Выступление на педсовете Проблемы обучения в начальной школе

Проблемы обучения в начальной школе за период
2014 – 2015 учебный год

Cравнительный анализ по годам обучения, если брать во внимание качество обученности учеников следующий:
1. 2012-2013 – 59,2%
2. 2013-2014 – 51%
3. 2014-2015 – 59%
Хотя показатель качества обученности можно считать стабильным, нужно выделить следующие проблемы в обучении младших школьников:
низкий уровень сформированности навыка счета, исходя из установленных нормативов, а отсюда и ошибки при вычислительных математических операциях. (Так при выполнении итоговых контрольных работ 63 человека- 21% допустили ошибки при вычислении значений выражений математических действий);
при обучении курсу «Русский язык» основной ошибкой остается правописание безударной гласной, проверяемой ударением (73 человека – 25% допустили ошибки в итоговых контрольных работах на эту орфограмму), а также тема «Глагол», изучение морфологических особенностей глагола/ т.к.изучение темы выпадает на конец апреля – май месяцы, следовательно, нет ее должной отработки;
результаты региональной контрольной работы показали некоторые проблемы в знаниях по курсу «Окружающий мир» - это природная зональность и приспособление животных к особенностям мест обитания.
Причины перечисленных проблем в обучении следующие:
- уплотнение программного материала в связи с морозными днями и карантином, т.е. недостаточно времени на отработку и укрепление пройденного;
- использование в недостаточной степени на уроке упражнений, способствующих формированию учебного навыка
- мало применяется на уроках дифференцированный подход к обучению, часто забываем, что каждый ребенок должен обучаться в «зоне ближайшего развития».
Начиная работу с этого учебного года по стандартам II поколения, учителю начальной школы нужно, приходя на каждый урок, помнить, что содержание урока, формы его проведения должны проектировать определенный тип сознания и мышления учащихся.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Сегодня мы говорим, в первую очередь, о сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, сейчас учителю начальных классов необходимо заложить основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов. Умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать оценивать учебные действия и их результат.
Поэтому обозначенные проблемы 2010-2011 года обучения, необходимо решать. На МО учителей начальных классов продолжим изучение и применение материалов ФГО стандартов II поколения: организацию учебной деятельности/ оценивание результатов обучения; повышение мотивации обучающихся.

Итак, основные проблемы обозначены, будем находить пути их решения, в связи с этим в новом учебном году взяты на ВШК следующие вопросы:
«Работа с мотивированными и одаренными детьми на уроке»;
«Пути формирования вычислительных навыков обучающихся на уроках математики»;
«Дифференцированный подход к обучающимся при изучении трудных тем курса «Окружающий мир».
15