Раскрытие творческих способностей в хореографическом коллективе.

Творчество - сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга.
Для активизации творчества ребенка ключевым является образно-игровой метод проведения занятий.
Особенно ответственно к содержанию и форме занятий необходимо подходить на начальном этапе обучения. Надо включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть» эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений (пластически); проявить себя в игре.
Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями «полет» детской фантазии.
Разноплановость образов наиболее полно раскрывается в этюдной работе.
В основу большинства методик, приемов, применяемых на занятиях, «встроен» образ. Он интерпретируется как образ-штрих, образ-контур, образ- музыка, образ- лексика, образ-эмпатия, образ-сюжет.
В качестве примера возьмем образ маленького пушистого желтого цыпленка.
В данном случае образ-штрих – это изображение маленьких крылышек, подъем на полупальцы, мимическое представление клювика (дети с удовольствием складывают губки «трубочкой», показывая клювик). Образ-контур – демонстрация представления ребенка о том, как двигается цыпленок: мелкие взмахи крылышками, частый бег на полупальцах, озвучивание образа «пи-пи-пи» и т.д. Далее следует обогатить процесс музыкальным сопровождением (образ-музыка), которое активизирует ассоциативное мышление ребенка. Появятся новые решения, гамма выразительных средств расширится. Наиболее глубокому вживанию в роль способствует создание образа-эмпатии. Цыпленок может быть веселым, грустным, тревожным и т.д. Активизация чувственности ребенка осуществляется под воздействием тщательно подобранного эмоционально-красноречивого музыкального материала. Образ-сюжет венчает многоступенчатую художественно-творческую работу.
На начальном этапе этюд может быть рассчитан на индивидуальное представление, в последующий период – на групповое.
На начальном этапе этюд может быть рассчитан на индивидуальное представление, в последующий период – на групповое.
Музыкально-пластический образ цыпленка может являться действующим лицом реального сюжета или сказки. С нашим героем могла произойти, к примеру, следующая история: «Маленький пушистый комочек еще очень слабо стоит на своих тоненьких ножках. Весело бегая по птичьему двору с друзьями, он не заметил длинной, тонкой нити. Коварная нитка запуталась между ногами, несмышленыш упал и ушибся. От боли и досады полились слезы. Потерев крылышком ушиб, цыпленок старается встать, но снова падает,
· не догадываясь о помехе. Пытается найти причину неудач, обнаруживает нить, освобождает лапки. Огорчение исчезает, малыш снова весело играет».
В конечном итоге после продолжительного периода обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только четко исполнять танцевально-лексическую составляющую хореографического номера, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть сценическую роль.
Также для раскрытия творческих способностей я использую музыкально-танцевальные импровизации.
Импровизация - это внутренняя свобода человека, основанная на действенном воображении.
Импровизация состоит как бы из двух частей. Первая - материальная, это как раз знание танцевальной лексики. Вторая - то, что составляет внутреннюю культуру и творческое воображение, т.е. знание литературы, музыки, живописи, скульптуры, прикладного искусства и т.д.
Взаимодействие этих двух частей способствует повышению качества танцевальной импровизации.
При создании учебных заданий на танцевальную импровизацию, я опираюсь на хореографическую подготовку, на тематику импровизации и музыкальный материал, способный вызвать в воспитанниках положительный эмоциональный отклик. "Творческая установка" стимулирует воображение и фантазию, заставляет мыслить.
Как правило, воспитанники, исполняя комбинации, не задумываются о способах их сочинения педагогом. Чтобы побудить их исполнить простую импровизацию, необходимо раскрыть им способ сочинения комбинации, рассказать о квадратности построения движений, завершённости и незавершённости их, показать возможность использования различных направлений, сочетаний разных движений в одной комбинации, а затем попросить исполнить свою комбинацию на определённый музыкальный материал.
Активизации самостоятельного поиска на занятиях помогают такие задания:
1). Движения, выученные на занятии, исполнить в своем варианте.
2). Движения исполнить в различной последовательности.
3). Движения выстроить в комплекс для ритмической разминки.
4). В выполнении «на время» набрать как можно больше разнообразных движений.
5). Найти несколько вариантов развития понравившегося движения.
6). Видоизменять танцевальные элементы, их связь внутри выученных движений.
7). На основе известных танцевальных элементов сочинить новые.
Этапы обучения танцевальной импровизации:
На первом этапе проигрывается музыкальное произведение, а затем исполняется импровизация, которая на данном этапе является как бы стартовой площадкой для дальнейшей работы над качеством импровизации.
На этом подготовительном этапе резко заметна разница в исполнении импровизации у разных детей. Одни из них быстро реагируют на музыку, интуитивно набирают различные движения, другие не решаются начать. Причина здесь в разной степени одарённости, раскованности, фантазии. Но, тем не менее этот важный момент физического действия под музыку, вне зависимости от качества исполнения, должен быть пройден всеми, он-то и является пробой творческих сил каждого ребенка.
Второй этап можно охарактеризовать как поиск средств формирования духовно-интеллектуальной сферы, овладения ими методом ассоциативно-образного художественного мышления. Этот этап представляет собой наиболее трудоёмкий вид работы, требующий и от педагога, и от детей интенсивного творческого труда. Здесь главная задача - обогащение внутреннего мира исполнителя с помощью аннотаций к музыке.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании заданий, продолжительности выполнения заданий. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
15