Бинарный урок (окружающий мир,ИЗО) на тему: Первоцветы

Тема: "Все на свете цветы - для добра и красоты! Весенние первоцветы"

Цели:

1.Сформировать у обучающихся понятие “раннецветущие растения”.

2. Расширить знания о первоцветах (мать-и-мачеха, медуница, подснежник) их внешнем виде, местах произрастания, о пользе в медицине.

3. Закрепить представление об изменениях в неживой природе весной, показать связь этих изменений с жизнью растений.

4. Развивать связную речь, познавательный интерес, воображение, творческие способности.

5. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.


Ход занятия

1.Орг.момент.

2. Закрепление о сезонных изменениях весной.

- Ребята, отгадайте загадку?

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник зацветёт.

-О каком времени года идёт речь? (Весна) По каким признакам определили, что речь идет о весне? (Подснежник зацветет)

3. Изучение новой темы.

- Сегодня мы познакомимся с жизнью растений, но растений необычных, а каких – вы прочитаете сами
Зачеркните буквы К и Л и прочитайте название растений: КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ

(Один ученик работает у доски).

- Какое слово получилось?

- Как вы думайте, что это за цветы? (Цветы, которые появляются первыми)

- А еще их называют раннецветущие, почему? (Они зацветают ранней весной)

4.- Для того чтобы больше узнать об этих замечательных первоцветах, о местах их произрастания и о пользе, которую они приносят мы отправимся в путешествие на полянки к цветам.

1 Полянка городская (Мать и мачеха).

-Отгадайте загадку:

Теплым лучиком согрет
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет
А листочки такие:
И матушка родная,
И мачеха злая.
Как только растает снег, появляются жёлтые яркие цветы. Они мелкие, но видны уже издали. Их можно встретить и у нас в городе. Эти растения – особенные. Они зацветают до появления листьев. А листья вырастают намного позже.

У растений, которые расцветают ранней весной, питательные вещества накапливаются про запас еще с осени под землей – в корне (корневище). Вот почему весной, как только сойдет снег, растение готово уже выпустить яркий цветок.
Какие еще части есть у этого цветка?

С листьями связано и название растения мать-и-мачеха. Одна сторона листа темно-зелёная, гладкая, твёрдая (как злая мачеха из сказки), бархатная, мягкая (как родная матушка), потрёшь о щёчку и станет тепло. Высушенные листья применяют для лечения кашля. (Картина строение цветка)

- Запомнили, почему это растение “особенное”? (Сначала появляются цветы, а потом – листья)
Почему цветок мать-и-мачехи называют первоцветом?

Кто запомнил, на что похож цветок мать-и-мачехи? (на солнышко)
Давайте нарисуем маленькие солнышки-цветы и украсим нашу полянку.
Какие для этого будем использовать цвета? Теплые или холодные?
А рисовать мы их будем не простыми карандашами, а какими?
Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы побываем на лесной полянке. Где познакомимся с другими цветами.

Отгадайте, о каком цветке идет речь?

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает.

Вслушайтесь в название - «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз. Этот красивый и нежный цветок вырастает из маленькой луковицы. (Картинка строение цветка) В этой луковице собраны накопленные за лето и осень питательные вещества.

Об этом растении написано много стихов, а мы вам приготовили сказку о подснежнике. Прочитайте ее.

Сказка о подснежнике

Однажды старуха Зима со своими друзьями Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Кто помог весне?
К кому он обратился? Найдите это место в сказке и прочитайте.

Вы знаете, что подснежник - лесной цветок. А знаете ли вы, что он занесен в Красную Книгу? Какие растения заносят в Красную Книгу? Почему он занесен в Красную книгу? Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея. Срывают, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.
Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы
- Это капли красоты!
Давайте украсим нашу полянку Подснежниками.

Рисовать подснежник мы будем не красками и карандашами, а стебель и листья – пластилином, сам подснежник будет бумажный. (на партах заготовки цветка и пластилин зеленого цвета)

Где можно встретить весной больше дикорастущих цветов в лесу или в городе? (В лесу)
Поэтому на лесной полянке мы встретим еще один первоцвет. Может кто из вас и знает что это за цветок.

Это прозвище недаром у красивого цветка:
Капля сочного нектара и душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет (медуница)

Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.
Какие насекомые собирают нектар? (пчелы)
Что получается из нектара? (мед)
Когда чаще всего использует человек мед? (когда болеет)
Листья и цветы медуницы заваривают как чай, и пьют при простуде.
Можно ли медуницу назвать первоцветом? Почему?

Медуница умеет защищаться от весенних холодов: листочки первоцвета покрыты специальными волосками, и оттого кажутся пушистыми. Эти особые волоски, как утеплённая одежда, и оберегают растение от мороза.

Изображать цветы медуницы, что бы украсить нашу полянку, мы будем с помощью печаток и ватных палочек.

Итог урока.
Как можно назвать одним словом те цветы, которыми мы украсили наши полянки? (Первоцветы). Что нового вы о них узнали? Какими способами изображали цветы? Какие материалы использовали?

Мы с вами на уроке хорошо поработали и нам хотелось бы в завершении подарить вам стихотворение.

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима
Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)
































































































КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ




КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ




КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ




КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ




КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ




КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ




КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ



КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ


КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ


КПЕРКВОКЦКВЕТКЫ

Сказка о подснежнике

Однажды старуха Зима со своими друзьями Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.


Сказка о подснежнике

Однажды старуха Зима со своими друзьями Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.


Сказка о подснежнике

Однажды старуха Зима со своими друзьями Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.


Сказка о подснежнике

Однажды старуха Зима со своими друзьями Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

СТЕБЕЛЬ

СТЕБЕЛЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТ

ЛИСТ
ЛИСТ

ЦВЕТОК

ЦВЕТОК

ЦВЕТОК


КОРЕНЬ
(КОРНЕВИЩЕ)

КОРЕНЬ
(ЛУКОВИЦА)

КОРЕНЬ
(КОРНЕВИЩЕ)











15