методическая разработка урока по теме Афинская демократия при Перикле


Разработка урока с образовательной технологией развития критического мышления.
Технологическая карта урока
Тема Афинская демократия при Перикле
Цель Расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Античном мире
Задачи Образовательные: - изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5в. до н.э.;
-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.
Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы РКМЧП.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки
УУД ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.
 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться.
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
Планируемые результаты
(предметные) углубление знаний учащихся об античной демократии,
Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор, оплата работы госслужащих
Основные понятия Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор
Ресурсы карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2010, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания, иллюстративный материал, настенная картина «Народное собрание в Афинах».
Формы урока / методы Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Технология / приёмы Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМЧП)
Приёмы: «Мозговой штурм», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт, или условные значки», «Резюме»
Сценарий урока
Этап (элемент)урока Методический приём Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущий контроль
ОргмоментПриветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Наблюдение учителя
Мотивационная беседа
Стадия - вызов Приём «Мозговой штурм»
Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала “машина времени” перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.
Вопрос учителя:
Вспомним изученный материал.
- Кому принадлежат следующие слова: Слайд №2
«Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная»
- Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке?
- В каком году Салон провёл свои преобразования?
Предлагается сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке
Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. Предполагаемые ответы учащихся:
Солон, 594 г. до н.э.; вспоминают о борьбе демоса и знати, понятия демос, демократия и др.
Учащиеся формулируют вопросы:
- Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы?
- Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?
Наблюдение учителя
Работа в тетради по записи темы и плана урока сформулированного по вопросам:
1. Личность Перикла
2. Демократия при Перикле (нововведения при Перикле)
3. Роль Перикла в истории
Слайд № 1
Стадия осмысление Приём «Тонкие вопросы»
Приём «Инсерт, или условные значки»
Приём «Толстые вопросы» Рассказ учителя о Перикле
Учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла
Слайд № 3 «Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.
Учитель продолжает рассказ о Перикле
Поэты воспевали могущество Перикла: Слайд № 4
Он город любой мог связать иль оставить свободным,
И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.
В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.
- При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание Слайд № 5-6
2. Переход к работе по второму пункту плана
Работа с текстом учебника п. 40 п.1 и п.2
Предлагает прочитать пункты ( 1 вариант читает п.1, 2 вариант п.2)
Вопрос учителя
- А как вы думаете, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?
- Дайте объяснения, почему…?
Учащиеся заносят в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был?
Предполагаемая запись:
Перикл. С 495 по 429 г. дон.э. Афины. Стратег, видный государственный деятель, аристократ.
Предполагаемые ответы:
Спокойный, обладал выдержкой, целеустремлённый, неподкупный, бескорыстный, осторожный и др.
Делают вывод о том, что пользовался большим уважением, так как 15 раз выбирался народным собранием на высшую должность.
Развивают систематичность мышления, развивают умения классифицировать поступающую информацию и умения выделять новое.
Делают вывод о новой информации, обмениваются впечатлениями, новыми знаниями
Предполагаемые ответы:
1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.
2. Должности могли занимать и бедные, и богатые
3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.
Предполагаемый ответ
1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.
2. Женщины не участвовали в управлении Афинами
3. Законы защищали только граждан.
Самостоятельная работа в тетради
Наблюдение учителя
Наблюдение учителя, работа с учебником, ответы учащихся.
Стадия рефлексия
Домашнее задание Приём «Резюме» Учитель подводит итог по высказываниям учеников.
Не смотря на имеющиеся отрицательные стороны в Афинской демократии основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.
Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока.
Вопросы:
Кто сыграл большую роль в оформлении основных принципов Афинской демократии
Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:
На уроке я узнал?
На уроке я познакомился?
Я понял что?
- Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок?
Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально).
Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.
Параграф 40.
составить синквейн, посвящённый Периклу. Слайд № 7 Предполагаемый ответ:
Перикл.
Я узнал о развитии демократии при Перикле.
--//-- о жизни Перикла
--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.
--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны
Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета
И т.д.
Ответы учащихся
Запись домашнего задания