Рабочая программа по биологии 9 класс (ФКГОС базовый уровень)


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирскогорайона Новосибирской области - Барышевская средняя общеобразовательная школа № 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 9 класс (базовый уровень )Галуза Анжеллы Леоновны , учителя химии - биологии
высшей квалификационной категории
2016 - 2017 учебный год
с БарышевоПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007, - 172 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
УМК:
•Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.
•Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -100.)•Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2010
•Тетрадь с печатной основой :В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2010
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
•нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
•соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
•личностная ориентация содержания образования;
•деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
•усиление воспитывающего потенциала;
•формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
•обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. Для полной реализации Стандарта из резерва часов добавлены часы в темы, вызывающие наибольшее затруднение у обучающихся - раздел 2. "Уровни организации живой природы", раздел 4 "Обобщение изученного за год".
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Концептуальной основой раздела биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 9 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
•формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
•приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
•подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся.Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока.. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Литература для учащихся 9 класс:
Основная:
1.Каменский А. А., Биология. Введение в общую биологию и экологию. –М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная:
1. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. – Новосибирск, 1988.
2. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.
3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Кн. Для самообразования. – М., 1992.
4. Шпинар З.В. История жизни на Земле. – Прага, 1977.
5. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М., 1984.
6. Эттенборо Д. Живая планета. – М., 1988.
Литература для учителя:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2003.
2. Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную биологию: Пер с англ. – М.: Мир, 1988.
3. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2003.
4. Уроки общей биологии: Пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 1986.
5. Каменский А. А., Биология. Введение в общую биологию и экологию. –М.: Дрофа, 2004.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс, 68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п Наименование темы урока
Элементы содержания урока Цели и задачи Информационно-методическое
обеспечение Дата
план фактически
I Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
1 Биология- наука о жизни. Биология - наука о живой природе. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей показать актуальность биологических знаний, рассмотреть методы науки, выявить значение ОБ и её место в системе биологических знаний; формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, выделять главное, формулировать выводы; патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности отечественных ученыхУчебник, схема «Взаимосвязь биологических наук», таблицы рисунки, фотографии, ЦОР http://school-collection.edu.ru/3.09.11 2 Методы исследования в биологии
Региональный компонент 1 «ВАСХНИЛ» Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Правила работы в биологической лаборато-рии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологи-ческим объектам, их охраны. Перечислять методы научного исследования.
Описывать этапы научного исследования.
Отличать гипотезу от теории, научный факт от сообщения.
Самостоятельно формулировать определение основных понятий.
Выделять область применения методов исследования в биологии..http://school.xvatit.comhttp://www.zavuch.info5.09. 3
Сущность жизни и свойства живого. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, обмен веществ и превра-щения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражи-мость, приспособленность к среде обитания. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать предс-тавление об уровнях организации живой природы. Формировать умения форму- лировать выводы. Понимать важность жизни. Ответственность за свою жизнь и жизнь тех кого «приручил». Живые объекты. Составленные синквейныПроверочная работа №1 10.09 Раздел 2. Уровни организации живой природы (51 час)
Тема 2.1. Молекулярный уровень (10 часов)
1(4) Уровни организации живой материи. Молекулярный уровень Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, их роль в организме. Выявить уровни организации живого; дать понятие об органических веществах, найти взаимосвязь между порами и мономерами 12.09 2(5) Углеводы. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Приводить примеры веществ, относящихся к углеводом и липидам.
Называть: органические вещества клетки, клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.
Характеризовать: биологическую роль углеводов
Классифицировать углеводы по группам. наглядные пособия: таблица «Углеводы», крахмал, спиртовой раствор йода, спиртовка, вода, пробирки.17.09 3(6) Липиды Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Изучить особенности строения органических веществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.
образовательная: изучить классифи-кацию, особенности строения и физиологические функции липидов; развивающая: формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно – следствен-ную связь. Таблицы, схемы 19.09 4(7) Состав и строение белков. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.  Знать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков; Уметь сравнивать состав и строение различных органических соединений (белков и жиров); Воспитывать у школьников потребность к изучению своего организма на примере изучения белков; осознание важности жизни.  Таблицы, схемы http://collegy.ucoz.ruпробирки, яичный белок, творог, концентриро-ванная азотная кислота, держатель, слайдовая презентация; видео-опыты: «Биуретовая реакция на белки», «Осаждение белков соля-ми тяжелых металлов».
Проверочная работа №2 24.09 5(8) Функции белков. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного осмысления материала о функциях белков; содействовать закреплению знаний учащимися о составе и строении белков; способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, делать выводы; продолжить формирование практических навыков в процессе исследования и навыков самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать здоровый образ жизни и культуру общения учащихся.26.09 6(9) Нуклеиновые кислоты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание). Воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий. Воспитывать критическую и объективную самооценку знаний Схемы строения и образования ДНК и РНК, модель молекулы ДНК
http://mirbiologii.ru1.10 7(10) АТФ и другие органические вещества. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Называть структурные компоненты и функцию АТФ.
Описывать механизм освобождения и выделения энергии.
Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов.
Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называют макроэргическими.
Характеризовать: биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме Таблицы «Витамины», «Строение АТФ» 3.10 8(11) Биологические катализаторы. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Воспроизводить определение следующих терминов: фермент, катализ, катализатор.
Приводить примеры веществ - катализаторов. Перечислять фактор, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях.
Использовать лабораторного опыта для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Лабораторная работа
№1 "Действие
пероксидазы клубня картофеля."Проверочная работа № 3 8.10 9(12) Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы – неклеточная форма жизни. Признаки живых организмов. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных. человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера. Давать определение термину «паразит».
Перечислять признаки живого.
Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами.
Описывать цикл развития вируса.
Выделять особенности строения вирусов.
Доказывать: что вирусы – внутриклеточные паразиты. Схема развития вируса, иллюстрации вирусных инфекций растений, животных и человека. 10.10 10(13) Зачёт №1 «Молекулярный уровень организации» Особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение Тестовые задания 2.2. Клеточный уровень (10 часов)
1(14) Основные положения клеточной теории Основные положения клеточной теории.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).
Воспитание на примере жизни и деятельности отечественных ученых Таблица, фотографии ученых; микроскопы, микропрепараты 15.10 2(15) Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма Строение клетки. Сравнение клеток растений, грибов, бактерий, животных.
Разнообразие организации живых объектов: клетка. знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать механизм фаго- и пиноцитоза, объяснять их значение Таблицы 17.10 3(16) Ядро. Строение ядра. Хромосомы. Хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов.
Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных Знать строение и функции ядра
Сравнивать диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов Таблица, рисунки на страницах учебника. Микроскоп.
микропрепараты 22.10 4(17) Органоиды цитоплазмы. ЭПС, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы Органоиды цитоплазмы. ЭПС, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.
Называть:
Органоиды цитоплазмы
Функции органоидов
Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС
Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Таблица, рисунки на страницах учебника 24.10 5(18) Органоиды цитоплазмы. Митохондрии, пластиды. Органоиды движения, клеточные включения. Органоиды цитоплазмы. Митохондрии, пластиды. Органоиды движения, клеточные включения. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.
Называть: органоиды цитоплазмы функции органоидов
Приводить примеры клеточных включений.
Отличать виды пластид растительных клеток.
Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Таблица, рисунки на страницах учебника 29.10 6(19) Различия в строении клеток эукариот прокариот. Строение клетки. Клетки растений, животных. Эукариоты, прокариоты Распознать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.
Работать с микроскопом
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных.
Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот.
Сравнивать: Строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения, строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения.
Давать определение термину «прокариоты»
Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки Лабораторная работа
№2
" Сравнение строения клеток растений
и животных, бактерий" микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений и животных. 31.10 7(20) Обобщение по теме «Клеточные структуры» Сравнивать: Строение клеток растений, животных, делать вывод на основе строения. Строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения Проверочная работа №4 8(21) Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция.
Называть: Этапы обмена веществ в организме
Роль АТФ и ферментов в обмене веществ
Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.
Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции Таблицы, схемы, разноцветные магнитные «кнопки» 9(22) Энергетический обмен. Гликолиз. Брожение. Дыхание. Дать определение понятию диссимиляция
Анализировать содержание определений терминов: гликолиз, брожение, дыхание.
Перечислить этапы диссимиляции.
Называть: Вещества- источники энергии, Продукты реакций этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов энергетического обмена.
Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ
Характеризовать этапы энергетического обмена. Презентация к уроку, таблица 10(23)
11(24) Питание клетки. Хемосинтез.
Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Питание. Различия организмов по способу питания. Перечислить способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ.
Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Описывать механизм хемосинтеза. Характеризовать автотрофов и гетеротрофов.
Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез
Называть: органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица презентация 12 (25) 13(26) Биосинтез белков. Механизм биосинтеза. Триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Нуклеиновые кислоты и их функции в организме. Давать определение терминам: ассимиляция, ген
Называть: Свойства генетического кода, роль иРНК, тРНК в биосинтезе белка.
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция
Объяснять сущность генетического кода
Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода 14(27) Деление клетки. Митоз.
Размножение. Бесполое размножение. Жизненный цикл клетки. Фазы митоза. Деление клетки - основа размножения, роста, развития организма.
Приводить примеры деления клетки у различных организмов.
Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.
Анализировать содержание определений терминов. Таблица, микроскоп, микропрепараты, модели клеток. Д
микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток 15(28) Обобщение по теме «Клеточный уровень организации живой материи» Нарушение в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организма. Описывать процессы, происходящие в различных частях живой клетки.
Объяснять биологическое значение питания, деления, синтеза белков.
Анализировать содержание определений терминов.
Таблица, рисунки , схемы 16(29) Зачёт №2 «Клеточный уровень организации живой материи» Тестовые задания Тема 2.3. Организменный уровень (13часов)
1(30) Размножение организмов. Оплодотворение. Размножение организмов. Оплодотворение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы  познакомить учащихся с явлением размножения, разнообразием  способов размножения. Развивать умения работать с рисунками, таблицами, схемами, сравнивая анализируя. Используя уже известные, а так же полученные сведения, предупредить неправильные толкования вопроса о размножении. Таблицы, фотографии, презентация. Д микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
2(31) Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Гаметы-половые клетки. Оплодотворение. закрепить знания о способах размножения организмов, о половом размножении, расширить представления об оплодотворении, о способах оплодотворения у животных и растений, сформировать представ-ление о двойном оплодотворении у цветковых растений,
продолжить формирование логического мышления, умения работать с учебником. Таблицы «Эмбриогенез», «Мейоз» динамическое пособие Мейоз, видео ролик. . Д Половые клетки, оплодотворение 3(32) Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Биогенетический закон. Онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма. Расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма; рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека. Продолжить формирование здорового образа жизни; воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;- продолжить формирование работать в коллективе, в группах. Развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи. Таблица, пособие «Эмбриогенез позвоночных».
мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс», видеоролик; динамическая модель жизненного цикла насекомых.
4(33) Закономерности наследования приз-наков, установле-нные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем. Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы. Развитие общеучеб-ных умений и навыков – работы с инструктивными картами. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики. Компьютер,таблицы экран, проектор, инструктивные карты, презентация http://festival.1september.ru 5(34) Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая символика сформулировать представление о моногибридном скрещивании;
изучить генетические понятия;
сформировать знания о законе частоты гамет, о цитологических основах закономерностей наследова-ния при моногибридном скрещивании; развивать логическое мышление учащихся и речь путём организации их работы на уроке; применять методы сравнения, анализа, синтеза; развитие кругозора, самостоятельной познавательной активности, использование разных источников информации в развивающих целях.
Формировать интерес к науке генетики через рациональную организацию познавательной деятельности учащихся; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников таблица «Моногибридное скрещивание»;
динамическое пособие «Цитологические основы моногибридного скрещивания»;
уроки биологии Кирилла и Мефодия6(35) Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Доминирование. Анализирующее скрещивание. Гаметы. Аллели. Альтернативные признаки. объяснить причины единообразия гибридов F1, расщепление признаков в F2;
рассмотреть механизм и значение анализирующего скрещивания;
рассмотреть механизм неполного доминирования, его причины;
решить разнообразные задачи на моногибридное скрещивание. Таблицы, инструктивные карточки с алгоритмами задач 7(36) Дигибридное скрещивание. Законы Г Менделя, независимое наследование признаков изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания, продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета, развитие ключевых компетенций Таблица "Дигибридное скрещивание, "презентация, текст задач
8(37) Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Продолжить формирование знаний о локализации генов в хромосомах. Раскрыть сущность явления сцепленного наследования – закона Т. Моргана. Объяснить причины нарушения сцепления генов. презентация презентационное оборудование, тетради, карточки с задачами. 9(38) Модификационная изменчивость. Наследственность и изменчивость - свойства организма. Наследственная и ненаследственная
изменчивость Фенотип расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; выявить закономерности модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определить их практическое значение; определить основные характеристики модификационной изменчивости; продолжить формирование навыков получения и обработки фактического материала, умений делать заключения, выводы. Таблица «Модификационная изменчивость». Д Изменчивость у организмов - гербарии, коллекции 10(39) Мутационная изменчивость.
Практическая работа № 1 "Выявление изменчивости у организмов"
Наследственность и изменчивость - свойства организма. Наследственная и ненаследственная
Изменчивость. Генотип. Гены и хромосомы раскрыть сущность мутационной изменчивости; познакомить учащихся с принципами классификации мутаций; раскрыть причины мутационной изменчивости; выявить свойства и роль мутационной изменчивости; развить у учащихся навыки работы с текстом;развить умение задавать вопросы, сравнивать, делать выводы, анализировать; сформировать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение, правильное отношение к окружающему миру, формирование у них понимания единства живой природы и своего места в ней, воспитание умения работать в коллективе. Таблица «Мутации», видео ролик. Д Изменчивость у организмов
11(40) Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Селекция. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбо Применение знаний о наследст-
венности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. расширить знания о селекции как науке, познакомить с краткой историей селекции, углубить знания учащихся о культурных растениях и их происхождении, познакомить учащихся с исследованиями Н.И.Вавилова; подчеркнуть роль и значения закона Вавилова в практической биологии; развивать навыки работы с компьютером. Таблица «Центры происхождения культурных растений».  раздаточный гербарный материал, дидактические задания для групп, муляжи плодов, дополнительная литература. 12(41) Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выра-
щивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. изучить основные методы, выявить особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы; патриотическое воспитание на примере отечественных селекционеров. Муляжи плодов культурных растений.
Д Сорт, порода 13(42) Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». Основные понятия темы Обучающая - проверить степень усвоения материала; Развивающая -применять свои знания на практике. Воспитательная - воспитывать умение работать самостоятельно Рабочая тетрадь. Тесты 2.4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)
1 (43) Вид. Критерии вида. Вид. Критерии вида. Формирование понятий «Вид», «Критерии вида». Создание условий для реализации учебных возможностей ученика. Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе   изучения натуральных биологических объектов.Уметь дать морфологическое описание растений. Продолжить формировать умение работать на понимание текста, составлять таблицы. Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида».
2(44) Популяции. Популяция- единица вида, элемент экосистемы. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам сформировать у учащихся понятие “популяция”,
выяснить, почему популяцию считают структурной единицей вида и эволюции,
сформировать умения применять показатели популяций для оценки её экологического состояния и перспектив развития и долголетия.
таблица “ Популяции”, видеофильм “ Структура вида”, зоогеографическая карта, тексты по теме (один на парту), учебники биологии 6, 7, 9, 10-11 кл.
3 (45) Биологическая классификация Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений, животных. Раскрепить знания о систематики, основных таксометрических единиц. Продолжить формировать умение работать на понимание текста, составлять таблицы.ицах. Таблицы, рисунки, фотографии, живые растения, гербарии, коллекции 2.5. Экосистемный уровень.(5 ч.)
1 (46) Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
Рк "Природные сообщества в района с. Барышева. Их своеобразие." Экосистемная организация живой природы. Экосистемы.
Давать определение понятиям.
Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.
Называть:
Предмет изучения экологии
Компоненты биогеоценоза
Показатели структуры популяции
Свойства экосистемы
Изучать процессы, происходящие в популяции. Рисунки, коллекции
Лабораторная работа № 4
"Изучение и описание экосистемы своей местности" 32(47) Состав и структура сообщества. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных животных
Называть факторы, определяющие видовое разнообразие.
Объяснять причины устойчивости экосистемы. Д Таблицы, презентация "Структура экосистемы"
Лабораторная работа № 5 " Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме" 3 (48) Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Практическая работа № 2 "Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания) Пищевые связи в экосистеме. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Среда — источник веществ, энергии и информации питания)"Приводить примеры организмов разных функциональных групп.
Называть правило изменения скорости потока энергии.
Описывать проявление перевёрнутой пирамиды численности.
Составлять схемы пищевых цепей. Д Цепи питания, схемы, пирамиды численности и биомассы.
4 (49) Саморазвитие экосистемы. Суксессии. Особенности агросистем. Называть типы суксессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность суксессии.
Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.
Описывать свойство сукцессий
Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. Схемы сукцессий 5 (50) Контрольно-обобщающий урок по теме «Популяционно - видовой. экосистемный уровни». Основные понятия темы Обучающая - проверить степень усвоения материала; Развивающая -применять свои знания на практике. Воспитательная - воспитывать умение работать самостоятельно Зачетный урок. 2.6. Биосферный уровень.(4 ч.)
1 (51) Биосфера. Среды жизни. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Называть признаки биосферы.
Структурные компоненты и свойства биосферы.
Приводить примеры абиотических факторов.
Характеризовать живое вещество, биокосное, косное вещество биосферы
Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. 2 (52) Средообразующая деятельность организмов. Роль живого вещества в биосфере. изучить влияние живых организмов на формирование биосферы,
выявить функции живых веществ, закономерности развития биосферы,
познакомиться с работами В.И. Вернадского, патриотическое воспитание на примере отечественных ученых. Таблицы "Уровни организации жизни"; ИКТ "Основы общей биологии 9 класс"(Издательский центр "Вентана-Граф" или "Кирилла и Мефодия");
Карточки самоанализа.
3 (53) Круговорот веществ в биосфере. Круговорот веществ в природе. выявить главную функцию биосферы, рассмотреть основные биохимические циклы; формировать умения и навыки анализа, сравнения, самостоятельной работы с учебником и компьютером, расширение кругозора. Воспитание экологической культуры, посредством приобретения новых знаний, экономическое воспитание на примере влияния человека на биосферу. Таблицы, динамические пособия "Круговорот веществ в природе" 4(54) Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень». Основные понятия темы Обучающая - проверить степень усвоения материала; Развивающая -применять свои знания на практике. Воспитательная - воспитывать умение работать самостоятельно Решение разноуровневых задач задачIII Эволюция органического мира
3.1 Основы учения об эволюции (7 часов)
1(55) Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Давать определение понятию «эволюция»
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина
Приводить примеры научных фактов
Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Портреты ученых, труд Ч Дарвина 2(56) Изменчивость организмов Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.  расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; выявить закономерности мутационной изменчивости и определить их практическое значение. Сформировать знания о наследственной изменчивости и ее основных типах. Дать характеристику комбинативной и мутационной изменчивости. Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутаций. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме "Модификационная изменчивость". Презентация с использованием набора ЦОР.
репродукции Иеронима Босха; экспозиция музея Ч.Дарвина.
Компьютер.
3(57) Борьба за существование и естественный отбор. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды. Личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, уметь оформлять план - конспект, сформировать умение анализировать и оценивать презентацию учащихся по темам. Воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.  таблицы "Форма борьбы за существование", Естественный отбор".дополнительная литература, Интернет. 4(58) Видообразование. Типы видообразования. Микроэволюция. Приводить примеры различных видов изоляции.
Описывать: сущность и этапы географического видообразования
Сущность и этапы экологического видообразования
Анализировать содержание определений понятия микроэволюции. 5(59) Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. Макроэволюция. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов
к среде обитания. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции Давать определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
Называть основные направления эволюции.
Описывать проявления основных направлений эволюции.
Отличать примеры проявления направлений эволюции.
Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Таблицы. Презентация 6(60) Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». Основные понятия темы Обучающая - проверить степень усвоения материала; Развивающая -применять свои знания на практике. Воспитательная - воспитывать умение работать самостоятельно Тема 3. 2 Возникновение и развитие жизни. (6 часов)
1(61) Гипотезы возникновения жизни. Гипотезы возникновения жизни. Эволюция Слайд-фильм «Эволюция органического мира», 2(62) Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Эры , периоды развития жизни на Земле. Описывать начальные этапы биологической эволюции.
Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Рисунки учебника. Презентация 3(63) Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Эволюция. Ароморфозы у растений и животных. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Приводить примеры:
Растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое.
Ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Слайд-фильм «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны». 4(64) Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Ароморфозы у растений и животных. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Приводить примеры:
Растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое.
Ароморфозов у растений и животных мезозоя и кайнозоя.
Слайд-фильм «Эволюция органического мира», окаменелости. 5 (65) Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». Основные понятия темы Обучающая - проверить степень усвоения материала; Развивающая -применять свои знания на практике. Воспитательная - воспитывать умение работать самостоятельно IV Обобщение изученного за год
1 (66) Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Региональный компонент 3 «Музей археологии и энтографии» Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Основные систематические категории, их соподчиненность. Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении,  принадлежности к царству животных.
Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.
Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.
 Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия. Презентация, скелеты человека и млекопитающих животных, таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие; торс человека; рисунки в учебнике, схема «Система органического мира». 2(67) Роль человека в биосфере.
Практическая работа № 3 Анализ и оценка последст-вий деятельности человека в экосисте-мах, собственных поступков наживые организмы и экосистемы Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать. 3 (68) Практическая работа № 4 "Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье" Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Факторы здоровья. Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.