Урок чтения и развития речи.Внеклассное чтение. Сказка. Рукавичка(4 класс). Учитель Чурсина Юлия Андреевна


г. Севастополь
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) учреждение школа – интернат № 1 VIII вида



Урок чтения и развития речи. Сказка «Рукавичка»
по предмету: «Чтение и развитие речи»
Уровень образования (класс) начальное общее образование
Класс - 4
Составила: учитель Чурсина Юлия Андреевна
Урок разработан в соответствии и на основе
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида .
2016г.
Урок чтения и развития речи.
Тема: Внеклассное чтение. Сказка "Рукавичка". (ИНФОУРОК)
Тип урока: открытие новых знаний. Вводный урок.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка».          
           
Формирование УУД:
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
формирование представлений об особенности жанра сказки;
формирование представлений учащихся о народной сказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: презентация ; предметные картинки для ребуса; свеча, язычки пламени (для рефлексии), кукольный театр по сказке «Рукавичка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
- В России для младших школьников проводится олимпиада по предмету «чтение и развитие речи». Мы с вами принимаем участие , и сегодня наш урок мы проводим по заданиям олимпиады.
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка. (слайд 1)
-Любите ли вы читать сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
II. Изучение нового материала
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.(слайд 2)
1. Отгадывание РЕБУСА:

Ответ: рукавичка.
– Итак, сегодня мы будем слушать и читать русскую народную сказку «Рукавичка». (слайд 3)
2. Слушание сказки:
Кукольный театр по сказке «Рукавичка».
- Понравилась ли вам сказка?
- Каких героев сказки вы запомнили?
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
– А давайте поиграем в игру и назовем всех героев сказки «Рукавичка» .3. Игра «Доскажи второе имя».
Мышка- поскребушка (слайд 4)
Лисичка- сестричка (слайд 5)
Кабан –клыкан (слайд 6)
Волчок -серый бочок (слайд 7)
Лягушка –попрыгушка (слайд 8)
Медведюшка-батюшка (слайд 9)
Зайчик –побегайчик (слайд 10)
4. Физкультминутка
- Вы наверное устали, и хотите отдохнуть?
- Ну, тогда все дружно встали и попрыгали чуть-чуть.
Приём “Игровая цель” (слайд 11)
(Музыкальная видео физминутка)
5. Систематизация знаний. Тест.( СЛАЙД 12, 13)
- А теперь давайте проверим внимательно ли вы слушали сказку, все ли вы запомнили.
- В какую пору года происходит действие в сказке?
- Кто шёл по лесу?
- Кто бежал за дедом?
- Что обронил дед?
- Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто последним пришёл к рукавичке?
- Назовите героев сказки, которые заселялись в рукавичку, по порядку.
- Кто помог дедушке найти рукавичку?
- Как звали лягушку в сказке?
- Как звали волка в сказке?
- Кому из героев жители рукавички отвечали так:
«-Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно».
- Какая сказка похожа по сюжету на сказку «Рукавичка»?
- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?
-Да, много зверей собралось в рукавичке, они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят когда хоть и тесно, зато дружно? («В тесноте, да не в обиде»)
6. Рефлексия (СЛАЙД 14)- «Сегодняшний урок научил нас …». (Дружбе, доброте …)
– Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас в руках “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его, поднять вверх, и потрясти, сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
- А теперь давайте пройдем в свои классы и еще раз ответим на вопросы, только теперь письменно.