Конспект урока на тему: Координатный луч. Единичный отрезок. Начало координат. Координата точки.


5 класс.
Урок № 5.
Дата: 5.09.
Тема урока: Координатный луч. Единичный отрезок. Начало координат. Координата точки.
Цели: сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.
Оборудование: плакат с координатным лучом, сигнальные карточки (одна сторона зеленая, другая – красная).
Ход урока
I. Устные упражнения «Математическая разминка».
1. Вот задача не для робких!
    Вычитай, дели и множь,
    Плюсы ставь, а также скобки!
    Верим – к финишу придешь!
5   5   5   5 = 30 (Ответ: 5 + 5  5 + 5 = 30)
5   5   5   5 = 55 (Ответ: 5  (5 + 5) + 5 = 55)
5   5   5   5 = 120 (Ответ: 5  5  5 – 5 = 120).
2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:
а) Две точки можно соединить двумя отрезками.
б) В одном сантиметре 10 дециметров.
в) Прямая не имеет концов.
г) Точка разбивает прямую на два луча.
д) Лучи АМ и AN – дополнительные лучи.
е) В одной тонне 100 кг.
3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды.
Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ. Решение задач с учебника.
II. Изучение нового материала.
1. Объясняется новая тема урока.
2. Учитель объясняет в соответствии с текстом, а учащиеся выполняют соответствующие чертежи. Во время объяснения обращается внимание на новые математические термины, которые записываются отдельно на доске (единичный отрезок, координатный луч, координаты), а также нежно сказать о том, что координатный луч называют ещё «числовым лучом». Почему?
Примечание: такую работу можно проводить на каждом уроке: дома учащиеся записывают определение новых терминов, и к концу обучения в школе, у каждого ученика будет свой математический словарь.
III. Физкультминутка для глаз.
Не поворачивая головы, делать движения глазами: вправо – влево; вверх – вниз; «восьмерка». На вытянутой руке держать ручку или карандаш, зафиксировать взгляд на карандаше, приближая и отодвигая его.
IV. Закрепление.
1. На доске начерчен луч с началом в точке О.
Беседа  по  вопросам:  Является   ли  этот  луч  координатным  лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)
V. Самостоятельная работа (ДМ варианты 2, 3).
Вариант I Вариант II
1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче.

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3). 1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче.

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1).
3. Выразите в граммах:
5 кг 750 г; 2 кг 60 г 5 кг 200 г; 1 кг 5 г
Выразите в килограммах:
3 т 180 кг; 4 ц 3 кг 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг
Выразите в килограммах и граммах:
4370 г; 1030 г 6840 г; 3090 г
Выразите в тоннах и центнерах:
853 ц; 205 ц 556 кг; 4350 кг.
 VI. Итог урока.Ответить на вопросы п. 4.
 VII. Домашнее задание: п. 4, повторить п. 3.
Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник.