на организм человека» (1место в районной конференции)
7. «Фотопейзаж и его эмоциональное воздействие на организм» (1место в районной конференции)
Работая над проектом, школьники попадают в среду неопределённости, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Проектное обучение стимулирует их усилия, оно личностно ориентированно. Ученик становиться субъектом, а не объектом. Результат - повышение мотивации, удовлетворение.