Урок по математике Десятичная запись дробных чисел

МОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области,
Учитель Богатырёва И.Г.

Технологическая карта урока математики.5кл.

Тема урока: Десятичная запись дробных чисел

Тип урока: урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы (другими словами, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.)

Цели по содержанию:
Образовательная цель: коррекция и тренинг алгоритма десятичной записи дробных чисел и перехода от десятичной записи к обыкновенной дроби.
Развивающая цель: создать условия для формирования умений анализировать своё решение, находить ошибки в решении.
Воспитательная цель: средствами учебного занятия создать условия, способствующие формированию умения искать пути выхода из затруднения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:
Информационные ресурсы:
Дорофеев Г.В.,Петерсон Л.Г. Математика. 5класс. Часть 2.-М.: Издательство «Ювента», 2007.-240с.: ил.

Колягин Ю.М. и др.ЭОК Математика, арифметика, 6 класс. Экспериментальное учебное пособие 1 часть. – Ульяновск: ИнфоФонд, 2005, - 198с.: илл.
Дидактические материалы. М.А.Кубышева. Примерные самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика, 5».
Карточки с заданиями для индивидуальной работы.






















Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Проводит математический диктант № 733, напоминает, что было изучено на прошлом уроке.
Выполняют математический диктант. Проверяют по образцу , вспоминают, что было изучено на прошлом уроке. Формулируют тему урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.











Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в деятельности.
Организует повторение алгоритмов и правил:
Основное свойство дроби;
алгоритм десятичной записи;
перехода от десятичной записи к обыкновенной дроби.
В ходе выполнения , предложенных заданий, повторяют алгоритмы и правила.№689,691,695 по 2 дроби из каждого номера).


Локализация затруднений
Выявление места и причины затруднений и уточнение цели урока
Обращает внимание на случай, когда в числителе цифр меньше, чем нулей в знаменателе и когда знаменатель13 EMBED Equation.3 1415
Уточняют цель урока: «Научиться записывать дес.дроби, рассматривая различные случаи, научиться проверять своё решение по шагам алгоритма».

Построение проекта выхода из затруднений

Построение учащимися проекта выхода из затруднений и формирование способности к его выполнению

Предлагает рассмотреть приём «приписать нули слева к натуральному числу», вспомнить основное свойство дроби.
Рассматривают этот приём стр.148, основное свойство дроби.


Обобщение затруднений во внешней речи
Усвоение способов действий, вызвавших затруднение
Продолжить предложение. если цифр в числителе меньше, чем нулей в знаменателе
Если знаменатель13 EMBED Equation.3 1415
Проговаривают вслух алгоритмы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха
Прелагает выполнить С-25 , вариант 1, №1а, б 1),2)
Выполняют самостоятельную работу, проверяют по образцу, сверяют по эталону.



Делит учащихся на 2 группы: те, кто сразу справились с самост. работой и те, у кого возникли затруднения. Предлагает 1 группе выполнить № 696, 697, а 2 группе – повторную с/р (С-25, В-2,№1 а,б-1),2).
1 группа учащихся выполняет № 696, 697, а 2 группа – повторную с/р (С-25, В-2,№1 а,б-1),2) проверяют по образцу, сверяют по эталону.

Включение в систему знаний и повторение
Включение используемых способов действий в систему знаний, выделение границ применения знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Предлагает выполнить № 695, ответить на вопрос: «Какую обыкновенную дробь всегда можно записать в виде десятичной?» № 705. Любую дробь можно записать в виде десятичной?
Выполняют №695,делают вывод: «Если знаменатель дроби можно разложить на простые множители 2 и5, то эту дробь можно записать в виде десятичной».
Выполняют №705, выделяют границы применения знаний.

Рефлексия деятельности
Самооценка результатов деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и границ применения знаний используемых способов действий
Напоминает цель урока. Удалось ли достичь цели? Предлагает оценить свою работу по достижению цели. Отмечает учеников активных на уроке. Д.з. №720,721
Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свою работу, предполагают чем будут заниматься на следующем уроке.






С-25 вариант 1
Эталон для самопроверки.
№1.(а)
1) 13 EMBED Equation.3 1415, запиши целую часть -0; поставь запятую, отделяющую целую часть от дробной –0, ;запиши числитель дробной части – 0,289.
2) 13 EMBED Equation.3 1415, уравняй число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе -13 EMBED Equation.3 1415; запиши целую часть- 12; поставь запятую, отделяющую целую часть от дробной –12, ; запиши числитель дробной части- 12,0035.
3) 13 EMBED Equation.3 1415, используй основное свойство дроби (умножь числитель и знаменатель на 8) -13 EMBED Equation.3 1415; уравняй число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе -13 EMBED Equation.3 1415; запиши целую часть-7; поставь запятую, отделяющую целую часть от дробной –7, ; запиши числитель дробной части-7,024.
4)13 EMBED Equation.3 1415, используй основное свойство дроби (умножь числитель и знаменатель на 5) -13 EMBED Equation.3 1415;13 EMBED Equation.3 1415запиши целую часть-19; поставь запятую, отделяющую целую часть от дробной –19, ; запиши числитель дробной части-19,95.
№1(б)
0,073, в числитель запиши всё, что стоит после запятой-13 EMBED Equation.3 1415; в знаменатель запиши 1 и столько нулей, сколько цифр в числителе -13 EMBED Equation.3 1415 ;убери в числителе 0 слева -13 EMBED Equation.3 1415.
1,05, запиши целую часть-1; в числитель запиши всё, что стоит после запятой-113 EMBED Equation.3 1415; в знаменатель запиши 1 и столько нулей, сколько цифр в числителе -113 EMBED Equation.3 1415 ;убери в числителе 0 слева -113 EMBED Equation.3 1415; используй основное свойство дроби (сократи дробную часть на 5) -113 EMBED Equation.3 1415.

С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697





Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




Ф. и
С-25
№ 1
выполнено
исправлено


А) 1)




2)




3)




4)




Б) 1)




2)



№696
А)




Б)




В)




Г)



№697




С-25 вариант 2
№1 а)
513 EMBED Equation.3 1415= 5,37; 2) 113 EMBED Equation.3 1415= 113 EMBED Equation.3 1415 = 1,0007; 3) 1513 EMBED Equation.3 1415= 15,875; 4) 13 EMBED Equation.3 1415.
б) 1)1,02=13 EMBED Equation.3 1415; 2) 0,305=13 EMBED Equation.3 1415.

С-25 вариант 2
№1 а)
513 EMBED Equation.3 1415= 5,37; 2) 113 EMBED Equation.3 1415= 113 EMBED Equation.3 1415 = 1,0007; 3) 1513 EMBED Equation.3 1415= 15,875; 4) 13 EMBED Equation.3 1415.
б) 1)1,02=13 EMBED Equation.3 1415; 2) 0,305=13 EMBED Equation.3 1415.

С-25 вариант 2
№1 а)
513 EMBED Equation.3 1415= 5,37; 2) 113 EMBED Equation.3 1415= 113 EMBED Equation.3 1415 = 1,0007; 3) 1513 EMBED Equation.3 1415= 15,875; 4) 13 EMBED Equation.3 1415.
б) 1)1,02=13 EMBED Equation.3 1415; 2) 0,305=13 EMBED Equation.3 1415.

С-25 вариант 2
№1 а)
513 EMBED Equation.3 1415= 5,37; 2) 113 EMBED Equation.3 1415= 113 EMBED Equation.3 1415 = 1,0007; 3) 1513 EMBED Equation.3 1415= 15,875; 4) 13 EMBED Equation.3 1415.
б) 1)1,02=13 EMBED Equation.3 1415; 2) 0,305=13 EMBED Equation.3 1415.

С-25 вариант 2
№1 а)
513 EMBED Equation.3 1415= 5,37; 2) 113 EMBED Equation.3 1415= 113 EMBED Equation.3 1415 = 1,0007; 3) 1513 EMBED Equation.3 1415= 15,875; 4) 13 EMBED Equation.3 1415.
б) 1)1,02=13 EMBED Equation.3 1415; 2) 0,305=13 EMBED Equation.3 1415.

Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native