Выступление на конференции по математике и информатике в КРИППО


Тема: «Формирование познавательного интереса к урокам математики»Учитель математики и информатики Молодежненской ОШ I – III степени №2Роменская Ирина Ивановна Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через использование творческих заданий:а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;б) направленных на формирование понятий. “Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению.”Ф.И. Янкович Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Понятие «познавательный интерес»Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Средства формирования познавательного интереса :Занимательность (Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.);Геометрический материал (Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала);Математика и история - две неразрывные области знания (Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников.) Развитие познавательных способностейВ процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.В учебный материал можно включить содержательно-логические заданияЗадания, направленные на развитие восприятия и воображения.Задания, направленные на развитие логического мышленияЗадания, направленные на развитие памяти.  матем.раллиигра-охота\Документ Microsoft Word.docкоролевство геометрия\геометр турнир.docколесо истории\Игра.doc Заключение Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);связью с жизненными планами и перспективами.Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.