Технологическая карта открытого урока на тему: Афинская демократия при Перикле


Афинская демократия при Перикле
Педагогические цели Создать условия для ознакомления с устройством афинской демократии после победы в греко-персидских войнах; способствовать развитию умения характеризовать личность и деятельность Перикла в должности стратега, сравнивать управление в Афинах и в Древнем Египте
Тип и вид урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-инсценировка
Планируемые результаты (предметные) Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целомЛичностные результаты Освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Основное содержание темы, понятия и термины Расцвет афинской демократии. Избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н. э.). Перикл в должности стратега. Афинская демократия при Перикле. Оратор, первый стратег, Народное собрание, Совет пятисот, демос, демократия, драхма
Образовательные ресурсы Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация. Раздаточный материал. Рабочая тетрадь № 2.
Организационная структура урока
Этапы урока Формы,методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формаконтроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Давайте вспомним реформы Солона и сравним (до и после)
- Какие функции исполняло Народное собрание? Все?
Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи («Афинская демократия при Перикле»)
Еще одна проблема: «С удовольствием ли бедные люди исполняли выборные должности?»
(логическая цепочка) Слушают учителя,
отвечают на вопросы, формулируют проблему и цели урока. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений Беседа по вопросам
III. Актуализация знаний Фронтальная. Словесный. Беседа Какова была форма правления в Афинском государстве?(Слайды 2-3)
– Аристократия – это …
– Демократия – это …
- Гражданин – это …
- Переселенцы – это …
- Стратег – это …
2) Новые термины:
- Совет пятисот – рабочий орган Народного собрания, основная задача которого - разработка законопроектов.
- Драхма - серебряная и золотая монета в древней Греции, а также денежная единица в современной Греции.
- Оратор -  человек, обладающий даром говорить речи
- Триерарх - те, кто на свои средства снаряжал триеру
Характеризуют форму правления в Афинском государстве. Объясняют значения терминов.
Повторяют значение новых терминов. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Беседа по вопросам
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Словесный, наглядный, творческий, проблемный Прочитайте объявление (Слайд 4)

– Какую неточность вы заметили в объявлении?
(Кто имел право участвовать в Народном собрании?) Какой можно сделать вывод?
выполняют проблемное задание, Исправляют неточность в объявлении (слово «граждан»). Объясняют, что означало в Древней Греции понятие «гражданин»,
делают вывод ( Демократия была только для граждан) Личностные: способность к волевому усилию, адекватность реагирования на трудности
Познавательные: умеют вести поиск и выделять необходимую информацию. проблемное задание
п.1 «»Чем занималось Народное собрание». Парная. Работа с текстом учебника Предлагает прочитать п.1 «Чем занималось Народное собрание» и составить кластер «Какие вопросы решало Народное собрание»
Выводит полученную работу на э/доску.
Что мы знаем о функциях первого стратега? Практически ничего.
В ходе работы над кластером поступает новая информация (раздает детям Приложение 1)
Необходимо нанести ее на кластер.
Анализ работы с комментариями.
Рассказывает о голосовании в Древней Греции (поднятием рук или черные и белые камешки)
Вопросы:
- Почему Народное собрание выбирало первого стратега поднятием рук, а остальные вопросы решало с помощью белых и черных камушков
- Давайте вспомним: Чей способ голосования греки называли «детским»?
- Ваше отношение к способу голосования поднятием руки?
- Как голосуют при выборе лидера нашей детской организации?
Учитель организует беседу с выводом. Составляют кластер и устно отвечают на вопросы, делают выводы, слушают учителя, участвуют в беседе; используя новую информацию, наносят ее на кластер. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания Регулятивные: принимают учебную задачу.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, анализ ценности образования. Коллектив-ная, парная индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Беседа, работа с картиной, схемой, рассказ 15 лет должность первого стратега исполнял Перикл (с 443 г. до н.э.)
Задания по ленте времени в парах – Приложение 2( Какое событие было раньше и на сколько раньше: реформы Солона или начало правления Перикла? Покажите на ленте времени.)Анализирует правильность выполнения работы с использованием визуализатора
На ленте времени выполняют учебное задание, один ребенок у доски;
отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, делают выводы. Записывают в тетрадь дату 443 г. до н. э. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию; структурируют знания; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; умеют осуществлять продуктивное взаимодействие с другими детьми; умеют слушать и слышатьЛичностные: формирование ответственного отношения к учениюИнсценировка, схемы, проблемное задание
Физминутка(Слайды 5-17) п.2 «За государственную службу платили деньги» Учитель рассказывает об исполнении должностей в Афинском полисе и делает вывод, что Вопросы: 1) Как вы думаете, почему? 2) Зачем Периклу это было нужно.
Ученики слушают и отвечают на вопросы, делают вывод, что беднейшие граждане не хотели занимать государственные должности
и предлагают решение проблемы (платить зарплату, заботился о государстве) Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия. п.3 «Перикл, его друзья и враги» Индивидуальный Практический, словесный. 1) Рассказ учителя
- Характеристика Перикла (см.Приложение 2)
- Его друзьями были известнейшие люди Эллады.
2) Предлагает детям выступить с подготовленными домашними заданиями с презентациями (опережающее обучение):
- Анаксагор - Софокл- Геродот - Фидий (Слайды 18-21)
- Рассказывает о судьбе друзей Перикла (с анализом) Слушают, делают выводы
Одни дети выступают с докладами, другие слушают и отвечают на вопросы. Характеризуют исторические личности Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языкаПознавательные: воспроизводят по памяти информациюV. Закрепление знаний
и способов действий Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с иллюстрацией, Взаимопроверка. Привлекает внимание к картине Лившица  «Народное собрание в Афинах в V в. до н. э.» (Слайд 22)
Дайте название картине. Передайте содержание картины. Объясните поведение персонажей, изображенных на картине.
Предлагает выполнить тесты (на доске с ошибкой) (Слайд 23 -24).
Взаимопроверка с обнаружением ошибки на доске.
3. Предлагает составить синквейн со словом «Перикл» (анализ синквейна с помощью визуализатора). извлекают информацию из картины «Народное собрание в Афинах»
характеризуют афинскую демократию при Перикле, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют тесты,
составляют синквейн.
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебного задания сиспользованием иллюстрации; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения;
Коммуникативные: владеют монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка, воспроизводят по памяти информацию Тесты, синквейнVI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание.
§ 40. Дополнит ельное задание. Самостоятельно сравните управление в Афинах и в Древнем Египте и сделайте письменные выводы Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу § 40, задания в рабочей тетради,