Методическая разработка урока Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел


Методическая разработка урока-практикума по математике
для 6 класса
Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Цель урока: закрепить понятие противоположных чисел и модуля числа, повторить сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Ход урока:
1. Организационный момент.(рассказать о высказывании)
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов
«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо
Поглощать их с аппетитом». А.Франс
Учитель: Ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами совершим плавание на корабле по стране «Сложение положительных и отрицательных чисел».
2. Начнем мы наше плавание из бухты «устного счета».
Устный счет в виде математического лото. Игра идет до первых трех выигравших.
(объяснение правил игры).
3. Мы с вами настроились на математический лад.
Мы покидаем бухту «устного счета» и следуем вперед через пролив «Трудный вопрос».
Сейчас вам придется ответить на ряд вопросов:
Что такое координатная прямая?
Какие числа называются противоположными?
Какие числа называются целыми?
Что называют модулем числа?
Чему равен модуль положительного числа?
Чему равен отрицательного числа?
Чему равен модуль нуля?
Какое из двух отрицательных чисел считают большим?
Какими числами выражается увеличение, уменьшение любой величины?
10.Чему равна сумма противоположных чисел?
11.Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
12.Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
13.Каким действием можно заменить вычитание числа b из a?
14.Как найти длину отрезка на координатной прямой?
4. Мы успешно миновали пролив «Трудный вопрос» и направляемся к островам, где вам предстоит выполнить несколько заданий.
Вы должны без труда справиться с этими заданиями и тогда вас ждут «Удача» и «Успех».
Задания:
Для каждого числа укажите противоположные ему числа:
-45; +11; -b; 0; -(-3); -(+4); +(-7).
Закончите каждое равенство так, чтобы оно было истинным:
/-4/=+/-7/=+/-6/=
/+5/=-/-9/=+(-а)=
/0/=-(-5)=-(+5в)=
-/+5/=-(+8)=+(-85х)=
Запишите сумму чисел, раскрыв скобки.
-(-5) + (-7)=
+(-4) – (-9) – (+9) + (+14)=
-(-(-14)) – (+(-12)) – (-(+11)=0 – (+а) – (-с) + (-а) + (+с)=
Вычислите, раскрыв предварительно скобки и модуль:
-(-12) + (-27) - /-12/=
+/+17/ -(-17) - /+17/=
-/-42/ - (-42) - /-42/=
+/-24/ - (+24) + (-24)=
+(-2) – (+2) +/-2/ - /+2/ - (-2) - /-2/=
Решите уравнение:
/х + 9/=34
/х – 7/=25
/х + 8/ - 7 = 24
/х + 5/ - 9=41
5. «Исторический залив».
Учитель: Я представлю вам несколько высказываний, а вы приведете примеры, опровергающие данные высказывания.
Значение выражения (-m) всегда отрицательно.
Если /m/>/n/, то m>n
Если /m/=/n/, то m=n
Учитель: Если посмотреть на опровержения данных высказываний, то можно сказать, что мы провели доказательство.
«Дошла до нас старая, как мир, легенда…» (рассказать легенду).
Вывод: «Математика – это доказательство».
В жизни, правда, все не так просто (рассказать случай с Ньютоном).
Мы с вами благополучно прошли через «Исторический залив» и оказались в открытом «Море – океане» знаний.
Удачно пройти океан и добраться до мыса «Надежды», нам помогут примеры, ответы которых составляют известную пословицу.
В Е Ё Ж З2 5/6 6 13/24 1/18 -3 7/16 11/24
ПРС Т Ч
-2/3 -5 17/18 -9 13/24 -1/2 -13/42
И Л Н О
-3 13/14 -7/10 -1 87/110 -11/18
ШЬ Ю-12 17/22 1/6 1 16/75 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Ч т о п о с е е ш ь в ю н о с т и, т о
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
п о ж н ё ш ь в з р е л о с т и
Выполнить действия:
/Набор заданий на вычисление разных по уровню сложности для каждого класса/
7. Благодаря пословице мы добрались до мыса «Надежды».
В надежде на то, что выполнив все эти серьезные задания, вы без осложнений напишите контрольную работу.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Между некоторыми цифрами поставьте знаки «+» или «-» так, чтобы равенства были верными.
…1…2…= 3
…1…2…3 = 4
…1…2…3…4 = 5
…1…2…3…4…5 = 6
…1…2…3…4…5…6 = 7