Внеклассная работа по географии. Сценарий фестиваля Птица счастья.

Сценарий метапредметного внеклассного мероприятия «Птица счастья»

Действующие лица и исполнители:
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 3
Чтец 1
Чтец 2
Чтец3
Чтец 4
Чтец 5
Чтец 6
Журавли – 4 учащихся
Девочка
Мальчик
Леший
Водяной
1 экскурсовод
2 экскурсовод
3 экскурсовод
4 экскурсовод
1 ребёнок
2 ребёнок
3 ребёнок
4 ребёнок
Краевед

Реквизиты:
Шары, журавлики, аппаратура, презентация, 5 больших журавлей, 30 маленьких с пожеланиями, 23 эмблемы журавлиные, объявление, надписи, носы для журавлей и накидки, вечный огонь, пальмы, цветы.

Оформление зала:
А) На сцене – косяк журавлей и слова – высказывания: «Увидишь белого журавля – будешь счастливым человеком» (Народные поверья).
Б) На стене слева: выставка рисунков, вышивки, оригами и надпись «Страница «Тревожная».
В) На стене справа: вечный огонь, вверху журавль летит и надпись «Страница «Легендарная».
Г) Тучка, солнце, радуга, домик, цветы. Возле домика надпись: «Страница «Фольклорная».
Д) Экран для демонстрации презентации.
Е) Стол для подарков и дипломов по номинациям. Надпись «Страница «Конкурсная».



Ход мероприятия

Учитель: Уважаемые гости, дети. Сегодня я приглашаю вас на фестиваль «Журавлиное Ставрополье», сценарий которого написан по проектам и работам учащихся. Посвящён он птице, являющей собой разносторонний образ природного и культурного наследия нашей Родины. Мы вместе с вами перелистаем страницы с глубоким и творческим содержанием. Проекты выполнены в рамках внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Ведущий 1 ( трек №1)
Журавли покидают нашу Землю.
Люди,
Не пора ли опомниться?
Только подумайте –
Журавли покидают нашу Землю.
Я помню
Их курлыканье над головой,
Над полями весенними,
Ржаными, пшеничными,
Льняными,
Всеми.
Через каждые сто шагов,
Над нами в небе
Трепетал ладный хор.
Это значит,
На каждый километр земли
Десять тысяч журавлей звенело тогда.
Конечно, очень больно!
Онемело небо,
Только поют высоковольтные провода!

Учитель: Вашему вниманию предлагается проект видеоролика, созданный в программе МОВЕ МЭКЕР учащейся 10 класса – Самарской Алёной.

Видеофрагмент – проект учащейся 10 класса Самарской Алёны.

(Трек №2)
Ведущий 2: Летят журавли в поднебесье. Громко и дружно курлыкают. Ладный хор, многоголосый.

Ведущий 3: Слушая этот голос, люди почти не обращают внимания на него, думая о своих проблемах.

Ведущий 2: Но милые друзья, это птица счастья, птица, которая символизирует бессмертие человеческого подвига.

Ведущий 3: Сегодня мы совершим все вместе путешествие по страницам книги, которая поможет нам больше узнать об этой удивительной птице.

Ведущий 1: А перелистать страницы нам помогут танцоры, ораторы и певцы, лесные жители , а для любителей острых ощущений предоставиться возможность встретиться со злым духом леса.

(Трек №3. Музыка из передачи «В мире животных». Открывается страница «Легендарная»).

Учитель: Первая страница расскажет о том, как образ журавлей прослеживается в легендарных исторических событиях и с чем связывают эту птицу разные народы.


Ведущий 2: (Трек №4. Песня «Журавли») Тише, тише, вы слышите, это они в этой песне превращаются в живые существа – белых журавлей.

(Исполняется хореографическая композиция «Журавли» в сопровождении хора и танцевальной группы из 2 девочек).

Сл. Р. Гамзатова.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех давних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.


Чтец из хора 1:
Год за годом заря над землёю вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом.
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своём.
Только страшная война ударила огнём,
Подпоясав мальчишек солдатским ремнём.

Песню собственного сочинения исполняет Сивцова Ж.Н. – «Журавли».

Чтец из хора 2:
Но живы они, будут живы,
В клин вписавшись журавлей.
И слышны постоянно позывы:
«Посмотрите на нас поскорей!»

(Трек №5. Тревожный набат).

Чтец из хора 2:
А потом молодёжь поднимала ракеты,
И всё что можно желать им Родина дала.
Но с чужих полигонов бессонной планеты
Смерть грозила всю землю уничтожить дотла.
Пепел атомной бури раскалён добела,-
Хиросиму в то время настигла она.

Учитель: Перед сами на слайде проецируется легендарная история о том, как японская девочка делала журавликом ради спасения своей жизни.

(Группа детей с девочкой из Хиросимы исполняют песню «Журавлики». На слайдах проецируется атомный взрыв 1949 года.)
Бумажных журавликов стая
Слетает с ладони ко мне,
А я не болею, а таю,
И верно, растаю, как снег.
Растают и слёзы, и беды,
Уйдут на совсем, на века,
И стая журавликов белых
Уйдёт в этот миг в облака.

Припев:
Пусть летят журавлики бумажные,
Я дарю им крылья, крылья каждому,
Чтобы они встретили в пути
Всех, кого люблю, кого хочу спасти.-2р.



Чтец из хора 2:
Зовёт их История, очи суровы:
-Откуда вы, кто вы,
На что вы готовы?-
В ответ поднимаются сильные крылья:

Журавли с девочкой вместе:
_ Всю землю большую берём на поруки.
Родная планета, цвети, зеленей!
Мы любим тебя в переливах огней.
Мы сделаем всё ради завтрашних дней!

(Все под музыку последнего трека уходят).

Ведущий 3: Да, они могут сделать нашу планету чище, лучше, дружней. А может ли человек ответить журавлиному сердцу тем же?

Ведущий 1: Мы перелистаем книгу на следующую страницу «Тревожная».

Учитель: Эта страница расскажет о том, какие виды журавлей гнездятся на территории России и Ставрополье, как журавли подвергаются преследованию со стороны человека разумного, какие меры принимаются, чтобы увеличить популяцию птиц.

(Трек №3. Музыка из передачи «В мире животных». Открывается страница «Тревожная». Проецируются слайды с изображением Красной книги).

Девочка:
Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят,
Богаты мы!!!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш
На считанных озёрах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые
Считанные зёрна
Неслышно зреют
В малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин
Ухает из тьмы.
Неужто внуки
Лишь по Красной книге
Узнают,
Как богаты были мы?!

Мальчик:
Красная книга. Листая страницы,
Сколько за строками драм?
Этого зверя и эту вот птицу
Нет, не спасти уже нам!
Красная книга лесов, поднебесья,
Горных массивов и вод
Тихо! Опять журавлиную песню
Слышите, кто-то поёт

Исполнение песни «Журавлик» мамой учащегося 2 класса – Сивцовой Жасминой Николаевной.

(Трек № 6).

Чтец №5:
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Чёрное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю, непреклонную к борьбе,-
Всё, что от былого поколенья,
Переходит, молодость к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Песня о птицах в исполнении Аникеевой Анастасии.

(Трек№7.)
Ведущий 2:
Что ты, лес, вершины гнёшь?
Землю ветками метёшь?
Иль что-то вдруг случилось?
Леший:
Да, что-то случилось!
Да, что-то случилось!
Вдруг утро померкло
И солнышко скрылось.

Ведущий 3:
И грянул тут гром
Среди ясного неба,
И ветер завыл,
Задыхаясь от гнева,
И вздыбилась речка,
Волнами покрылась
Недоброе дело
С Журкой случилось.

Леший: Я долго живу в лесу и знаю, сколько журавлиных сердец было просто уничтожено ради забавы и удовольствия. Все говорят мне, что я Леший – дух недобрый. Но я хочу поспорить. Я люблю слушать птичий гомон, остерегать все злачные и красивые места в лесу, помогать людям. Если они с добром в лес пришли. И мой дед мне рассказывал, что есть поверье: « Если впервые увидишь в небе стерха – белого журавля – на улучшение жизни, на огромное счастье он обрекает». Вот так и живу счастливо: то в лесу, то на болото к Водяному заглядываю. А вот и мой друг.

(Трек№8. Песня из м/ф «Летучий корабль» в исполнении Водяного.)
Водяной: (поёт)
Я - Водяной, я – Водяной
Никто не водится со мной.
Лишь мой Журавль – чернуха
Он для меня – везуха.

Припев:
Эх, жизнь моя, везуха,
Я не хочу в болото!
Живу я с другом вместе,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!

Я – Водяной, я - Водяной
И охраняю я с тобой
Моих друзей охотных –
Журавушек болотных.

Припев.

( Трек №8. на сцене появляются экскурсоводы. Идёт презентация о видах журавлей и местах их обитания: картинка и карта).

1-й экскурсовод: В обыденном представлении журавли – это курлыкающие в голубых небесах птицы, образующие в полёте «клинья», устремлённые осенью в тёплые края, а весной из тёплых краёв в места гнездований. На них 2 раза в год любуются стар и мал, задушевные доносятся голоса из заболоченных мест.

2-й экскурсовод: Положение с этими замечательными птицами весьма тревожное. Давайте заглянём в Красную книгу, задавшись вопросом: почему исчезают с наших просторов журавли?


3-й экскурсовод: 4 вида подвергаются преследованию браконьерами – стерх, даурский журавль, японский журавль и журавль – красавка. Допустимо ли такое двойное преступление – нарушение запрета на добычу и кощунство, самое настоящее надругательство над светлыми образами, над теми, кому поставлены величественные монументы народной памяти. (Слайд памятника).

4-й экскурсовод: Мне думается, что каждый из нас должен определить самостоятельно, что за всеми нарушениями стоит исчезновение удивительных видов грациозной птицы.

1-й экскурсовод: Стерх – белый журавль. Рост его больше метра, размах крыльев более двух метров, масса – 7-8 кг. Белый красавец стал постепенно исчезать. Причина тому: естественные изменения среды обитания, исчезновение болот, пересыхание водоёмов, сокращение кормовой базы. А много ли в наше время этого пернатого великолепия? В гнездовьях Якутии насчитывается 200 – 250 птиц, в Тюменской области – несколько десятков. Поэтому на местах зимовки в Индии в 1981 году создан национальный парк. На пролёте птицы охраняются в Астраханском и Наурзумском заповедниках. В Окском заповеднике живёт 12 стерхов. Однако стерх должен жить!

Краевед: (в сокращении) Особое внимание обратил на спасение этой птицы президент России В.В. Путин. Спасенный белый журавль из стаи «Полет надежды», с которой в сентябре президент России Владимир Путин пролетел на мотодельтаплане, передан российским орнитологам. А они уже должны доставить его обратно в Окский заповедник. Путин, находясь за штурвалом мотодельтаплана, совершил три полета, из которых два были с журавлями-стерхами. Смысл акции заключался в том, чтобы приучить выросших в неволе птиц следовать за своим вожаком во время перелетов. В 2006 году поступила интересная информация от Россельхознадзора Ставропольского края. Инспектора Россельхознадзора наблюдали мигрирующих стерхов. Группа стерхов, состоящая из 12 птиц была отмечена на востоке Ставропольского края. По словам сотрудников Россельхознадзора птицы летели в северо-восточном направлении. Однако через два дня в том же самом районе уже другая группа инспекторов встретила стаю стерхов, в которой насчитывалось уже 18 (!) стерхов. Не совсем ясно, идет ли речь об одной и той же или это были все же, разные птицы? Я проверила эту информацию в интернете и попыталась понять, как могли стерхи оказаться в нашем регионе. Удивительно лишь то, что птиц было так много. Пришла к выводу, что вероятно, отмеченные на Ставрополье стерхи это птицы Обской популяции, зимовки которой находятся в Иране. Сотрудники Россельхознадзора Ставрополья заявили об абсолютной недопустимости открытия весенней охоты на территории Ставрополья.

2-й экскурсовод: Японский журавль – птица рослая и красивая! Высота 13-150 см, масса до 12 кг. В наряде птицы сочетаются чёрный и белый цвета оперения. Не случайно у японцев он почитается как священная птица и его образ во всех видах классического изобразительного и прикладного искусства. Этот журавль в несколько лучшем положении, чем стерх, но тревога за его будущее обоснована. В природе они обитают в Корее, Китае, Амурской области, Хабаровском и приморском краях и в Японии. Всего их живёт 1000 журавлей этого вида. Японский журавль охраняется в Хинганском заповеднике и во всех местах его обитания.

3-й экскурсовод: Даурия – это русское название Забайкалья и Западного Приамурья. В этих областях даурский журавль редок. Основные места обитания – Монголия и Северный Китай, где сохранилось до 3000 особей. Мало кто даже из зоологов встречал в природе эту эффектную, оригинальную по окраске и изящную птицу. Но она не мала. Её рост 140 см. масса до 7 кг. Оперение тёмно – серое со свинцовым отблеском, голова и задняя часть длинной журавлиной шеи белоснежные, щёки ярко – красные, в красных чулках и ноги. В неволе этих птиц считанные единицы.

4-й экскурсовод: Чёрный журавль. Название птицы соответствует её оперению. Чёрное оно, только светлая шея да голая кожа на голове, будто красная шапочка. Ноги чёрные, клюв зеленоватый. Невелик этот журавль по сравнению с предыдущими видами, его росточек 110 – 115 см, масса до 5 кг. Сам чёрный, и биография у него «тёмная». Всего лишь 25 лет назад удалось обнаружить гнездо с кладкой яиц в природе. В России чёрный журавль гнездится на юге Якутии, в Забайкалье, в Амурской области, в Хабаровском и Приморском краях. Зимуют чёрные журавли в Японии. Их численность определяется в 4000 особей.

5-й экскурсовод: Журавль – красавка – некрупная птица. Масса 2,5 – 3 кг, росточек не более 70 – 75 см. Оперенье пепельно-серое с сизым отливом, но на голове и шейке оно чёрное. Чёрные перья и на концах крыльев, а для «моды», чтобы покрасоваться, по бокам головы изящные пучочки длинных белых перьев. Будто косички свои расчесала пернатая красавица, хотя, правда, носят их оба пола. Ноги чёрные, клюв не яркий, и в общем птица одета строго, элегантно, без крика. Общая численность в нашей стране до 50 тысяч особей. Основная масса гнездится на открытых пространствах Калмыкии и Казахстана. Вне нашей страны красавка распространена в Монголии, Турции. Зимуют птицы в Африке, Индии, Бирме и Китае.
Краевед: ( в сокращении) Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края в 1999 г. были начаты работы по созданию первого в крае Ставропольского лесостепного заповедника на г. Стрижамент, площадью 7765 га.Стрижамент – самая высокая гора Предкавказья и всей Русской равнины с абсолютной отметкой 831 м. Разнообразна фауна. 22 вида животных относятся к редким исчезающим видам, многие из которых занесены в Красную книгу России. Это красивые жужелицы кавказская и венгерская, тритон Ланца, кавказская жаба, квакша Шелковникова, лесной кот, розовый скворец, фазан, подорлик малый, могильник, филин и, конечно же журавль-красавка.
6-й экскурсовод: Недалеко от города Светлограда, а также а Сенгилеевском водохранилище, на болотной территории Ставрополья обитает серый журавль. Он имеет высоту 80-100 см, вес его до 8- 10 кг. По нашим данным наблюдений самцы и самки серого журавля внешне похожи. У них партнёры верны друг другу всю жизнь. В гнезде одно – два яйца. Тип развития выводковый. Обсохнув, птенцы следуют за родителями, в первый же день плавают. Десятинедельные летают. Питаются растительной пищей, реже насекомыми.

Краевед: ( в сокращении) Озеро Маныч-Гудило (Большой Маныч) – уникальное соленое озеро в Калмыкии, Ставропольском крае и Ростовской области, одна из территорий заповедника «Черные земли». По ночам озеро гудит, отсюда и имя: Маныч-Гудило. Слово "Маныч" – татарское, обозначает "соленый" или "горький".Площадь водоема 350 кв. км. Озеро Маныч-Гудило является  остатком древнего океана Тетис, соединявшего  Азовское, Черное и Каспийское моря. Многочисленной и разнообразной на озере Маныч-Гудило является орнитофауна: чомга, кудрявый пеликан, лебедь-шипун, кряква, серый журавль, озерная чайка, береговая ласточка. Небольшой домик Сахаровых в селе Красный Октябрь Буденновского района покажет любой из местных жителей – здесь Николая Давыдовича знают не только как настоящего защитника пернатых, которому нередко «подбрасывают» на воспитание подранков, но и как человека, увлеченного творчеством: он пишет картины и стихи, а еще увлекается резьбой по дереву.
– А вот и мои «старожилы», – загадочно улыбнувшись, представил своих пернатых питомцев Николай Сахаров. Обгоняя друг друга, на середину двора выбежали журавли. Они сначала оглядели меня, важно расхаживая по двору, а потом, расправив крылья, продолжили утреннюю пробежку. Как только в руках у хозяина появилась горбушка хлеба, птиц можно было уже разглядеть поближе: у степных журавлей пепельно-серое оперение с красивым отливом, на шее – черный «галстук», а по бокам головы – изящные пучочки длинных белых перьев. Наверное, за этот строго элегантный вид их и назвали красавками. Птицы давно занесены в Красную книгу как исчезающий вид, а у орнитолога-любителя живут годами: долгожительнице Журке уже сорок лет! Другим значительно меньше, но они тоже стали обычными домашними обитателями.

Танец журавля исполняет Евсеенко Анна.

Чтец 6-й :
Журавли, наверное, вы знаете,
Сколько песен сложено про вас,
Сколько вверх, когда вы пролетаете
Смотрит затуманившихся глаз.
Из краёв болотных и задебренных
Всплывают в небо косяки.
Крики их протяжны и серебряны,
Крылья их медлительно гибки.
Годы мне для памяти оставили,
Как стоял я около реки.
Сколько лет, за вечною работою,
Вдалеке от пасмурных полей,
Я живу со странною заботою –
Увидать бы в небе журавлей.

Песня о журавлях – Попова Анастасия.

(Трек №3. Музыка из передачи «В мире животных». Открывается страница «Фольклорная». Проецирутся слайды о потешках, сказках).


Ведущий 1: А сейчас мы отправляемся на страницу «Фольклорная». О журавлях много сказано сказок, сложено поверий и сказаний. Среди учащихся школы состоялся конкурс сочинений и частушек о журавлях.

Учитель: В проекте дети собрали изумительный материал о журавле в устном народном творчестве, сказках, преданиях и сказаниях. На страницах на стенде представлены работы детей. Собраны сказки на диске.

Ведущий 3: А в русских народных прибаутках, шутках, поговорках.

1-й ребёнок:
Журавлёнок жёлудь взял,
Бросил жёлудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглёром.

2-й ребёнок:
Долгоногий журавель,
Ты не с мельницы теперь?

3-й ребёнок:
Я на мельницу летал –
Там диковинку видал:
Козёл муку мелет,
Коза подсыпает,
А маленькие козлятки,
Работают без оглядки,
Мешки насыпают,
Домой отправляют.

Учитель: Сейчас прозвучат русские народные частушки, представленные учащимися на конкурс.

Исполнение частушек учащимися начальной школы.

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Журавлям добра желаем
И поддерживаем их.

А у наших у ворот
Лиска песенки поёт:
«Исчезает на планете
Журавлиный наш народ».

Когда осень наступает,
Журавли на юг летают.
А Светлана так горюет,
Дома с дедушкой воюет.

Жизнь дают нам журавли
Ясную, красивую.
Только войны подвели
Нашу Русь счастливую.

Сколько Маша не кричала
Журавлиным голосом.
Всю деревню распугала
Громким своим тонусом.

Понапичкали поля
Ядохимикатами.
Журавли уж не летают,
Людям горе предвещают.

Сколько лет прошло с тех пор
Хиросиму знаем.
Экологический отпор
Журавлиной стаей.

Прилетим мы к вам, ребята,
Только берегите!
Не ломайте вы леса –
Журкину обитель.

Разрешите свить гнездо,
Там, в чащобе, далеко.
Наших деток не губите!
Яйца с гнёзд вы не берите!

Было ас совсем немного,
Учитывая мнения.
Убивают нас подчас
Ради развлечения.

(Вместе).
Мы вам только что пропели
Журавлиные запевы.
Вы нас, люди, берегите
И почаще нас щадите!

Учитель: У армянского народа журавль – национальный символ изобилия, счастья и добра. Этому прекрасному существу и наследию народа посвящается композиция в исполнении Сивцовой Марии.

Сивцова Мария исполняет композицию с барабаном.

(Трек №3. Музыка из передачи «В мире животных». Открывается страница «Конкурсная». Проецирутся слайды номинаций конкурсов).

Учитель: Итогом мероприятия было награждение победителей конкурсов по номинациям грамотами и ценными подарками.

Награждение по итогам конкурса:

Номинация «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Номинация «ПИСАТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ»

Номинация «ЧАСТУШЕЧНАЯ»

Номинация «МОЯ ПЕСНЯ»

Номинация «САМЫЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ПРОЕКТ»


В конце мастер – класса дети вручают гостям журавлики- пожелания.