Урок по истории на тему Афинская демократия при Перикле


Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»
Цели: продолжить знакомить обучающихся с античной демократией, усвоение обучающимися достижений античной демократии в период правления Перикла.
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с особенностями управления государством при Перикле, с функциями Народного собрания, с деятельностью Перикла, его друзей и врагов; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии;
развивающие: учить определять познавательную цель урока, планировать учебную деятельность на уроке; продолжить формировать умения работать с иллюстрациями, текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление обучающихся через приемы технологии критического мышления;
воспитательные: на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, ответственности, справедливости, стремление заботиться о людях, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.
Планируемые результаты:
предметные: научиться формировать целостное представление об афинской демократии; создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями периода афинской демократии;
метапредметные УУД:
коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы;
регулятивные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
познавательные: давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.
Понятия и термины: демос, демократия, Народное собрание, Совет 500, остракизм, граждане, метеки, рабы, стратег, оратор, реформа, тиран, должностное лицо, гелиэя.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний и способов действий
Проверка знания значения терминов и понятий, необходимых для проведения урока.
Термин/понятие Его значение
коренной, свободный житель Афин
Реформа Тиран человек, умеющий хорошо говорить
человек, занимающий должность по управлению государством
Военачальник высший орган власти, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин
одушевленная часть собственности владельца
власть лучших
Народовластие самопроверка
III.Постановка учебной задачи
Слайде № 1 - портреты:
Солон (594г. до н.э.)
Перикл (443г. до н.э.)
Перед вами выдающиеся граждане Древней Греции. Назовите известного вам. /Солон /
Какова заслуга Солона в истории Древней Греции?
- В 594г. до н.э. он провел реформу, коренным образом изменившую жизнь афинян. Он установил новые законы.
Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии?
А что мы знаем о втором выдающемся гражданине Древней Греции? (Ничего)
Но мы можем узнать его имя. Оно начертано на его бюсте. Стр. учебника 191.
(ПЕРИКЛ)
? А почему мы так легко смогли прочитать имя Перикла? СЛАЙД № 2
Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?
Теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. (Обучающиеся формулируют тему урока.) СЛАЙД № 3
Открываем тетради и записываем число и тему урока.
Что нам сегодня поможет в получении новых знаний?
План нашей работы перед вами на доске. СЛАЙД № 4
Прочитайте внимательно и скажите – какие новые знания мы сегодня получим, о чем пойдет речь на нашем уроке? (обучающиеся, используя план урока, планируют свою работу)
Познакомимся с особенностями управления государством при Перикле, с функциями Народного собрания, с деятельностью Перикла, его друзей и врагов; постараемся найти позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.
Значимость изучаемой нами темы огромна. Идея народовластия в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Поэтому, изучая афинскую демократию времен Перикла, вы можете извлечь важные для себя как гражданина уроки бескорыстного служения своему Отечеству.
СЛАЙД № 5Изучив тему урока, предлагаю ответить на проблемный вопрос:
Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла справедливым, образцовым?
Работа с картой: Итак, кто мне покажет на карте в какую точку планеты мы вновь и вновь отправляемся в путешествие? СЛАЙД № 6
IV. Работа по теме урока
1.Чем занималось Народное собрание
В Афинах не было царей, государством управлял демос.
Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию — высшему органу власти, выражавшему волю народа.
Работа с картиной: стр. 191. Возможно именно так выглядело Народное собрание в Афинах.
Но! Прежде, чем мы будем описывать картину, предлагаю обратиться к материалу учебника с целью получения новых знаний.
Работа с текстом учебника: стр.191, читаем самостоятельно 1-й абзац первого пункта плана и отвечаем на вопросы:
Как часто собиралось Народное собрание? (3-4 раза в месяц)
Какова цель созыва Народного собрания? (для решения государственных дел; для принятия решения)
Кто мог принимать участие в Народном собрании? (граждане, мужчины начиная с 20-летнего возраста)
Каков его состав? (ремесленники, торговцы, гребцы, лодочники, земледельцы)
Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе — пологом холме под открытым небом в западной части города.
Работа с картиной: стр. 191.
Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
1.Кого вы видите на ступеньках?
2.Кто такой оратор?
3.Предположите, кого выводит с собрания стражник?
4.Какой момент изобразил художник на картине?
? Так какие же решения принимались на Народном собрании? Каковы были функции Народного собрания?
Работа с учебником: стр. 191-192
1 группа (1 вариант): читает 2-й и 3-й абзацы (со слов Народное собрание выбирало…)
отвечает на вопрос: Чем занималось Народное собрание?
И, отвечая, составляет схему из предложенного материала.
1. выбирало на год 10 стратегов;
2. объявляло войну;
3. утверждало мирные договоры;
4. распоряжалось казной;
5. утверждало расходы государства;
6. принимало законы.
Что представляла собой должность первого стратега? (была самой важной в Афинах)
Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании? (поднятием рук)
Назовите полномочия стратега (руководил войском и флотом; ведал отношениями с другими государствами)
Все ли граждане могли выступить в Собрании? (да)
За предложение гражданина голосовали сразу? (Нет. Предложение обсуждалось в Совете 500, а на следующем Собрании его ставили на голосование)
Какой элемент демократии мы можем выделить, ознакомившись с материалом учебника?
2 группа: В Афинах существовал народный суд – гелиэя.
Используя имеющиеся знания, поработав с документом и дополнительной информацией, ответьте на вопросы:
Кто мог принимать участие в суде?
Почему создавались отдельные комиссии?
Какую роль играла клятва?
Как проходил суд в Афинах?
Мог ли такой суд быть справедливым?
Почему?
Приложение № 1
За государственную службу платили деньги из казны
Чтобы понять, почему за государственную службу платили деньги из казны, ответим на вопрос:
- Кто в Афинах до Перикла мог занимать государственные должности? Почему?
Работа с текстом учебника: п. 2, стр. 192 – читаем вслух и отвечаем на вопрос.
Но Перикл изменил ситуацию.
Что сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?
Найдем ответ в тексте учебника самостоятельно (со слов «Однако Перикл стремился…»)
Приложение № 2
Отрывок из «Афинской политии» Аристотеля
Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.
? Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей? (Да. Оплата зависела от ответственности)
? В какой еще стране Древнего мира платили деньги за исполнение выборных должностей? (Ни в какой. Афинском государству в этом принадлежит пальма первенства)
А за что еще платили жителям Афин?
Перикл всячески стремился помочь бедным гражданам, скрасить их жизнь.
- флоту он устраивал учения – войны не было, а жалование шло;
- в праздничные дни приносили жертвы богам, людям раздавали мясо;
- кто был трудолюбив, а земли не имел, мог переселиться в колонии на земли, отобранные у врагов или непокорных союзников;
- тем, кто оставался в городе и хотел получать пособие по бедности, Перикл предлагал работать; в городе он затеял небывалые стройки, которые кормили скульпторов, живописцев, эмалировщиков, чеканщиков, золотых дел мастеров, работников по слоновой кости, медников, каменщиков, плотников, канатчиков, кожевников, ткачей, возчиков, тележников.
Даже труд животных был почетен. На стройке акрополя работал мул. За хорошую работу его отпустили, а он опять пришел на стройку. И тогда постановили до самой смерти кормить его сеном за государственный счет.
ФИЗМИНУТКА
Перикл, его друзья и враги
V в. до н. э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.
—Почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?
Для того чтобы выполнить задание, узнаем о происхождении, образовании Перикла и постарается дать ему характеристику.
Приложение № 3
-Теперь давайте послушаем самого Перикла.
Чем заслуженно гордился глава Афинского государства?
работаем с документом в учебнике, стр. 193, в голубом прямоугольнике и отвечает на вопрос:
- Чем заслуженно гордился глава Афинского государства?
(1.тем, что государством управлял демос;
2. своим городом;
3.и тем, что Афинское государство является школой для всей Эллады; образца государственного устройства не было; Афинская держава сама являлась примером)
Расскажите о друзьях и врагах великого стратега.
Такой замечательный гражданин Перикл, но и у него были враги. Кто они?
Чтобы более ярко представить обстановку, предлагаем вам сценку.
Инсценирование и анализ ситуации
– Кого мы можем отнести к врагам Перикла?
– Как Перикл сумел избежать суда и убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?
? Какие качества стратега Перикла отразились в этом эпизоде?
– Кто поддерживал Перикла? Чем можно объяснить его популярность?
(1.Демос. Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.
2.Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.)
Кого можно отнести к друзьям Перикла? стр. 193, пункт 3
СЛАЙД № 8
Трагическая судьба вождя афинского демоса
Благодаря усилиям Перикла Афины достигли наивысшей точки своего развития. Однако в 431г. до н.э. начнется война между Афинами и Спартой – Пелопонесская война. Для Афин она будет весьма удачной во многом благодаря тактике Перикла. Но в последствии в город придет эпидемия. Ее жертвой в 429г. до н.э. станет и сам Перикл.
Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели, вспоминали, как велики были доблесть и ум Перикла. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу.» Последними его словами будут такие: «Пока я был жив, никто из-за меня не носил траур».
V. Закрепление изученного материала
Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Можно ли считать Афинское государство справедливым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания?
(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).
+ -
1. Власть народа, равноправие граждан 1. Граждане — меньшинство населения Афин
2. Выборные должности 2. Женщины не участвовали в управлении Афинами
3. Отчетность должностных лиц 3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба
40570154700270004. Плата за исполнение должностных обязанностей 4. Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)
V. Подведение итогов урока
- РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание
§ 40. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников - подготовить сообщение о друзьях Перикла.
Для средних учеников - подготовить сообщение о врагах Перикла.
Для слабых учеников - ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя».
Приложение № 1
Суд (гелиэя)
Большую роль в жизни Афин играл суд. Ежегодно избирали 6 тыс. судей, но обычно они заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.
В V в. до н. э., существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афинские граждане независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.
Все судьи давали клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Я, как судья, не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки».
Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделялись поровну.
Вопросы:
Кто мог принимать участие в суде?
Почему создавались отдельные комиссии?
Какую роль играла клятва?
Как проходил суд в Афинах?
Мог ли такой суд быть справедливым?
Почему?
Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?
Приложение № 2 Отрывок из «Афинской политии» Аристотеля
Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.
? Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей?
? В какой еще стране Древнего мира платили деньги за исполнение выборных должностей?
Приложение № 3
Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста (внучка Клисфена) принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и, чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовым.
Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке, и стихосложению.
Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала аккуратными складками.
                                                                                                                 
 «В этом муже, — писал о нем Плутарх, — достойна удивления не только умеренность и кротость, которую он сохранял в своей обширной деятельности, среди ожесточенной вражды, но и благородный образ мыслей; славнейшей заслугой своей он считал то, что, занимая такой высокий пост, он никогда не давал воли ни зависти, ни гневу...»  
Отрывок из «Сравнительных жизнеописаний» историка Плутарха
«Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.»
? Что вы можете сказать о происхождении и образовании Перикла?                    
? Какой вклад внес Перикл в восстановление и процветание Афин?
? Какие черты характера Перикла мы можем назвать?
Сценка1-й аристократ: Афинский народ теряет уважение греков!
2-й аристократ: Союзники ругают нас за то, что мы перенесли общегреческую казну с острова Делос в Афины!
1-й аристократ: Деньги, собранные для ведения войны, растрачиваются на то, чтобы украсить город золотом и драгоценными камнями. Сколько денег он потратил зря!
Перикл: Мы не обязаны давать отчет о расходовании союзных денег. Честно выполняя свои обязательства по отношению к союзникам, мы защищаем их от нападения варваров. Мы достаточно обеспечены всем, что нужно для войны, и имеем право тратить поступающие от союзников деньги на то, что даст жителям заработок, а городу вечную славу! Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?
2-й аристократ: Да! Да! Слишком много!
Перикл: Хорошо, я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам все, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом!», «Построено на деньги Перикла!»
1-й аристократ: Еще чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идет любоваться храмами и статуями.
2-й аристократ: Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твое имя должно стоять на них?
Перикл: В таком случае утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши.