Урок истории Афинская демократия при Перикле


Тема: Афинская демократия при Перикле.
Цели:
1.Добиться доброжелательного отношения между учителем и учащимися.
2.С помощью игровых моментов прививать интерес к науке-истории.
3.Воспитывать чувство прекрасного, ответственности за судьбу страны, честность.
4. Выяснить , какие изменения произошли в Афинской демократии при Перикле
5. Выяснить сходство и различие Афинской демократии и современной.
6.Закрепить понятие демократии.
Ход урока.
1.Организационный момент (3 мин)
1.Знакомство.
2.Создание атмосферы доверия и доброжелательности
2.Объявление темы, постановка цели(2 мин)
-А сейчас мы перейдём к теме нашего урока.
-(прошу ученика прочитать тему).
-Сегодня на уроке Вас ждёт много интересного и полезного.
1.Мы должны выяснить, какие изменения произошли в Афинах при Перикле
2.А так же выяснить сходство и различия Афинской демократии и современной.
3.Познакомимся с политическим деятелем, которого звали Перикл.
4.А ещё вас ждёт сюрприз.
3.Вступительная беседа (по Солону &36, п.3) 5-7 мин.
-Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить реформы Солона.
-Я задаю вопросы, а вы постарайтесь ответить на них как можно быстрее и точнее.
-За наиболее удачные ответы поставлю оценку "5". Раздаем короны, выберем королев и королей урока(раздаём короны).
-Я начинаю, вы готовы?
1.При каком Афинском политическом деятеле стали созывать народное собрание? (Солон) стр. 17
2.Какие изменения произошли при Солоне?
3.Как называется такая система правления? (демократия , работа по плакату) демос, кратос.
4.Все ли граждане имели желание быть избранными , если не платили зарплату? (нет, т.к. бедняки думали о пропитании)
Итог: Законы Солона в Афинах создали основу демократии.
4.Новая тема. (20 мин.)
1.Вступление к новой теме.
Для того, чтобы полностью перенестись в Древнюю Грецию, нужно найти и показать её на карте.
2.Какие части Греции вы знаете?
-Со времён Солона в Управлении Афин произошли некоторые изменения:
1.Н.с. стали созываться 3-4 раза в месяц.
2.выбирали стратега открытым голосованием.
3.в народном собрании принимали участие мужчины с 20 лет.
Итог по народному собранию.
Работа по картине.
-Изменения продолжались и при Перикле. Д.Ф.Перикл ведёт запись в тетрадь.
-Из личного дела главного стратега Афин-Перикла.
...Аристократ по происхождению, хорошее образование, прекрасный оратор (стр. 183 определения).
В течение 15 лет управлял Афинами, защищал права Демоса
-Женат, жена Аспасия (стр. 183, фото), умна, образованна. Имеет двух сыновей.
Беспощаден к врагам Афин.
А теперь мы подошли к самому главному:
-Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.
1.Как вы понимаете эту фразу? (зарплата)
2.Как отнеслись к этому бедняки? (появилось желание выставлять свои кандидатуры на голосование)
Современная демократия.
-Итог: впервые у бедняков появляется возможность на деле участвовать в управлении Государством.
-Но заслуга Перикла не только в укреплении Афинской демократии.
-Он внёс огромный вклад в развитие искусства, в этом ему помогла его жена.
-Кто был друзьями и помощниками Перикла? (стр. 185 1 абз.- Сафокл, Фидий, Геродот.).
Запись в тетрадь.
-Было организованно строительство великолепных зданий, возведение статуй, украшающих город: всемирно известен Парфенон-храм Афины-Девы, в Парфеноне стояла статуя богини Афины (Фидия).
Итог: при Перикле Афины стали культурным центром Эллады.
5.Закрепление (10 мин.)
-Ну, а теперь обещанный сюрприз:
Песня, посвящённая нашей теме. муз. Высоцкого.
1-куплет для 1 ряда
2-куплет для 2 ряда
3-куплет для 3 ряда.
Выписывать из песни мысли, посвящённые нашей теме урока.
1.Жили греки в 5 веке,
Мудры были человеки.
В бога верили и в демократию.
И на общем на собрании
По всеобщему признанью/2 раза
Выбрали Перикла, а не аристократию
2.Руки подняли все дружно,
Сомневаться тут не нужно.
Очень образованный мужчина был,
Был оратором прекрасным,
Деньги тратил не напрасно/2 раза
Статуи и храмы возводил.
3.Много раз был оклеветан,
Граждан не казнил при этом,
Справедливость и закон любил,
И пятнадцать лет подряд
Избирался, говорят,
Самым первым демократом был.
2.Тесты 3ВСовременная демократия.
Возвращаемся к плакату.
-в чём заключается, по-вашему, современное понимание демократии?
-вспомните летние выборы президента России.
-если ваши родители не ходили на выборы, в следующий раз постарайтесь их убедить идти, потому что от этого зависит ваше будущее.
Тесты: 1.Народное собрание в Афинах в классический период собиралось:
а) 1 раз в месяц
б) 2 раза в месяц
в) 3-4 раза в месяц
2.Плата за исполнение выборных должностей была введена:
а) Македонским
б) Периклом
в) Ганнибалом
3.В Афинском народном собрании могли участвовать:
а) все жители города
б) все свободные жители
в) только аристократы
ответы:1-в
2-б
3-б
6.Итог урока (1 мин).