Урок окружающего мира Глаз — орган зрения (4 класс)


Урок окружающего мира.
По программе ПНШ.
Тема: «Взгляд» - на глаз.
Цели:1) приобретение знаний об органах зрения,2) развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы, 3) воспитание бережного отношения к своему зрению.
Приёмы: Вопросительные слова, Бортовой журнал, структура взаимодействия в группах «Цвета», Синквейн.
Стадия Вызова
Скажите ребята, как человек общается с окружающим его миром. (С помощью 5органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания).
Догадайтесь, о каком органе чувств говорится в загадке: Два братца через дорогу живут – друг друга не видят. (О глазах – органах зрения).
Давайте поговорим о них поподробнее. Скажите, какие другие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово ГЛАЗА?
Ресницы, зрение, цвет, очки, слёзы, веки.
Ученики называют свои ассоциации, учитель записывает их на доске в таблицу.
А теперь, используя свои ключевые слова и мои вопросительные слова, придумайте и запишите вопросы по этой теме.
На доске записаны вопросы.
Что?
Для чего?
Какой?
Из чего?
Как?
Обсудите вопросы в группе и выберите наиболее важные и интересные. (Вопросы от групп учитель фиксирует на доске).
Стадия Содержания
У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них.
Для этого составим «Бортовой журнал».
Что мне известно? Что я узнал нового?
В левой колонке запишите то, что вы уже знаете о глазах. Зачитайте вслух классу, по желанию, фразы из левой колонки.
Остались ли у вас вопросы, на которые вы не знаете ответов? Скажите, как мы можем получить на них ответы. (Можно поискать в учебнике).
На уроке работаем в технологии «Цвета». Дети распределяют между собой карточки разного цвета. На доске висят листы А-4 в последовательности 1 – сиреневый, 2 – розовый, 3- жёлтый, 4 – синий.
Прочитайте инструкцию, есть вопросы?
Карточка на сиреневом фоне.
Внимательно прочитай текст учебника на с. 53, обрати внимание на слова выделенные крупным шрифтом, если необходимо, то аккуратно подчеркни ключевые слова. Рассмотри рисунок на с. 52( он тебе поможет при пересказе). Подготовься пересказать текст группе. Вместе выполните опыт на с. 53.
Вместе выполните задания в рабочей тетради на с. 25 № 51, 52.
Карточка на розовом фоне.
Внимательно прочитай текст учебника со с. 53 (с последнего абзаца), затем с. 54 включая опыт и с. 55 (первый абзац). Обрати внимание на слова выделенные крупным шрифтом, если необходимо, то аккуратно подчеркни ключевые слова. Подготовься пересказать текст группе. При пересказе воспользуйся рисунком на с. 54.
Вместе выполните опыт, описанный на с. 54. Сравните свои выводы с выводами в учебнике.
Карточка на жёлтом фоне.
Внимательно прочитай текст учебника со с. 55 (абзац после опыта) по с. 56 ( первый и второй абзацы). Обрати внимание на слова выделенные крупным шрифтом, если необходимо, то аккуратно подчеркни ключевые слова. Подготовься пересказать текст группе. При пересказе воспользуйся рисунком на с. 54.
Вместе выполните задание в рабочей тетради с. 27 № 56.
Карточка на синем фоне.
Внимательно прочитай текст учебника на с. 56(начни с вопроса) . Обрати внимание на слова выделенные крупным шрифтом, если необходимо, то аккуратно подчеркни ключевые слова. Подготовься пересказать текст в группе. Начни пересказ с вопроса в учебнике.
Обсудите в группе вопрос «Как нужно беречь зрение»?
После того как первый перескажет свою информацию все возвращаются к «Бортовому журналу» и отмечают на какие вопросы нашли ответы, и делают записи в правой колонке.
Стадия Размышления
Чтобы проверить, всё ли вы правильно поняли и хорошо запомнили, предлагаю поиграть в игру «Полезно – вредно». Я буду называть разные действия человека, а вы показывайте «+» - если это полезно и «- « - если это вредно.
- смотреть телевизор с близкого расстояния;
- промывать глаза по утрам;
- тереть глаза руками;
- читать при ярком свете;
- читать при тусклом свете;
- носить солнцезащитные очки;
- бросать в глаза песок;
- использовать при необходимости глазные капли;
- играть в компьютерные игры по нескольку часов.
2. Учитель просит учеников выполнить 3-4 упражнения для глаз:
- глаза двигаются вправо – влево,
- глаза смотрят вверх – вниз,
- зажмуриваем глаза – широко открываем,
- быстро хлопаем глазами,
- рисуем глазами восьмёрку, сначала горизонтальную, затем вертикальную.
3. Если возникла необходимость, допишите «Бортовой журнал». Поделитесь своими открытиями на уроке, зачитав фразу из правой колонки «Бортового журнала».
4. Составьте «Синквейн» в группе по теме урока «Глаз». Представители от группы зачитывают получившиеся синквейны.