Чистописание на уроках русского языка.


Методическая разработка:«Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе»Часть I Урок 1. Буква А. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока « Орфограммы корня». 1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, с парной согласной в корне слова. Докажите правильность написания этих орфограмм. 2. – Как вы понимаете смысл второй пословицы? - Что заставляет человека стараться выполнить хорошо любое дело?Слова на картинке: Айболит, повязка, обезьянка, птица, халат, звезда, градусник. Урок 2. Буква Б. Задания после каллиграфической минутки,переход к теме урока « Безударная гласная в корне слова, проверяемаяударением».– Какие гласные в безударных слогах надо проверять? Найдите слова с безударными гласными в корне слова, докажите правильность написания гласных в безударных слогах.2. – Как вы понимаете смысл пословиц? - Можно ли прожить, следуя чужим советам? Слова на картинке: Бармалей, дубинка, ботинки, обезьяна, зубастый, бусы, юбка, безобразие. Урок 3. Буква В. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:« Раздельное написание предлогов»1. -Прочитайте пословицы. Найдите слова, которые употребляются с предлогами. Вспомните, как пишутся предлоги со словами.2. – Как вы понимаете смысл второй пословицы? - Можно ли первую пословицу объединить по смыслу со второй? Почему? Слова на картинке: Вратарь. ворота, ведущий, трава. Урок 4. Буква Г. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Правописание частицы НЕ с глаголами».– Найдите глаголы в этих пословицах. Какое значение глаголам придаёт частица НЕ? Вспомните правило о правописании частицы НЕ с глаголами. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Должен ли человек внимательно относиться к своему здоровью, беречь его?Слова на картинке: Гена, гармошка, город, грусть, прогулка, глаза, герой. Урок 5. Буква Д. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:« Мягкий знак».-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове?- К какому виду устного народного творчества относится данное произведение? Найдите отгадку.Слова на картинке: девочка, двенадцать, доброта, дума, душа. Урок 6. Буква Е. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:« Обозначение мягкости согласных на письме».-Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные. Какие буквы указывают на мягкость согласных?- Иллюстрация к какой русской народной сказке изображена на плакате? - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Слова на картинке: Емеля, бездельник, лежебока, печка, скамейка, валенки, веник, цветок, тарелки. Урок 7. Буква Ё. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:«Йотированные гласные». 1. -Прочитайте пословицы. Найдите слова, в котором одна буква обозначает два звука. - Какие буквы русского языка иногда обозначают два звука? 2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Почему мы должны всегда думать о том, что говорим?Слова на картинке: ёжик, ёлка, учёба, полёт. Урок 8. Буква Ж. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Однокоренные слова».1. – Найдите в пословицах однокоренные слова. Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову построишь.2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Должен ли человек задумываться о том, что он делает, что говорит? Слова на картинке: жираф, жар-птица, жара, животные, жизнь, божья коровка, дождь. Урок 9. Буква З. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Орфограммы корня». 1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Вспомните правило, как проверить безударный гласный в корне слова. - Докажите правильность написания слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. 2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Слова на картинке: зебра, обезьяна, зеваки, заря, закат, зелень. Урок 10. Буква И. Задания после каллиграфической минутки,переход к теме урока: « Части речи. Глагол».1. – Найдите в пословицах слова, которые обозначают действие предмета. На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются? Вспомните правило, расскажите, что такое глагол?2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Почему труд всегда в почёте ?Слова на картинке: иголка, рукодельница,мастерица, чепчик, ботинки, игольница, нитки. Урок 11. Буква Й. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Правила переноса слов с буквой Й». -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с буквой Й. Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его. 2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Слова на картинке: балалайка, зайка, Незнайка, чай, чайник.