Урок математики в 4 классе на тему Умножение многозначных чисел на однозначное

Тема: Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное.
Цель: Способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, когда в записи первого множителя в середине есть нули, определять разрядный состав многозначных чисел, решать задачи изученных видов, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях, работать с отрезками (чертить, находить неизвестную величину), окружностями (узнавать, сравнивать); содействовать развитию умения пользоваться чертежными инструментами.
Тип урока: урок-аукцион - освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, когда в записи первого множителя в середине есть нули, определять разрядный состав многозначных чисел, решать задачи изученных видов, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях, работать с отрезками (чертить, находить неизвестную величину), окружностями (узнавать, сравнивать).
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: учебник(стр. 72-73),компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.
.
Мотивация к учебной деятельности.
Присаживайтесь
Сегодня мы откроем тайну –
Секрет математических чудес необычайных
Орешек знанья тверд, но все же
Мы начинаем наш урок
И я хочу, чтобы каждый из вас
В конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил.
И знания новые открыл,
И то, что мне пришлось узнать, могу теперь я применять»

Слайд Смелей иди, вперед шагай,
В любой работе успевай!
- Куда я призываю вас идти на уроке математики? (К новым знаниям.)
- Как вы открываете новое?
2.Повторение. Устный счет
а) «Назови лишнее число»
б) Вырази в тоннах и килограммах

в)Арифметический диктант.
- Выполните задание для разминки, запишите ответы (один ученик на доске с обратной стороны):
4*5;
найдите число, которое в 3 раза больше 9;
6 увеличьте в 8 раз;
найдите площадь прямоугольника, если его стороны равны 9см и 6см.
Проверка: 20, 27, 48, 54 кв. см
г)Игра «Команда быстроногих» ученики быстро записывают только ответы.
· д)6х8,6х4,8х9,9х7,3х7,7х7,9х5,8х7,8х5,9х9,9х6,7х4.
Самопроверка, если 1 ошибка-4, 2 ошибки-3, 3 ошибки-2, 0 ошибок
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Умножению.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Актуализация знаний о действии умножения.
- Что общего в вычислениях? (Табличное умножение.)
- Какие еще случаи умножения вам известны? (Внетабличное.)
- Приведите примеры.
- Как выполнить вычисления? (Сначала умножаем десятки, потом единицы, произведения складываем.)
Эталон.
- Вы вспомнили правило умножения суммы на число, иначе его называют распределительным законом умножения.
Сейчас мы с вами проведем «Блиц- игру» - « Истина или ложь». Я буду вам задавать вопросы, а вы мне должна сказать, это истина или ложь.
а
·в = в
·а
Д. – Высказывание истинно. От перестановки множителей произведение не изменятся. Это переместительный закон умножения./На доске вывешивается карточка а
·в=в
·а/
У. - а
·1=1
Д.- Высказывание ложное. При умножение любого числа на 1 получатся тоже число. /На доску вывешивается карточка а
·1=а/.
У.- а
·0=0
Д.- Высказывание истинно. При умножение любого числа на 0 получатся 0. /На доску вывешивается карточка а
·0=0/
У.- а+0=а
Д. – Высказывание истинно. При сложении любого числа с 0 получается тоже число. /На доску вывешивается карточка а+0=а/ .
У. – При умножении любого числа на 100 справа к числу приписывается 00.
Д. - Высказывание истинно.
У.- При умножении любого числа на 1000 справа к числу приписывается 0000.
Д.- Высказывание ложное. При умножении любого числа на 1000, справа к числу приписывается 000
2) Актуализация умения умножения двузначного числа на однозначное.
Чем похожи и чем отличаются эти примеры? (Д-4)
(Все примеры на умножение, вторые множители одинаковые, а первые увеличиваются на 11.)

Какой пример будет иметь наибольшее произведение? И почему? (Последний пример, так как в этом примере самый большой первый множитель.)
Что будете использовать при решении этих примеров устно? (Распределительное свойство умножения.)
Решают 1-ый пример. 76х7=(70+6)х7=70х7+6х7=490+42=532
- Можно ли распространить это правило на сумму трех слагаемых? (Чертеж прямоугольника, разбитого на 3 части.)
- Запишите, как будет выглядеть равенство в этом случае. (На планшетах:
a*d +b*d+c*d=(a+b+c)*d)
проверка.
- Для чего оно нам пригодится? (Для умножения трехзначных чисел.)
- Продолжите предложение: «Если количество слагаемых будет увеличиваться, то (будет увеличиваться и количество произведений в сумме».)
Какой способ умножения вы ещё знаете? (Умножение в столбик.)
Какой алгоритм вам поможет? (Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число в столбик.)
- Прочитайте его по цепочке.
Слайд «Алгоритм»:
1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.
2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.
3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.
4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.
5.Прочитать ответ.
Дети по одному решают примеры у доски с комментарием, остальные в тетрадях.
87 · 7
98 · 7
Ответы:609, 686.
Что вы повторили? (Распределительное свойство умножения и алгоритм умножения в столбик.)
По плану урока, что я вам сейчас предложу? (Задание для пробного действия.)
Для чего? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.)
Задание для пробного действия.
Вам надо результат последнего примера умножить на 7.
Что нового в этом примере? (Мы никогда не умножали трехзначное число на однозначное число.)
Решите данный пример в столбик, используя только ранее изученные алгоритмы.
- В чем новизна задания?
- Кто из вас вычислял, пользуясь правилом умножения суммы на число, и получил результат? (Результата нет, т.к. не успели.)
- Кто пробовал решить в столбик?
- У кого из вас нет результата?
- У кого есть? (Записать ответы на доске.)
- В чем ваше затруднение? (Не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение за 1 минуту.)
Чем это произведение отличается от предыдущего? (Умножается трехзначное число.)
В чем затруднение? ()
Почему же возникло затруднение? (У нас нет алгоритма письменного умножения трехзначных чисел на однозначное число.)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель дальнейшей работы. (Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)
- Ребята, а если я вам предложу для умножения четырехзначное число или пятизначное, вы к каждому из них будете составлять новый алгоритм умножения на однозначное число? (Мы поняли, нам надо составить алгоритм для умножения всех многозначных чисел на однозначное число.)
- Сформулируйте тему урока. («Умножение многозначного числа на однозначное число.»)
- Что вам может помочь при открытии нового? (Известный алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, распределительное свойство умножения.)
- Какую цель поставим на уроке? (Составить алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное, научиться его применять.)
- Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)
- Тогда по какому плану вы будете действовать?
1) Определим, каких шагов не хватает.
2) Уточним алгоритм.

Реализация проекта выхода из затруднения.
Работа в группах.
Допишите недостающие слова в алгоритм, заполнив пропуски. У вас 5 минут.
1.Записать однозначное число под разрядом единиц многозначного числа.
2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.
3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.
4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) запомнить.
5.Умножить _______________ и прибавить количество ______________, которые запомнили.
6.Записать _______________ под _______________, а __________________________________ (если они есть) запомнить.
7.Умножить ______________________ и прибавить количество ______________________, которые запомнили.
8.Записать ___________________ под _____________________, а __________________________________ (если они есть) записать в разряд ______________________________.
..
9.Прочитать ответ.

- Почему в алгоритме встретилось многоточие? (Умножение может продолжаться, если еще есть разряды.)
- Поэтому предлагаю сократить составленный вами алгоритм, записав его так:
Эталон:
1.Записать однозначное число под разрядом единиц многозначного числа.
2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.
3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.
4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.
5.Аналогично умножить все разряды многозначного числа.
6.Прочитать ответ.

- Чем я дополнила алгоритм? (Аналогично умножить все разряды многозначного числа.)
- Что теперь надо сделать? (Закрепить новое, потренироваться.)
Первичное закрепление во внешней речи.
Стр. 72, № 2– в громкой речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Примеры записаны на доске:
398 · 6 274 · 6
4253 · 5 5372 · 5
23746 · 4 34675 · 4

Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Включение в систему знаний и повторение.
- В каких заданиях мы можем применить новое знание? (в задачах)
- Я предлагаю потренироваться в решении задач.
Стр. 72, № 3
- Прочитайте задачу самостоятельно, вслух.
- О чем в ней говорится?
Что надо найти?
Если успевают, решают задачу по вариантам. Проверка в парах. Если нет – дома.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Подведем итог.
Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» алгоритм письменного умножения многозначных чисел на однозначное.)
Удалось ли достичь цели? Как докажите? (Мы составили эталон)
В каких случаях вы будете пользоваться этим эталоном?
Как найти выполнить умножение любого многозначного числа на однозначное?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся).
- Поднимите красный сигнал те, кто не запомнил алгоритм и не справился с самостоятельной работой.
- Молодцы, вы поняли, в чем ваше затруднение. Какую цель вы поставите перед собой? (Потренироваться дома.)
- Кто запомнил алгоритм, но не справился с самостоятельной работой - Поднимите руку.
- Вы тоже поняли свое затруднение. Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться применять алгоритм.)
- Поднимите зеленую карточку те, кто запомнил алгоритм, сможет его рассказать родителям и не сделал ошибок в самостоятельной работе.
Я думаю, что сегодня все могут поздравить себя и друг друга с успехом, которого вы все добились в открытии нового знания.
Оценивание
76
· 7 =

87
· 7 =

98
· 7 =

686
· 7 =



15