Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел


МБОУ «Красноключинская основная общеобразовательная школа»

Выполнила : учитель математики
Карташова Е.И.
2013 год
Цели урока
Образовательные: повторить и систематизировать знания по теме «Действия с числами разных знаков»; повторить правила; закрепить навыки решения задач.
Воспитательные: развивать чувство коллективизма, навыки взаимоконтроля
Развивающие: развивать самостоятельность учащихся, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности в учении, аккуратность.
План урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Подготовка к закреплению нового материала
Выполните действия устно
закрепление знаний учащихся
итог урока
домашняя работа
Ход урока :1.Организационный этап:
-приветствие;
-готовность учащихся к уроку;
-состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;
-отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)
Учитель. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Сложение и вычитание чисел с разными знаками».
2. Проверка домашнего задания.
Самопроверка с карандашом в руках. Напротив верно решенных заданий ставится плюс. Ответы озвучивает и комментирует учитель.
3. Подготовка к закреплению нового материала. Актуализация знаний.
Выходит к доске один ученик и зачитывает задачу.
Задание №1.
Индийские математики в древности трактовали положительные числа как «имущества», а отрицательные – как «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности». Переведите эти древнеиндийские правила на современный язык.
Учащиеся формулируют правила сложения и вычитания чисел с разными знаками.
А как часто мы встречаем положительные и отрицательные числа. в жизни?
Послушайте мои примеры, а также выступления учеников.
Высота горы Эльбрус 5642 м , а глубина озера Байкал 1620 м.
Как можно выразить данные с помощью положительных и отрицательных чисел ?Город Астрахань находится на 25 м ниже уровня моря, а город Курск на 268 м выше уровня моря.
В Москве была зафиксирована максимальная температура 36,80С и минимальная 42,20С
Из истории аномальных ситуаций: В 2006 году в Москве была зафиксирована температура 70 тепла, а на Камчатке 330 холода.
Значит, в нашей жизни не обойтись без положительных и отрицательных чисел и мы должны уметь выполнять различные математические действия, а для этого надо знать правила и уметь их применять. Давайте повторим их
4 Выполните действия устно
4-10 = -6
7+ (-11) = -4
-6 + (-2) = -8
-10 + 4 = -6
1- 41 = -40
-0,2 + (-3,8) = -4
-24 + 24 = 0
-4 + 10 = 6
1,8 – 3,6 = -1,8
-6,5 + (-3,5) = -10
Расположите числа в порядке возрастания:
-277; 124; -321; 62; 9; -1; 0,5; -5/7; ¼.
2. Расположите числа в порядке убывания :2,8; 0,5; 0; -1; -1,1; 0,1; -16.
5. закрепление знаний учащихся.
Учитель: я попрошу вас разделиться поровну на две команды.
5.1 АБВГДейка.
Вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины.
Разн…сть П…л…жительное ч…слоУм…ньшаем…е …трицательное ч…слоВыч…таем…е Сл…гаемоеВыч…тание Су…маВыч…сть …тнятьК…рдинатная прямая
Чтобы проверить ваши результаты давайте поменяемся карточками. (взаимопроверка)
5.2. Сравните числа:
а) -3542 и 2763; г) -4/5 и -0,8
б) -65,43 и 65,49 д) -0,8 и 2/3
в) – 3/5 и -0,7
ответы зачитывают вслух команды с пояснением
5.3 Без старания нет и знания
Пользуясь ключом для расшифровки, заполните таблицу и прочтите изречение.
А Б В Е ЗИ К М Н О РС Т ШЯ
-4,4 -19 1,8 20 -4,2 2/3 -5 5/7 1/2 0,8 0 5 -12.2
-32 -2
№ п/пЗадания Буква
1 48 + (- 67 ) = 2 - 64 + 84 = 3 -7,2 + 3 = 4 8,4 + (-3,4) = 5 - 4,3 + (- 7,9) = 6 - 8,2 + 3,8 = 7 - 6,5 + 6,5 = 8 - 1,7 + (-2,7) = 9 -1/6 + 2/3 = 10 4/5 + (-2/15) = 11 -7 + 5 = 12 0,1 – (-0,4) = 13 -14 – (-34) = 14 - 32,2 – (-20) = 15 2 2/3 - 2 = 16 -9,32 - (- 5,12) = 17 ½ =
18 - 9,4 + 5 = 19 - 2,3 – (- 2,8) = 20 1 - 1/3 = 21 -19 – (- 17) = 5.4 Найдите ошибку и обведите номер того примера, где допущена ошибка.
7,2-(-5,3)=12,53) 3,6-8,1=-4,5
–3,7-(-6,4)=-10,14) -4,9-1,7=-3,2
4)
Итог: проанализировать правильность выполнения задания.
5.5 Тест-соответствие
Координатная прямая - это прямая,
которые изображаются на коор-динатной прямой точками, рас-положенными на одинаковом рас-стоянии, но в противоположном направлении от начала отсчёта.
Противоположными числами называются числа,
нужно 1) сложить модули слага-емых; 2) перед полученным чис-лом поставить знак «-».
Модулем числа называется равна 0
Из двух отрицательных чисел меньше то, на которой 1) выбрано начало отсчёта; 2)выбран единичный отрезок; 3) указано положительное направление.
Чтобы сложить два отрицательных числа расстояние от начала отсчёта до точки, изображающей это число.
Сумма двух противоположных чисел нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
Чтобы сложить два числа с разными знаками, модуль которого больше
Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно 1) из большего модуля вычесть меньший модуль; 2) перед результатом поставить знак сла-гаемого, модуль которого больше.
6. итог урока
7. Домашняя работа: выполните тест.
 
Тфтыьцтваолаовраолврест№ддНачало формы
1. Найди сумму:  -23 и -44                                                                                             
-67
-21
21
67
2. Вычисли:  27 + (-52)
-79
25
-25
79
3. Вычисли:   -3,7 + 15,9
12,2
-12,2
19,6
-19,6
4. Найди разность: 37 и 105
68
-68
-142
142
5. Вычислите:   57 - (-22)
35
-35
79
-79
6. Вычислите:   -27 - 69
-42
42
96
-96
7. Найдите разность:  -0,3 и -2/7
- 1/70
1/70
-41/70
41/70
8. Вычислите:   -45 + |-66|
-111
21
-21
111
9. Вычислите длину отрезка АВ, если  А(-42),   В(-73)
115
-115
31
-31
10. Известно, что длина отрезка равна 29 и координата одного из его концов равна -7. Найдите координату другого конца отрезка.
22
29
-36
-29
11. Вычислите:   -37 + 37 + 0 + 22 - (-22)
 
Ответ: х=.
12. Решите уравнение:  -х = -29 - (-51)
Ответ:  х =  .
Конец формы