Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе Из опыта работы.



Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе.

Васильева Татьяна Петровна
СОШ № 4 им.К.Макпалеева

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский

Проанализировав причины ухудшения здоровья младших школьников, специалисты на первое место поставили стрессовые ситуации. Учитывая, что главной деятельностью детей в школе является учебная деятельность, стрессовые ситуации подстерегают школьников именно на уроке. Крепкое эмоционально-психическое здоровье, комфортная обстановка будут, в свою очередь, влиять на эффективность учебного процесса. Изучая вопрос возникновения стрессовых ситуаций на уроке через наблюдение, беседу, анкетирование, было выяснено, что чаще всего тревогу младших школьников вызывают: 1. нехватка времени для выполнения задания (в силу психологических особенностей темп работы у разных учащихся является различным); 2. невозможность обращения к учителю за личной помощью во время урока; 3. плохое усвоение учебного материала в условиях фронтальной работы. В связи с этим, для предотвращения ухудшения здоровья учащихся нужна технология, исключающая стрессовые ситуации во время урока. На протяжении 2-х лет велась работа по созданию условий для внедрения модульной технологии на уроках в начальной школе.
Результаты показали, что данная технологии является актуальной и перспективной. Цель моей работы показать здоровьесберегающий потенциал, заложенный в модульном обучении.
Использование модульной технологии обучения исключает стрессовые ситуации на уроке, благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышает интерес к предмету.
Прежде несколько слов о самой технологии, о её некоторых особенностях. Модульная технология Жанпеисовой состоит из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов, отведенных по учебной программе на тему или раздел.

Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть.
Во вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко (в течение 10-20 минут) в форме лекции-беседы, лекции-диалога объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течение всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д., то есть на знаковые модели.
Многократная проработка учебного материала учащимися производится на уроках диалогической части.
В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы от 2 до 6 человек. Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм. К ним относятся:
Групповая или индивидуально-групповая
Парная
Коллективная
Семинар
Учебная конференция
Диспут
Групповая дискуссия и т.д.

Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение.
Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься, что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом урока.
Итоговая часть учебного модуля - контрольная.
Знания, умения и навыки учащихся по теме или разделу оцениваются по отметкам, полученным в итоговой (контрольной) части учебного модуля.
Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития,  в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся как способных и увлеченных людей.
Разработав ряд модулей для уроков познания мира в начальной школе и опробировав их, выявлено, что модульная технология обеспечивает:
1.Создание благоприятного психологического климата на уроке
2. Исключение стрессовых ситуаций , что благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышение интереса к предмету;
3. Возможность выйти за границы учебника и привлекать дополнительные источники информации; 4. Индивидуальный подход в обучении; 5. Формирование у учащихся навыков самообразования и самоконтроля;
6. Формирование у младших школьников учебно-познавательных мотивов посредством осознания учащимися учебной задачи.
Какие же приёмы и формы работы использую для здоровьесбережения на уроке?
Для того чтобы заинтересовать и вовлечь учащихся в активную работу, создать благоприятную психологическую атмосферу в начале каждого урока провожу минутку психологического настроя.
Н-р: Прозвенел звонок
Начался урок
Вы друг к другу повернитесь
Улыбнитесь и садитесь.
Во вводной части учебного модуля, к первому уроку (вводной лекции, лекции- диалогу) использую электронные презентации, видео- материалы, что повышает интерес к предмету и мотивацию учащихся.
В диалогической части модуля использую разноуровневые задания, обеспечивающие личностно-ориентированный подход к обучению; также использую обучающие игры «Счастливый случай», «Пересказ по кругу», «Базар головоломок» и т.д. Использование обучающих игр, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
В диалогической части отрицательная оценка не ставится, оценивание носит стимулирующий, поощрительный характер, что положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка.
Очень часто на уроках используются дополнительные источники информации, интерактивные тренажеры, 3D анимация, викторины, которые не дают соскучится ни одному ребенку.
Итоговая часть модуля – контрольный тест, обязательно с последующей коррекционной работой. Завершение урока – важный этап, это подведение итогов. При этом нужно сохранить положительное впечатление от полученной информации на уроке, чтобы ребенок ушел с урока в хорошем настроении.
Проведенные исследования показали высокую эффективность технологии модульного обучения в оптимизации психологического комфорта учащихся. Использование данной технологии приводит к снижению уровня школьной тревожности, утомляемости учащихся, повышается мотивация, активность
детей, улучшается настроение учащихся.
Использование модульной технологии приводит к снижению показателей заболеваемости детей. Значительно повышается качество знаний учащихся. Высокая результативность технологии доказана на практике. В настоящее время учащиеся, при обучении которых в начальной школе на уроках использовалась модульная технология, показывают высокие результаты, отличную сформированность учебной деятельности, в классе царит здоровая атмосфера. Внедрение в практику работы приёмов здоровьесбережения позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.




Список использованной литературы
1..Харитонова Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.-Феникс, 2011 2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995. 3.Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика./ Ред. Н.М.Байганина/ - Алматы, 2001. 4.Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе.- СПб., 2004. 5. http://goo.kz/ 6. http://www.gymnasia8.kz/study/metodist/7/










13PAGE 15




Заголовок 215