Рабочая программа по географии 7 класс (ФкГОС)




Пояснительная записка.
Статус рабочей программы.
Рабочая программа «География» для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004), программы «География материков и океанов 7 класс», автор И. В. Душина. География. Программы (классическая линия) для общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы./ сост. С.В.Курчина. – М.Дрофа, 2010г. Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Все учебники «классической» линии имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в Федеральный перечень учебников.
Общая характеристика учебного предмета «География»
География в школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально – ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации к устойчивому развитию территорий.
В этой дисциплине реализуются важные сквозные направления современного образования – гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которая способствует формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Цель и задачи географического образования
Цель: формирование у учащихся систематизированного целостного представления о многообразии современного географического пространства, формирования умений использовать географические знания и навыки в повседневной жизни.
Задачи:
Формирование и развитие у учащихся понимания роли географической среды как важного фактора развития общества и отдельной личности.
Развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.
Воспитание творческой и инициативной личности, развитие мировоззренческой ценностно – смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности.
Место учебного предмета «География»
Преподавание предмета «География» рассчитано на изучение учебного предмета «География материков и океанов » в 7 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (4 ч)
Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования. Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.
Практические работы:
Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.
Раздел I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ. (9 ч)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли
Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.
Практические работы:
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.
Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.
Практические работы:
Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.
Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Практические работы:
Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально - аквальных природных комплексов.
Тема 4.Географическая оболочка.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Практические работы:
Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 5. Освоение Земли человеком. Страны мира.
Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.
Раздел II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ (52 ч)
Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый
Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.
Практические работы:
Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).
Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).
Тема 2. Южные материки.
Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.
Тема 3. Африка.
Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка.
История исследования. О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.
Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения. Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы:
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.
Определение причин разнообразия природных зон материка
Н а р о д ы и с т р а н ы. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно - Африканская Республика). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.
Крупные города, столицы, культурно- исторические центры стран региона.
Практические работы:
Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 4. Австралия и Океания.
А в с т р а л и я. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия. Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости отклимата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы. Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо- австралийцев. Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.
О к е а н и я. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Практические работы:
Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.
Тема 5. Южная Америка
Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.
О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты. Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.
Практические работы:
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
Н а р о д ы и с т р а н ы. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.
Практические работы:
Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема 6. Антарктида
Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.
Практические работы:
Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Тема 7. Северные материки.
Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).
Тема 8. Северная Америка
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.
О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичная для них погода. Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек. Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.
Практические работы:
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Н а р о д ы и с т р а н ы. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны Северной Америки. Краткая характеристика Канады и США.
Практические работы:
Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
Тема 9. Евразия.
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и
их воздействие на распределение температуры воз духа, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности. Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы. Крупнейшие заповедники.
Практические работы:
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
Сравнение природных зон по 40?й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их
антропогенного изменения.
Н а р о д ы и с т р а н ы. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции). Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической обстановкой. Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия). Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия). Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония). Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия).
Практические работы:
Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Раздел III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ (3 ч)
Тема 1. Закономерности географической оболочки
Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.
Тема 2. Взаимодействие природы и общества.
Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Практические работы:
Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.
Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

урока Тема урока. Практические работы. Проверочные работы Часы
Тема 1: ВВЕДЕНИЕ. 4
1. Что изучает география материков и океанов. 1
2. Как люди открывали Землю. 1
3. Современные географические исследования Пр.р. 1. Обучение приемам работы с источниками информации; составление по ним летописей путешествий. 1
4. Карты материков и океанов. Пр.р. 2. Определение расстояний в градусах и километрах, координат точек. 1
Раздел 1. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ. 9
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. 2
5 Происхождение материков и океанов.
Пр.р. 3. Определение на карте направления движения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков через млн лет 1
6. Рельеф Земли. 1
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли. 3
7. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле 1
8. Воздушные массы. 1
9. Типы климатов. Пр.р. 4.Сравнительное описание климата двух климатических поясов (по выбору учащихся) 1
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. 2
10. Воды Мирового океана. Свойства вод, течения. 1
11. Жизнь в Океане. Взаимодействие Океана с материками и атмосферой. Пр.р. 5. Выделение на карте побережий и шельфа как особых ПК. 1
Тема 4. Географическая оболочка. 1
12.
Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы.
Пр.р. 6. Анализ схем круговоротов веществ и энергии 1
Тема 5. Освоение Земли человеком. Страны мира. 1
13. Освоение Земли человеком. Страны мира.
Пр.р. 7. Обозначение на к/к ареалов высокой плотности населения, направлений миграций в прошлом и настоящем.1
Раздел 2. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ. 52
Тема 1: Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. 2
14.
Тихий океан. Индийский океан. Пр.р. 8. Изображение на к/к шельфовых зон и видов хозяйственной деятельности на них, маршрутов экспедиций по акваториям одного из океанов.1
15 Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Пр.р.9. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору учащихся) 1
Тема 2. Южные материки. 1
16 Южные материки. 1
Тема 3. Африка. 12
17 Африка. Географическое положение. История освоения. Пр.р. 10. Определение географического положения, крайних точек, протяженности материка. 1
18 Рельеф. Пр.р. 11. Обозначение на к/к форм рельефа и полезных ископаемых 1
19 Климат. 1
20 Климатические пояса. Пр.р. 12.Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов. 1
21 Природные зоны. 1
22 Пр.р. 13. Определение причин разнообразия природных зон материка. 1
23 Влияние человека на природу. 1
24 Население. 1
25 Алжир. Северная Африка. 1
26. Нигерия. Западная и Центральная Африка. 1
27 Восточная Африка. Эфиопия. Южная Африка. ЮАР. Пр.р. 14. Описание по картам атласа природных условий. Населения и хозяйственной жизни одной из стран. 1
28. Проверочная работа по теме: «Африка» 1
Тема 4: Австралия и Океания. 4
29 ГП и рельеф Австралии. 1
30 Природа Австралии. Пр.р. 15. Сравнение ГП и природы Австралии и Африки. 1
31 Австралийский союз. Пр.р. 16. Обоснование причин современного распространения коренного населения. 1
32 Океания. 1
Тема 5: Южная Америка. 8
33 Географическое положение. История освоения. 1
34 Рельеф, полезные ископаемые.
Пр.р. 17. Сравнение рельефа Африки и Южной Америки. 1
35 Климат. Внутренние воды.
Пр.р. 18. Сравнение двух речных систем Ю. Америки и Африки. Оценивание условий освоения этих рек. 1
36 Природные зоны Южной Америки 1
37 Население Южной Америки 1
38 Восток материка. Бразилия. 1
39 Страны Анд. Перу. Пр.р. 19. Характеристика природы и населения одной из стран Ю. Америки (по выбору). 1
40 Обобщение темы: «Южная Америка». Проверочная работа 1
Тема 6: Антарктида. 2
41 Географическое положение, открытие, исследование.
Пр.р. 20. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования территорий. 1
42 Природа Антарктики. 1
Тема 7. Северные материки. 1
43 Северные материки. 1
Тема 8: Северная Америка. 10
44 Географическое положение, исследование. 1
45 Рельеф и полезные ископаемые. 1
46 Климат Северной Америки 1
47 Внутренние воды Северной Америки 1
48 Природные зоны Северной Америки 1
49 Население Северной Америки 1
50 Канада. 1
51 США. 1
52 Мексика. Пр.р. 21. Составление проекта путешествия по одной из стран с обоснованием его целей, оформлением картосхемы, описанием. 1
53 Обобщение темы: «Северная Америка» Проверочная работа 1
Тема 9: Евразия. 12
54 Евразия. Географическое положение, исследование. 1
55 Евразия. Рельеф. 1
56 Климат. Пр.р. 22. Сравнение климата Евразии С. Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам; оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 1
57 Евразия. Внутренние воды. 1
58 Природные зоны. Пр.р. 23. Сравнение природных зон Евразии и С. Америки, расположенных по 40-й параллели. 1
59 Народы, страны. Пр.р. 24. Обозначение на к\к стран, сгруппированных по различным признакам. 1
60 Страны Северной и Западной Европы. 1
61 Восточная и Южная Европа. 1
62 Юго-Западная Азия. 1
63. Восточная Азия. Китай. Япония. 1
64. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Пр.р. 25. Составление по картам описания одной из стран Зарубежной Азии. 1
65. Обобщение темы «Евразия». Проверочная работа 1
Раздел 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. 3
Тема 1: Закономерности географической оболочки. 1
66 Закономерности Географической оболочки. Тема 2. Взаимодействие природы и общества. 2
67 Взаимодействие природы и общества. 1
68. Природные комплексы своей местности. Пр.р. 26. Работа на местности по выявлению ПК, образование которых обусловлено различиями в рельефе, в получении тепла и влаги, степени антропогенного воздействия. 1