Конспект урока по литературе по произведению Н.В.Гоголя Тарас Бульба, 1-й урок (7 класс)

Класс: 7
Тема: Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями.
Дата:
Цель: выявит основные характеристики персонажей повести.
Задачи:
Обучающая: учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.;
Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст;
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Интерактивная доска
Нейтбук
Презентация
Аудиозапись (Встреча Бульбы с сыновьями)
Иллюстрации портрета Н.В.Гоголя.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Поощрительные фишки
План урока:
1.Орг.момент
2.Включение в материал
3.Изучение нового материала
4.Подведение итогов
5.Домашнее задание





Ход урока:
1.Орг.момент.
Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с ещё одним вызывающим восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу, писателем Николаем Васильевичем Гоголем. (Портрет на интерактивной доске).И с его повестью «Тарас Бульба».
Открыли тетради, записали число, классная работа, тема Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Содержание повести и его герои.
2.Включение в материал.
Показать портрет Гоголя на интерактивной доске.
Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.
Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.
В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.
Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.
О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».
3.Повторение ранее изученного.
Ребята,а давайте вспомним какие литературные жанры мы знаем? Чем отличается повесть от других жанров. (Дают определение повести как литературного жанра). Открываем тетради записываем повесть-  художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему.

4.Изучение нового материала.
Прослушайте аудиозапись встречи Тараса с детьми. (аудиозапись)
Как Тарас обращается к своим сыновьям?
Как Остап относится к отцу?
Рад ли Тарас к встрече с сыновьями?
Над чем он смеется?
Понимает ли мать Тараса и своих сыновей?

·Сегодня мы рассмотрим первые две главы.

(Портрет Бульбы)
– Какую характеристику автор дает Бульбе? (Тарас был во славу христианства».) (I ч.)
– В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)
– Как отнеслась к решению мужа мать? («Она не могла удержаться от слез».) (I ч.)
Задание: зачитать – «Одна бедная мать».
– Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч.. «В самом деле глядела)
– На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит»)
ФИЗМИНУТКА:
Весёлая разминка с тропами

От скрытого сравнения метафоры устали,
И с олицетворением тихонечко привстали.
Эпитет и гиперболу за руки крепко взяли,
И вместе дружно, весело из книги зашагали.
Вперёд два шага сделав, литоту повстречали,
Остановились, прыгнули и, наконец, сказали:
«Пора нам возвращаться вприскочку и вприпрыжку,
Мы славно погуляли, нас заждалась уж книжка!»
А теперь мы рассмотрим как автор, Николай Васильевич Гоголь, показывает внешность Остапа и Андрия.
Портреты на интерактивной доске.
Задания по тексту:
Зачитайте описание внешности Остапа. Какие черты выделяются в его потрете?
Объясните почему он закапывал свой букварь?
Как он относился к учебе?
Почему он все-таки стал учиться?
Как он относился к наказаниям за проделки?
Какие черты характера вы можете выделить в Остапе?
Портрет Андрия.
Прочитайте как выглядит Андрий.
Какие черты выделяются в его портрете?
Как Андрию давалась учеба?
Как он вел себя в проделках?
Наказывали его? Почему?
Какие выводы о качествах характера Андрия вы можете сделать?

5.Подведение итогов.
Какой жанр литературы мы сегодня вспомнили?
С каким писателем и произведением мы сегодня познакомились?
Каких персонажей повести вы сегодня узнали?
Какие у вас впечатления от прочтения первых двух глав?
6.Домашнее задание.
(7 слайд) Открыли тетради, начертите таблицу и заполните её дома.
Открыли дневники записали домашнее задание: заполнить таблицу в тетради, читать 3 и 4 главу.
Кто не записал?
Сегодня активными быливы получаете оценки( судя по количеству фишок которые раздавались в течение урока, за ответы)
Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания.



15